Как написать вакансию, чтобы найти подходящего спеца и не тратить деньги
Поиск подходящих кадров – сложная работа. Особенно если вам нужны спецы с редким набором качеств, а не продавцы в круглосуточный магазин.
Написать хороший текст вакансии только с виду просто. Берешь и пишешь вакансию → «опыт 100 лет, исполнительность, команда профессионалов, офис, печенье Юбилейное, чай принцесса Нури». И вот, лучшие кадры ускользают, а вы купаетесь в море заявок от любителей офисного печенья – всё – это fail. Вопрос:
Как же написать вакансию, чтобы откликнулся тот, кто заработает вашей компании много денег? Начнем с основного.
Определите, кто вам нужен
Текст вакансии – это рекламный текст, продающий специалисту работу в вашей компании. Как вы знаете, хорошая реклама начинается с брифа. Поэтому если вы руководитель, ответьте на вопросы:
- Кого нужно найти и что он должен уметь
- Какие задачи будет выполнять сотрудник
- Чем он не должен заниматься
- Как проходит его рабочий день
- Какие навыки сотрудника будут плюсом, а какие минусом
- Кто точно вам не подойдет
- Предполагает ли работа срочные задачи и как часто
- На позиции преобладает креативная работа или же всё по инструкции
- Можно ли работать удаленно
- В каких условиях человек будет работать
- Есть ли существенные отличия по условиям, сложности или оплате труда на аналогичных должностях в других компаниях
- Как обстоят дела с оформлением сотрудника
- Чем вы можете привлечь нужного специалиста, кроме оплаты, уютного офиса и «команды профессионалов»
Если вы пишете вакансию для кого-то, задайте эти вопросы руководителю или HR-менеджеру. Из ответов вы соберете основу текста за пять минут.
Копируйте вопросы в отдельный док и используйте как бриф для написания вакансий.
Изучите ЦА
Я не прошу вас заказывать маркетинговое исследование за миллион долларов, но подумать над портретами соискателей все-таки стоит.
Например, вам нужен начинающий программист, который прямо сейчас сидит, кушает чипсы и видит на экране вашу вакансию. Подумайте, какие вопросы у него могут возникнуть в этот момент: «Кто вы такие? Что нужно делать? Сколько платите?»
Старайтесь дать ответ на каждый из этих вопросов в своем тексте. Таким образом вы избавите эйчара или себя от лишних разговоров.
Определите, что интересно и важно для соискателей. Что из этого вы можете предложить?
Структура вакансии
А теперь к практике.
1. Название
Название должно быть информативным: чем раньше человек поймет суть работы, тем лучше. Не усложняйте.
Примеры:
- Курьер (Яндекс.Еда)
- Повар японской кухни в ресторан «Тануки»
- Ищем программиста для работы с интернет-магазинами
- Менеджер по продажам окон ПВХ
- Менеджер по подбору персонала в строительную компанию
Чтобы сделать название более конкретным, используйте два вопроса: «Что делать? Где работать?» Возьмем обычного «менеджера по продажам» и назовем вакансию информативно:
1. Менеджер по продажам (что делать?) – продавать недвижимость. Получаем:
«Менеджер по продажам недвижимости»
2. Менеджер по продажам (где работать?) – в Мариинском театре. Получаем:
«Менеджер по продажам в Мариинский театр»
2. Информация о компании
Расскажите о себе максимально коротко и доступно. Желательно уложиться в 3-5 средних предложений. Что-то в стиле «команда профессионалов диджитал консалтинг групп» – на фиг не нужно. Пишите по фактам.
Пример:
Привет, это компания ПризываНет. Уже 11 лет мы помогаем призывникам не ходить в армию. Наша команда врачей и юристов решает задачи клиентов только законными способами.
Читайте полный текст вакансии, который я написал для рассылки этой компании.
