BSC-модель или система сбалансированных показателей
BSC-модель или система сбалансированных показателей
Как модель маркетинговых метрик помогает интерактивно управлять компанией?
Нортон и Каплан еще в 90-е годы разработали метод создания ключевых метрик, которые помогают реализовывать стратегические цели. Идея возникла из-за того, что высший менеджмент при принятии решений часто ориентировался на запаздывающие показатели (валовая прибыль, выручка, чистая прибыль), не понимая, чем они обоснованы, что усложняет выбор качественного управленческого решения и больше похоже на «управление вслепую».
Существующие на тот момент методы подбора метрик, например, опрос заинтересованных сторон, клиентов или топ-менеджмента компании, не охватывали все направления деятельности фирмы.
Возник вопрос: «А как контролировать деятельность компании и управлять эффективно?»
Тогда, с учетом эмпирических исследований, Нортон и Каплан определили, что метрики образуются не от внешних стейкхолдеров (снаружи), а из принятых на высшем уровне стратегических решений (изнутри). Это значит, что метрики вытекают из согласованной стратегии развития.
Как это организовано?
1) Компания проводит диагностику внешней и внутренней среды, формируется видение, стратегия развития;
2) Выбираются метрики по 4 и более проекциям: финансы, клиенты, процессы, компетенции. Каждая из проекций неразрывно связаны друг с другом. Внутри проекций перечисляются показатели, они же метрики, это называется стратегической картой;
3) Отсюда на фоне стратегии существуют исходные и целевые показатели, точка А и Б;
4) Данные собираются и выводятся в зависимости от заданного периода (BSC-модель).
В результате, сотрудники и высшее руководство способны еженедельно/ежемесячно собирать данные по направлениям и задавать вопросы сотрудникам: «с чем связан рост/падение метрики Y?»; «что мы намерены сделать, чтобы улучшить метрику X?» и т. д.
С одним из клиентов в области оказания услуг по банкротству физических лиц мы разработали BSC-модель, по которой компания будет реализовать цели до 2026 года (см. скриншот к посту).
Контакты для связи
Если вам интересно узнать больше о маркетинге и моем опыте:
- Подпишитесь на мой Telegram-канал для получения свежих кейсов, тактик и трендов.
- Запишитесь на консультацию — вместе разработаем стратегию, которая принесет рост продаж и уверенность в будущем.
- Свяжитесь со мной в Telegram @danyakarp для оперативного ответа.