10 лет успеха Minecraft: урок для инди-разработчиков
Minecraft не просто легендарная игра, это культурный феномен. Она появилась в 2010 году, моментально стала популярной и до сих пор находится в топе. Мы проанализировали путь команды к успеху, стратегию продвижения и актуальные метрики. Чему можно научиться на примере кейса Minecraft? Есть ли универсальный секрет успеха? И как удерживать популярность в течение десяти лет?
Содержание
Релиз Minecraft
Изначально Minecraft – инди-проект разработчика Маркуса Перссона, для которого программирование было просто хобби. В 2009 году он увлекался игрой Infiniminer. В ней нужно было добывать ресурсы в течение ограниченного времени. Вскоре проект прекратил существование и опубликовал исходный код. После этого начали появляться игры-клоны. Одной из них как раз была игра Маркуса – Cave Game. Ее геймплей стремительно развивался, а окончательным названием проекта стало Minecraft.
Маркус Перссон в своем блоге говорит о концепции игры: «Еще до того, как кто-то узнал, кто я такой, я хотел делать игры. Игры, в которых вы можете делать все, что угодно, и все, что вы видите в игре, присутствует там не просто так. Никаких фальшивых дверей, которые никуда не ведут, никаких деревьев, которые нельзя срубить, и никакой выдуманной истории, которую игроку рассказывают, чтобы мотивировать. Вместо этого игрок будет создавать свою собственную историю и, взаимодействуя с игровым миром, решать для себя, что он хочет».
В 2010 году вышла альфа-версия игры. Тогда игра была больше известна на инди-арене, но уже в 2011-ом о ней узнали все. К официальному релизу игры, состоявшемуся 18 ноября 2011 года, Маркус Перссон уже был миллионером. В этом же году вышла мобильная версия игры – на iOS и Android. Никто не предполагал, что Minecraft станет одной из самых продаваемых видеоигр в истории (она уступает лишь тетрису). В 2014 году компанию купила Microsoft. В 2018-ом было реализовано 144 миллиона копий игры (большинство — на Android и iOS).
В чем секрет успеха Minecraft?
- Новый жанр и простая идея
В основе игрового процесса лежит простая задумка — использование кубических блоков. Все состоит из деталей, напоминающих лего. Разрушая блоки, можно копить ресурсы и сооружать конструкции.
Игра сломала привычные правила: сложная система, нет уровней персонажа, измеримого прогресса. Пользователь сам определяет цель игры. Minecraft – первооткрыватели жанра, который позже назовут «песочницей».
- Развитие комьюнити и собственный контент юзеров
Частые обновления контента, новые биомы и возможности. Например, в режиме Creative у игрока уже изначально есть бессмертие, ресурсы для строительства и дополнительные способности. В режиме Survival наоборот нужно выживать и спасаться от разных агрессивных существ.
Вокруг игры стало быстро формироваться комьюнити. Популярность росла за счет вирусного распространения. На MineCon 2011, первом ивенте в честь релиза игры, проводили конкурсы косплея, битвы строителей, встречи и автограф-сессии с авторами YouTube-каналов. Сейчас на сайте Minecraft есть специальный раздел с фан-артом. Именно комьюнити, их активность и контент, сделали игру настолько популярной.
Карл Маннех, бывший генеральный директор Mojang: «Мы с самого начала очень либерально относились к тому, что позволяем людям делать с нашим брендом и нашей интеллектуальной собственностью, и это создало фантастическое сообщество игроков, которые занимаются множеством вещей в игре. Существует огромная экосистема, где люди берут плату за место на сервере, чтобы играть в Minecraft со своими друзьями, монетизировать свои видео на YouTube, а также разрабатывать и продавать моды».
Minecraft всегда поощряли фанатов сотрудничать, общаться и даже предлагать разработчикам свои идеи по поводу развития игры. На конференциях MineCon традиционно много времени уделялось теме контента. Пользователей учили развивать сообщество, делать свои YouTube-каналы, подкасты и создавать музыкальные пародии на Minecraft. Вот у этой пародии, например, больше 100 миллионов просмотров. При этом видео на официальном канале игры набирают в среднем от 2 до 5 млн просмотров.