Крупному бизнесу не обязательно много говорить о себе. Все прекрасно знают что такое Тинькофф банк, Ростелеком и Яндекс.
Компаниям поменьше можно написать свои реальные достижения в цифрах, перечислить известных клиентов или похвалить себя, но без фанатизма.
3. Напишите про ГЕО
Если вы публикуете вакансию в соцсетях, рассылке или мессенджерах, укажите город или возможность работать удаленно. Вы же не хотите целый час общаться с человеком, а в конце узнать, что он из другого города.
4. Задачи и обязанности
Это самая важная часть текста. Перечислите, что конкретно сотрудник должен делать. Вот так выглядят задачи технического специалиста по продажам в Яндексе:
Обратите внимание на предупреждение о количестве нестандартных задач: из текста понятно, что обязанности не ограничиваются регламентами
В этом разделе можете объяснить все подробно, чтобы человек сразу понял, какие функции предстоит выполнять и не строил иллюзий. Если информации много, разбейте обязанности на несколько блоков.
Напишите о возможных обязанностях, которые появятся у сотрудника в будущем. Например: «В следующем году открываем новое кафе, где надо будет разработать меню».
Пишите честно. Если сотрудник будет продавать ваш продукт, то как именно – звонить по действующим базам, звонить в холодную или общаться с клиентами на встречах? А может все сразу или вообще что-то другое?
Честный текст поможет отсеять тех, кто не готов с вами работать. Таким образом вы избавите себя от обработки нецелевых заявок.
5. Требования
– Нам нужен ответственный и амбициозный штукатур с задатками лидера!
– А делать он что будет?
– Штукатурить.
– Ага, тогда напишу «опыт работы со штукатуркой».
Подумайте, какие навыки необходимы соискателю, чтобы выполнять работу качественно и в срок. Перечислите обязательные и желательные требования к кандидату.
Не пишите банальности. Понятно, что вам не нужен безответственный, ленивый и не умеющий работать в команде сотрудник.
Напишите конкретный список навыков, из которого сразу станет ясно, подходит вам человек или нет.
Требования на должность веб-аналитика на сайте profi.ру
6. Условия
Чаще всего соискатели дочитывают до этого блока, только если уверены, что справятся с задачами и подходят по требованиям. Теперь нужно еще немного докрутить, чтобы человек «купил» работу в вашей компании.
Напишите, что вы готовы предложить, начиная с основного: зарплата, бонусы, трудоустройство, уютный офис с игровой приставкой, возможность удаленки и т.д.
Спросите у тех, кто уже работает с вами, за что они любят свою работу (если любят, конечно) – на основе их ответов можете добавить еще плюшек в условия.
Примеры дополнительных выгод:
Обучение за счет заведения. Многие компании активно обучают сотрудников, отправляют на различные курсы, приглашают экспертов с лекциями. Если вы тоже можете похвастаться собственной «кузницей кадров», обязательно напишите об этом.
Дружный коллектив. «Ха-ха, не смешно» – скажете вы. Ну вот так дословно писать про дружный коллектив не надо, но можно упомянуть про команду молодых спецов, которые следят за трендами. Намекните человеку, что у вас сотрудники общаются по-человечески без лишнего официоза.
Лет пять назад я работал в веб-студии и мне довелось наблюдать соседний офис через окно. Там трудилась команда Red Collar – молодые ребята что-то рисовали на планшетах, общались, шутили. Серьезная работа была разбавлена простым человеческим общением.
Мне сразу захотелось поработать в такой команде или хотя бы зайти в гости. Я даже отправлял им свое резюме, когда искал работу, настолько сильно застряла в памяти картинка того коллектива.
Креативные интересные задачи. Не только деньги мотивируют людей выполнять работу, но и сам процесс. Если вы разрабатываете что-то крутое, обязательно напишите. Работаем с Илоном Маском, делаем мир лучше, устраиваем пижамные вечеринки в космосе.
