Осторожно - "митинг"!

Принято считать, что всякого рода собрания - эффективный способ генерировать более интересные идеи, принимать более качественные решения. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев это не так.

Осторожно - "митинг"!

Собрания, брейнсторминги, фокус-группы, стратегические сессии и прочие формы коллективной работы, без которых кажется нельзя представить жизнь современных организаций. В силу специфики нашей консультантской деятельности, мы принимаем участие во встречах в "расширенном составе". Однако мы с осторожностью относимся к подобным форматам работы и вот почему.

Принято считать, что различные "митинги" помогают находить более интересные идеи, принимать более качественные решения, Возможность рассмотрения различных точек зрения способствует улучшению результата. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев это не работает. Все дело в групповом мышлении: люди, в большей степени, чем другие социальные животные подвержены влиянию других людей.

  • Когда коллеги собираются вместе, чтобы обсудить и принять решение, включается незримый механизм, который подавляя критическое мышление, направляет группу к гармонии и консенсусу. В результате, когда решение принимается, это не означает, что все участники с ним согласились.
  • В любой организационной культуре - на коллективном мероприятии всегда срабатывает давление иерархии. Мнение лидера (или лидеров) всегда будет поддерживаться подчинёнными, независимо от их собственных убеждений.
  • В сложившихся группах, таких как регулярные встречи топ-менеджеров и даже советы директоров, участники, привыкая друг к другу, становятся предсказуемы. Идеи и мнения повторяются, укрепляя существующие убеждения. Снижается анализ, многое принимается на веру. Это приводит к ограничению вариативности решений, а также недооценке рисков.
  • Отдельная история с мозговыми штурмами. С момента возникновения этой методики в 1940-х годах было проведено множество исследований (включая даже то, что проводил сам автор метода Алекс Осборн), доказывающих неэффективность группового "творчества". Причем чем больше группа, тем хуже результат. Напротив - индивидуальная работа, или работа парой - показывает более высокое качество идей (кстати поэтому в рекламных агентствах креативные группы, как правило это пара: слова/картинки - копирайтер/художник). Дизайнер, художник, архитектор, режиссер - любая другая профессия связанная с творчеством, за редким исключением, являются индивидуальной работой.

Это не значит, что собрания и коллективные встречи это однозначно плохо. Совсем нет. Просто любую встречу следует готовить таким образом, чтобы минимизировать негативное влияние группового мышления. О том как мы с коллегами справляемся с этим вопросом, планирую сделать отдельную публикацию))

О стратегическом маркетинге и о том, что сопутствует его успешной реализации пишу в ТГ

2
4 комментария