6 ошибок при распаковке личности и экспертности, из-за которых личный бренд не цепляет, а продажи полетят в трубу
«Что говорить о себе, чтобы продавало?»
«Как раскрыть (распаковать) свою личность так, чтобы клиенты сами шли?»
«Кажется, я уже всё рассказал(а)… но нужен еще контент!»
Неважно, новичок или гуру — рано или поздно каждый упирается в вопросы распаковки, а 80% из тех, кто озадачивается распаковкой личности и экспертности совершает одни и те же ошибки.
Я провела сотни распаковок для:
- Опытных блогеров с онлайн-школами (100К+ подписчиков);
- Начинающих экспертов, которые только выходят в инфопространство;
- Продавцов услуг: брокеров по недвижимости, дизайнеров и других специалистов;
- Коучей и тренеров с 10+ годами практики;
- Предпринимателей, развивающих личный бренд.
Не важно, какой опыт в онлайне, распаковка личности время от времени требуется всем.
В этой статье поделюсь самыми частыми ошибками, которые допускают люди при распаковке личности / экспертности. И объясню, чем они чреваты.
P.S. Меня зовут Елена Зайцева, я маркетолог по упаковке, в том числе делаю распаковки личности. Подписывайтесь на мой канал — там разбираю кейсы, даю рабочие фишки и полезные материалы.
6 задач, которые решает распаковка личности (и почему без нее контент слаб на продажи)
1. Что говорить о себе и своём би��несе в блоге, самопрезентации, на сайте, в сторителлингах, на прямых эфирах, в обучающих уроках и т.д.
Важно говорить не то, что мы хотим сказать, а те смыслы, которые зацепят аудиторию и найдут у неё отклик. То есть из своей жизни и личности нужно "распаковать" именно те факты, которые вызовут отклик, а не всё подряд.
2. Кончились идеи... Кажется, я уже сказал(а) обо всём.
Важно не выдумывать фантастические вещи или каждый раз что-то новое. Можно посмотреть на свою жизнь под другим углом и те же факты рассказать иначе. В интернете спокойно можно повторять одно и то же 5 раз, потому что с первого раза информация редко доходит до всех. Такова специфика онлайна.
3. Мало покупок... Почему? Ведь мы говорим слово в слово то, что аудитория хочет услышать, согласно анализу.
Пример: у человека есть потребность, например, пройти курс финансовой грамотности. Курсов много, и все они закрывают эту потребность. Распаковка личности нужна, чтобы ответить клиенту на вопрос:
«ПОЧЕМУ КУПИТЬ НУЖНО ИМЕННО У ВАС?»
Нужно говорить фактами и смыслами, чтобы у подписчика в голове: "Хоп... и зажужжало", чтобы он понял: именно этот человек решит мою проблему. "Да, я доверяю".
4. Сделать свою личность понятной через распаковку — ведь покупают, когда всё понятно.
Будет странно, если просто записать длинное видео со своей биографией и ключевыми достижениями. Его никто не посмотрит. Но цельный образ сформировать нужно. Как это сделать? Во-первых, распаковать все важные аспекты личности. Во-вторых, равномерно вкраплять факты о себе в контент. Нам нужно раскрыть личность для аудитории, но аудитории интересно слушать про себя, а не про нас. Поэтому — только дозированно.
4. Кажется, что мы говорим в блоге ерунду — нужен взгляд со стороны.
Например, у меня была блогер на сопровождении... Её команда в каждом посте писала: "А я живу в кайф", и так 3 месяца. Ну да, супер, только что от этого аудитории? В чём смысл? После распаковки личности, кстати, полностью сменили стратегию — и дело пошло.
5. Делегирование контента благодаря распаковке личности.
Когда у копирайтера, контент-мейкера или помощника с нейросетью есть полная информация о личности, он может написать любой пост от лица спикера, сохраняя его речь. Для эксперта или блогера это сокращает время, которое приходится тратить на контент. Посудите сами: либо один раз сделать распаковку личности для команды и полгода-год не возвращаться к вопросам контента, либо постоянно диктовать ТЗ и проверять результат.
Распаковка личности и другие задачи решает, но остановимся на этих базовых, все таки статья об ошибках.
3 этапа, как сделать распаковку личности (личного бренда) технически
Этап 1. Подготовка к распаковке личности.
Вы предоставляете маркетологу-распаковщику минимальную информацию о себе и своих продуктах либо заполняете подготовленный бриф. На основании этих данных маркетолог составляет для вас индивидуальные вопросы.
Да, существуют шаблоны и таблицы для распаковки личности, но их всегда необходимо адаптировать под конкретную нишу и человека. Ведь многогранная личность просто не может полностью уместиться в стандартный шаблон!
Перед составлением вопросов обязательно проводится:
- анализ конкур��нтов;
- исследование целевой аудитории.
Это критически важно, так как наша цель — увеличение продаж, а не просто интересная беседа.
Этап 2. Процесс распаковки.