Это банально, но если у вас крутой офис, напишите об этом, а лучше покажите.
Для соцсетей пишите вакансии покороче, потому что никто не будет читать полотно. На площадках типа HH.ру есть своя структура оформления. На сайте подключайте визуал – фото офиса и рабочего места, обзоры инструментов и сервисов, отзывы сотрудников.
Вакансия на сайте мало чем отличается от лендинга, где вы продаете нужному вам сотруднику работу в своей компании.
7. Призыв к действию
Расскажите, как откликнуться на вакансию. Куда высылать резюме, нужно ли тестовое, сколько ждать ответа и т.д.
Старайтесь сразу отсеять тех, кто вам не нужен
Фильтруйте соискателей, чтобы не тратить время на чтение резюме и общение с неподходящими кандидатами. Если руководитель или HR-менеджер будут собеседовать сто кандидатов вместо десяти нужных, они потратят рабочее время (читай: деньги).
Еще хуже: человек пройдет собеседование и обучение, оформится на работу, а потом его не устроят условия или зарплата. Снова минус время и деньги.
Как собрать максимально подходящие заявки?
Пугайте соискателей. Допустим, вы ищете человека, который будет на протяжении 8-10 часов делать одинаковую деталь на станке. «Просто вырезаешь железный круг в пять сантиметров, а потом еще один, а потом еще и еще» – вот так правильно. Не надо писать о креативной работе с возможностью стать директором завода.
Не бойтесь распугать кандидатов. Смело отсекайте всех, кто вам не подходит и тогда останутся лишь те, кто согласится – они-то и будут работать долго и счастливо.
Будьте честными. Если у вас объективно плохие условия и низкая оплата, то хороший специалист отвалится после собеседования или сбежит, поработав месяц.
Не тратьте время на людей, которые точно уйдут. «Нам нужны новички на стажировку» – отсеиваем опытных спецов с высокими ценниками. Подумайте и сразу напишите, кто вам точно не подойдет.
Скажите про деньги. Озвучьте хотя бы примерную сумму оклада, это поможет сузить круг поиска. Понятно, что назвать ожидания по зарплате – значит потерять возможность купить сотрудника в разы дешевле. Поэтому подумайте, как это лучше озвучить с учетом вашей системы мотивации.
Например, можно назвать фикс + премии: 20 000 руб. оклад + премии до 60 000 руб.
Приемы в стиле «обсуждение ЗП после собеседования» вполне объяснимы: таким образом вы можете торговаться с кандидатом. Если вы сразу назовёте максимальную зарплату, человек не согласится работать за меньшую сумму, а вы не сможете чаще поднимать ему оклад, что очень важно для мотивации. На этом все.
Надеюсь теперь ваши вакансии будут привлекать только подходящих специалистов и подрядчиков.
Ну и под конец: недавно я написал текст вакансии мечты 18+ (осторожно, мат).
p.s. Отличных вам кадров, друзья:)
«Нам нужен ответственный и амбициозный штукатур с задатками лидера!» - Ахаха 😂
я больше орнул с "безответственного, ленивого и не умеющего работать в команде сотрудника". чутка подумал, стоить ли добавить это в свое резюме сейчас хД
Если хотя бы часть вакансий будет создаваться с таким подходом, мир станет чуточку лучше♥️
Класс👍
«Покажите визуально» - огонь)
Я писал резюме и просто решил проверить Арфографию, написал текст в Яндекс и наткнулся на эту* статью. Очень полезно, я уже представил что я провожу рекуртинг (?) в свою команду))
спасибо) успехов вам всем!))
Зачастую проблема не в формате объявлений, а в том, что компании не понимают, что им нужно делать. И какой специалист как может что реализовать. А условия при этом для маркетолога "с китайским\испанским языком, знаниями Иллюстратора и всем остальным - 50 000 рублей в офисе с развозкой от крайней станции метро всего 30 минут". Это данные из реального объявления, если что.