Ретро-бонус — как грамотные поставщики привязывают к себе клиентов
• Как работает ретро-бонус?
• Как избежать манипуляций закупщиков?
• Какие лайфхаки используют крупные компании?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво описать как использовать ретро-бонусы
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.
Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Дивертисмент
Ретро-бонус и пляски вокруг него
Фактически, ретро-бонус это вознаграждение за соблюдение условий договора. Он выплачивается после-того-как, поэтому и называется «ретро». Это не взятка. Есть законодательные акты, юридическая и бухгалтерская практика оформления ретро-бонусов.
Иногда их еще называют рибейтом, от английского слова скидка или уступка. В любом случае, хоть бонус, хоть скидку клиенту предстоит заработать и это главная идея, которую нужно донести и до клиентов, и до менеджеров по продажам.
В статье «Секреты закупщиков — топ 10 уловок, с помощью которых клиент может забирать всю прибыль поставщика или подрядчика» я описывал способ получить скидку без того, чтобы ее заработать. Он заключается в том, чтобы подписать договор на большой объем по соответствующей цене, а выкупать по чуть-чуть.
При слове «ретро-бонус» хитрый закупщик вряд ли обрадуется и постарается найти поставщика, который не читает статьи на vc). Но эта проблема легко решается, если до последнего играй по правилам другой стороны, а в самом конце прописать в договоре зависимость цены от объема отгрузки.
Если закупщик играл честно, то принципиальных возражений у него не будет. А если он хотел обыграть, то места для маневра у него может уже не остаться.
Начинающие менеджеры по продажам скажут, что так отношения не строятся и дела не делаются. В действительности все обстоит немного иначе. Закупщики не работают на постоянной основе с теми, на ком можно ездить. Об этом я писал в статье «Как повысить лояльность персонала и клиентов с помощью слова «нет».
Кроме объема поставок условием для ретро-бонуса может быть отсутствие дебиторской задолженности, включение определенных позиций в ассортимент, наличие в штате сертифицированных специалистов, участие в выставках и конференциях или их проведение.
Бонусировать можно что угодно. Часто расчеты ведут в баллах, за которые присваивают статусы. Поработать на то, чтобы получить статус «золотого партнера» понятней, чем поработать ради бонуса, хотя по сути это одно и то же.
Лайф-хаки
- Ретро-бонус всегда можно оформить допсоглашением на короткий период времени. Одним из ретро-бонусов станет пролонгация допсоглашения.
- Совсем не обязательно речь должна идти о денежном бонусе или скидке. Вознаграждением может стать доступ в определенную тусовку (Орифлейм так делает), приглашение в роли спикера или эксперта и прочие полезные активности.
- Лучший ретро-бонус — это лиды или любой другой способ поддержать бизнес своего партнера. К слову, в Microsoft Dynamics CRM бонусы за продажу лицензии составляли каких-то 20% против 50, а порой и 60 у других вендоров. Однако, Dynamics приглашали в такие проекты, что никто уже и не обращал внимание на размер партнерского вознаграждения.
- А самый-самый лучший ретро-бонус — это возможность работать с вашей компанией. Представьте, что вы пришли к Девиду Огилви и он не отказал вам как компании Xerox, а взял в работу и сделал вторую Coca-Cola.
Итого
Каждый клиент с удовольствием делает то, что заложено в интересную для него игру.
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.