Бомж-маркетинг: как бизнесу найти первых клиентов без бюджета

Порой хочешь сделать свой проект — уже представил, как зарабатываешь кучу денег, покупаешь яхту, отбиваешься от красоток. Но потом сталкиваешься с реальностью — как привлечь первых клиентов? Особенно когда на рекламу вообще нет денег? Как сделать первые продажи?

Я несколько раз сам запускал стартапы, потом работал в стартапах по найму и кучу раз помогал другим предпринимателям. Поэтому собираю весь свой опыт в небольшую методичку: как искать самых первых клиентов, когда нет денег на маркетинг.

🙃 ЕСЛИ У ВАС СОВСЕМ НЕТ ДЕНЕГ

1. Собственные соцсети

Просто расскажите про свой продукт в своих соцсетях. А еще попросите рассказать о нем маму, папу, девушку-парня, братьев-сестер и свою собаку, если она ведет соцсети. Среди ваших подписчиков, вероятно, найдутся первые клиенты. Я сам работал в стартапах, где основатели привлекали первых клиентов просто через свои соцсети.

2. Продажи по своей записной книжке

Открывайте книгу контактов и начинайте писать / звонить всем знакомым, кому ваш продукт потенциально может быть полезен. Предлагайте им свой продукт и спрашивайте, могут ли они кому-нибудь вас посоветовать. Мой товарищ таким образом начал свой успешный В2В продукт. И я сам, когда начинал консалтинговую деятельность, прошелся по своей записной книжке и достал оттуда пару первых клиентов.

3. Холодные продажи по собранным базам

Тут надо достать базу контактов вашей потенциальной аудитории и начать вхолодную писать / звонить им и предлагать свой продукт. Где можно достать контакты: найти в тематических телеграм чатах или группах ВК, спарсить из 2ГИС, купить в Контур Компас, заказать на кворке и т.п. Лучше всего это работает для В2В.

4. Офлайн места скопления ЦА

Идите в места, где собирается ваша аудитория, знакомьтесь с ними и предлагайте ваш продукт. Например, основатели западного стартапа по доставке продуктов (еще на заре эры доставки) отлавливали женщин с пакетами на выходе из супермаркетов и предлагали им доставку такого же набора прямо домой. Ну и я сам однажды делал проект для родителей и буквально вылавливал свою ЦА на детских площадках.

5. Партнерство

Ищите комплементарные продукты и договаривайтесь с ними о партнерстве. Что они будут предлагать ваш продукт своей аудитории и получать хорошую комиссию с продаж. Когда мы с друзьями делали детский игровой набор, мы вот так пошли искать партнерство с существующими продавцами игрушек. Это сложно, занимает время, но не требует бюджета.

6. Агрегаторы / маркетплейсы

Если в вашей нише есть агрегаторы или маркетплейсы похожих товаров или услуг — пробуйте размещаться на них. Как правило, такие сервисы базово не берут оплату за размещение, а удерживают комиссию с каждой продажи. Если у вас товар — вперед на Авито, ВБ и Озон. Если у вас услуга — возможно, вам подойдут Profi, YouDo, Kwork и т.п.

💰 ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ НЕБОЛЬШОЙ БЮДЖЕТ

7. Реклама в поиске

Не надо тратить деньги на баннерную рекламу, протестируйте только рекламу в поиске по ключевым целевым запросам. В поиске вы найдете самую горячую аудиторию, у которой сформирована потребность в продукте — и сможете быстро провести тест своего продукта.

8. Посевы у микро инфлюенсеров

Закупите рекламные размещения у тематических микро блогеров или в тематических каналах в телеге или группах ВК. Я видел несколько стартапов, которые привлекали первых клиентов через посевы в телеге и довольно быстро сводили экономику.

9. Таргетированная реклама в соцсетях

За рубежом это легче, потому что там доступен запрещенный Фейсбук, у которого очень хорошо работают алгоритмы. У ВК таргет пока что слабее, поэтому я бы не стал начинать с него. В 2017-м, когда я запускал развлекательный проект в Москве, я буквально привлекал первых клиентов через таргет в ФБ — вкладыал по 5000 руб в неделю)) Но это было давно, сейчас на рынке РФ такое уже не сработает. Но за рубежом еще можно пробовать.

***

Само собой, не все эти каналы подойдут для любой ниши, надо выбрать подходящие вам. Но эти каналы нацелены на работу с горячими клиентами и могут дать продажи быстро. Вы либо получите первых покупателей, либо поймете, что с продуктом или упаковкой что-то не так. Все остальные рекламные каналы нацелены на менее прогретую аудиторию и включать их имеет смысл на более поздних этапах развития вашего стартапа.

А вообще, если хотите больше фундаментальных и прикладных вещей про маркетинг, заглядывайте в мой телеграм канал. Там я каждую неделю делюсь полезными приемами и кейсами, которые можно применять в реальной жизни и увеличивать поток клиентов. Например, вот очень задротский пост (с цифрами и примерами), в чем куча предпринимателей и маркетологов допускают серьезную ошибку. Как эту ошибку обнаружить и что с ней можно сделать.

Так что не стесняйтесь, заглядывайте, буду рад вас там видеть!

4
2 комментария