CJM в маркетинге. Российская версия карты пути клиента или как збрать все продажи в 2025 году?
Российская адаптация CJM – классный инструмент, который поможет лучше узнать ваших пользователей, грамотно настроить коммуникацию и увеличить продажи. Подробнее о карте пути клиента – в статье.
Я – Даниил Карыкин, главный Авитолог агентства, веду свой бложик – Что-то на маркетинговом - подписывайтесь. За 5 лет работы я повидал многое, но такого еще не видел.
Больше гайдов, инструкций и полезного контента для маркетологов и собственников в моем телеграм-канале.
Поехали!
Что такое CJM
CJM, или карта пути клиента, представляет собой визуализацию всего процесса взаимодействия пользователя с брендом или продуктом, начиная с момента возникновения потребности и заканчивая покупкой товара или услуги.
Проще говоря, карта охватывает все ключевые этапы работы с клиентом: от незнания о продукте до его изучения и последующей покупки. Мы исследуем каждый шаг, чтобы определить, что значимо для клиента на каждом этапе и как завоевать его предпочтени
Важно понять, что создание CJM не является самоцелью. У карты должна быть четкая задача, например, увеличение процента повторных продаж, и она разрабатывается с учетом конкретных целей. Создание CJM без ясной цели — это неэффективное использование времени.
Если вы маркетолог, которому поручили составить CJM, уточните, какая цель стоит перед вами, поскольку именно от нее будут исходить все исследования пути клиента и его оптимизации.
А если вы владелец бизнеса и хотите понять политику CJM, стоит изучить его необходимость для вашей компании: будь то повышение процента конверсии с платного трафика, увеличение числа допродаж или повторных покупок и т.д.
Русская интерпретация CJM
Здесь мы можем разделить виды карты на 2: Европейскую/Американскую и российскую.
- Осознание потребности
- Поиск решения
- Обсуждение, принятие решения
- Заказ
- Доставка
- Использование
В разных версиях CJM разные названия этапов, опять же, это зависит от цели создания карты.
В российской же версии шагов больше – 9:
- Нет осознания потребности
- Осознание потребности
- Поиск решения проблемы
- Выбор
- Изучение компании
- Покупка
- Опыт от использования
- Повторная покупка
- Адвокат бренда
Российская версия мне нравится намного больше – она не просто передает все шаги клиента, от самого начала, но и помогает воссоздать все стадии взаимоотношения человек с вашим бизнесом.
Этап 1. Нет осознания потребности
Тут наша задача ворваться в инфополе клиента с рассказами, что же за чудо такое этот наш увлажнитель воздуха и это можно сделать по-разному: статьи, инфлюенс-маркетинг, баннерная реклама и т.д.
Представим, что есть некий Александр, который натыкается на нашу статью, “Как понять, что ты работаешь неэффективно”, квиз “Проверь свой уровень концентрации” или видео “Вот почему ты менее эффективен на 50%, чем мог бы быть”.
Этап 2. Осознание потребности
Через наш контент он узнает, что вообще-то чувствует себя часто уставшим, не собранным да и концентрации его не хватает на весь рабочий день. И это не норма да и с этим бороться можно и нужно.
Этап 3. Поиск решения
На этом этапе здорово себя показывает контент-маркетинг.
Наш потенциальный клиент начинает искать способы бороться с хронической усталостью, вялостью, сонливостью и натыкается на очередную нашу статью – “Как бороться с хронической усталостью”.
Этап 4. Выбор
Большая задача – нативно убедить Александра, что увлажнители воздуха – наилучший вариант в его случае. Мы должны предупредить выбор читателя. И когда выбор в пользу увлажнителей сделан – летим к следующему шагу.
Этап 5. Изучение компании
Здесь отлично вписывается инфлюенс-маркетинг.
Александр выбирает увлажнитель воздуха:
Изучает нужные характеристики, бренды, компании. В нашей нише у всех конкурентов продукция подходит под параметры нашего удаленщика да и ценовой диапазон одинаковый.
Саша приступает к изучению компании: отзывы, обзоры увлажнителей, условия покупки, доставки и прочее.
Этап 6. Покупка
Наш удаленщик выбирает и покупает у нас. Победа! Но все еще не окончено – все должно пройти гладко: привозим во время, желаем хорошего дня и заботимся о целости и сохранности увлажнителя при доставке.
Этап 7. Опыт от использования
Наш продукт должен быть по-настоящему хорошим. Да, Александр его уже купил, но даже после оплаты он должен радовать и решать его проблемы, ведь в будущем это принесет немало дивидендов.
Этап 8. Повторная покупка
В будущем, Саше понадобился хороший вентилятор настольный, который бы спасал его от жары и тут, проходя все этапы, на стадии изучения компаний он видит нас и ему не нужны доказательства или заново изучать компанию.
Велик шанс, что Александр выберет нас и даже не подумает о конкурентах, если ему все понравилось при покупке увлажнителя.
Этап 9. Адвокат бренда
Наш уже бодрый Саша, с увлажнителем и вентилятором не задумывается над выбором компании при покупке очередной техники. Сначала он заходит к нам на сайт и ищет, а продаем ли мы и такую продукцию.
Примеры CJM
Вот пример CJM Spotify, цель которого – улучшить механизм обмена музыкой между пользователями:
Здесь мы видим этапы, исходя из конечного действия – пересылки музыки, все что предшествует и следует за.
Этапы расписаны буквально.
А вот пример более сложного CJM от Lego, которые трансформировали его в “колесо пользовательского опыта”:
В этой статье мы разобрались с CJM, ее российской интерпретацией, осознали важность выделения этапов работы с клиентом и выстраивания присутствия в каждом из них.
* ваши конкуренты расстроятся, после того, как узнают, что мы с вами работаем.