Стандартное интервью, где один участник задает вопросы, а другой отвечает. При этом интервьюер активно использует уточняющие вопросы, чтобы добраться до самых глубинных деталей.
Продолжительность:
- Оптимально — 1-2 часа;
- Идеально — не более 60 минут (эксперт начинает уставать);
- Максимум — 80 минут (после этого концентрация резко падает).
Да, некоторые продюсеры хвастаются шестичасовыми сессиями, но по моему опыту, разговоры дольше 80 минут становятся непродуктивными.
Через 1 час концентрация внимания у эксперта падает — он элементарно устает.
Этап 3. Результат распаковки личности.
Текстовый документ с полной информацией о личности и всех ее аспектах. Иногда составляется блок-схема.
Этот контент позже используется при разработке контента для:
- создания контента для соцсетей;
- написания сценариев уроков;
- подготовки продающих вебинаров;
- разработки медиакита;
- и других целей.
Также прикладывается видео-запись звонка, во избежание возражения: “Я это не говорил(а) о себе".
Что включает в себя отчет о распаковке личности?
- Регалии / что это за эксперт
- Ключевые достижения личности / эксперта / спикера - не менее 20 штук
- Базовый сторителлинг, в котором распаковываемая личность перешла из точки А в точку Б, решила определенные проблемы
- Краткая биография с фактами, которые имеют значение для целевой аудитории
- Жизненные принципы
- Мнение и отношение к тем или иным событиям
- Миссия или ключевая цель на текущий момент
- Зачем и для чего этот эксперт существует
- Ценности
- Философия
- Метасообщение
- И так далее
Каждый случай индивидуален, поэтому отчет о распаковке личности может включать разные смысловые блоки.
На какие вопросы железно отвечает распаковка личности?
- Что это за человек и почему следует купить у него?
- Кто он такой, чтобы говорить о том, о чем он говорит?
- Почему следует доверять?
Самые частые ошибки в распаковке личности с примерами
1. Эксперт поленился - команда придумала за него
Пример: Эксперт не стал тратить 1-2 часа, бриф заполнила помощница. Команда скопировала половину информации у конкурентов, остальное додумала.
Итог: Клиенты приходят в работу к эксперту и испытывают когнитивный диссонанс: "Это не тот человек, за которым мы пришли". То есть в контенте до продажи говорится одно, а уже после продажи, оказывается, что эксперт совершенно другой человек. Ожидания ≠ реальность → сложности в работе → возможные возвраты.
2. Распаковка без маркетолога — 1000 ненужных фактов
Пример: В блогах появляются "простыни" текста: "Мои принципы", "Моя миссия"... Кому это интересно? Но автор продолжает "закапываться".
Итог: в лицо никто не скажет, что фигня, но мнение у аудитории сложится.
3. Слишком много личного, не связанного с продуктом
Пример: Предприниматель продаёт торты, но вдруг начинает показывать в соцсетях: прогулки с собакой, походы в детский садик, трещины на сосках после лактации, утреннюю зарядку. Зачем? Как это помогает принять решение о покупке торта? Незачем прикручивать личный бренд и распаковку там, где не нужно.
Здесь достаточно из личного показать, что мы работаем в перчатках, для нас важно покупать свежие ингредиенты, и мы любим то. что делаем. (Утрированно).
Итог: тратим свое время зря на никому ненужный контент.
4. Не личность, а мисс идеальность во всем
Пример: Эксперт, у которого всё идеально — ни одной проблемы.Все получается, будто в сутках не 24 часа, а все 80.
Люди не верят в "совершенство". Важно показывать и небольшие изъяны — это делает образ живым.
Итог: меньше или мало продаж, аудитория не верит в настоящесть и человечность образа, низкая лояльность.
5. Ложь вместо правды
Пример: Эксперт рассказывает выдуманные факты.
Итог: Мимика и жесты выдают обман. Аудитория считывает фальшь подсознательно → никаких продаж и доверия.
6. Распаковка без маркетолога
Пример: сам себе задал вопросы, сам ответил и даже не подумал, что ответы непонятные, скучные, неполные.
Итог: Не получили нужного эффекта.
Ну... ошибок может быть 1000, выписала последние, которые встречались, больше в голову ничего не пришло.
Каким должен быть распаковщик, или кто должен проводить распаковку личности и экспертности
- Маркетолог-смысловик — понимает, что действительно важно для аудитории, учитывает маркетинговую составляющую, а не просто умеет говорить о личном.
- Любознательный — задаёт нестандартные вопросы, старается добраться до истины, копает в самую глубину.
- Вовлеченный - не просто начитка вопросов и ответы под запись, а работа на результат.
Где взять таблицу распаковки экспертности?
Используйте шаблон, какой вам нравится, но лучше всегда составлять вопросы для распаковки личности индивидуально под каждого эксперта и нишу.
Напишите мне, я отдам вопросы и таблицу для распаковки экспертности, у меня 3 рабочих шаблона.