Как тарифы Трампа портят нам окупаемость рекламы
В конечном счете все, что волнует нашу команду и наших клиентов — это окупаемость рекламы. В этом грандиозном уравнении окупаемости почти все может встать на пути: от эффективности рекламного инструмента (ну вот конкретно этих алгоритмов Вк или Яндекса) до эффективности настройки самой рекламы (тут наша команда крепко держит штурвал) и отделы продаж клиента и к обстоятельствам непреодолимой силы (этой самой невидимой руки рынка).
Если совсем упростить, то эта невидимая рука рынка сводится в нашем случае к одному простому вопросу — сколько сейчас в экономике стоят деньги?
Какая сейчас ставка рефинансирования? 21%. От нее зависит очень многое в формуле окупаемости вашего рекламного бюджета.
В первую очередь — как охотно клиент расстается со своими деньгами.
Сегодня деньги стоят «дорого». Что такое дорого?
— «Кредит не взять».
— «Тревожно, что будет дальше».
— «А может, повременить с покупками и положить деньги на депозитик под 22%»?
После последнего заседания по вопросу ключевой ставки ЦБ пару недель назад, где ее оставили неизменной, на рынке воцарились оптимистичные настроения.
Да, ставку не изменили, но и ястребиной риторики мы не услышали. В итоге сложилось мнение, что к новому году мы сможем увидеть снижение ключевой ставки. Некоторые банки тут же подснизили проценты по вкладам, ОФЗ подросли в цене и стали давать чуть меньшую доходность — все это признаки того, что крупные игроки на рынке ожидали снижения ключевой ставки.
В общем, все робко радовались.
И тут пришел он — Трамп со своими тарифами (повышенными пошлинами для других стран), объявив торговую войну всему миру.
И сразу же — рынки вниз, нефть вниз, крипта вниз.
Что так пугает рынки, как тарифы американского президента могут повлиять на РФ, нашу ставку рефинансирования и — как следствие — на нашу с вами окупаемость рекламы?
Попробуем объяснить на пальцах.
Самый пугающий сценарий сейчас — это полномасштабная торговая война США и Китая с цикличными ответными повышениями тарифов. Китай уже объявил об ответных мерах, а Трамп грозится поднять 34% до 50%.
Все это и другие экономические события, скорее всего, как снежный ком, приведут к космической инфляции и одновременно к снижению деловой активности. Ведь зачем что-то производить, если никто не купит с такими ценами? А это уже стагфляция, страшный сон любого ЦБ любой страны — рост цен при «отрицательном» росте экономики.
Теперь о нашем главном активе, который «двигает» страну — о черном золоте. Доходы от нефти на данный момент на 27% наполняют бюджет страны. Цены на нефть могут упасть до критически низких для бюджета РФ уровней в связи со снижением спроса на фоне замедления экономической активности.
В таком случае рубль надо будет обесценить (снизить его стоимость по отношению к доллару), чтобы наполнить бюджет национальной валютой, либо резать расходы бюджета страны.
Как будет действовать ЦБ в этой картине мира? Нельзя точно предугадать, но кажется, что ставка рефинансирования 21% точно не снизится.
А это значит, что еще очень долго мы будем наблюдать те тенденции, от которых уже стонут предприниматели и маркетологи:
- спад покупательской способности;
- рост стоимости заимствования денег;
- и нежелание с ними расставаться.
И как итог — бизнес будет продолжать испытывать давление.
Что до маркетинга, то будет еще сложнее. Сколько бы квалифицированных лидов мы не привели клиенту, отделам продаж будет очень сложно забрать деньги у клиентов, конверсия из лида в клиента будет падать, как и окупаемость рекламы.
«Зима» близко, но вы держитесь, дорогие предприниматели и маркетологи.
Кристина Федорова, управляющий партнер агентства HotHeads Band