Minecraft сразу поняли, что каждый юзер – это потенциальное медиа. Поэтому изначально старались мотивировать их на создание контента, обучать этому и всячески помогать. Например, в 2013-ом объявили о партнерстве с Twitch, чтобы «майнкрафтеры» могли легко записывать и публиковать свои игровые эфиры.
- Больше, чем игра: образование и благотворительность
Minecraft переросла рамки игры, став культурным феноменом. Например, многие образовательные учреждения стали использовать ее в качестве инструмента в обучении. Для этого компания разработала специальную версию игры.
На основе Minecraft даже проводились благотворительные программы. Например, одна из них поддержала защиту Беловежской пущи, одного из последних реликтовых лесов на Земле. Внутри игры воссоздали весь лес в масштабе 1:1. Популярный стример Gimper провёл трансляцию, продемонстрировав эту же карту с вырубленным лесом. Это произвело большое впечатление – фонд помощи Беловежской пуще заметно пополнился.
Продвижение Minecraft: цифры
По данным Statista в мае 2020 года было продано 200 миллионов копий игры. Только в Google Play Minecraft была загружена больше 10 миллионов. В среднем игра стоит 6,99 $ или 7,99 €. В декабре 2020-го Minecraft привычно занимала первое место в чартах платных приложений в США, Канаде, Мексике, Великобритании, Швейцарии, Испании, России, Австралии, Новой Зеландии, Аргентине, Японии, Марокко, ЮАР и десятках других стран по всему миру.
Игра регулярно попадает в редакторские подборки сторов. Обычно Minecraft лидирует в фичеринге игр – только в декабре 2020-го она размещалась 1200 раз в ежедневных подборках более 50 стран в App Store. Как правило, для платных приложений трафик из фичеринга является весомым подспорьем. За время пандемии прирост новых пользователей Minecraft вырос на 25%.
В Перу, Филиппинах, Швеции, ЮАР, Чили, США, Беларуси и Аргентине у Minecraft самые высокие показатели Performance Index – от 8,2 до 9,2. Это значит, что в этих странах игра привлекает органический трафик наиболее эффективно. При расчете индекса учитывается качество оптимизации приложения, ранжирование по ключевым запросам и видимость в сторе.
Брендовый запрос «minecraft» является главным во всех локалях. Но его Search Volume (показатель популярности поискового запроса от 5 до 99) варьируется в зависимости от страны. Самое высокое значение в App Store в США и Австралии – 85, Канаде и Швеции – 83, в Великобритании – 78, ЮАР – 72, в Аргентине – 70, в Перу – 67.
У игры достаточно высокий ASOindex в Google Play. Средний показатель – 8 (из 10). Это значит, что страница довольно качественно оптимизирована для поискового трафика. В App Store ситуация хуже: 6,7 – в США, 6,6 – в Великобритании, 6,2 – в Германии. Это говорит о том, что поисковой оптимизацией Minecraft не занимается и упускает дополнительный трафик.
Поисковые запросы Minecraft и частота обновлений
Помимо «minecraft» есть еще ряд популярных поисковых запросов, по которым игра появляется в поиске. Например, в США это «games» (81), «xbox» (77), «fun games» (66), «game» (65), «survival games» (64). Тем не менее, по менее популярным запросам позиции приложения в поиске выше. Например, приложение на первом месте по ключу «craft» (52), на втором – по ключу «minecraft earth» (55) и на одиннадцатом по ключу «cool games» (56) в App Store.
За последние полтора года Minecraft четыре раза обновляли скриншоты в App Store и три раза в Google Play. Последние три обновления в App Store отличаются по количеству скриншотов (их стало в два раза больше) и формату – раньше на них не было надписей. В Google Play скриншоты были одного формата и в одном количестве – восемь скриншотов с надписями.
Отзывы и рейтинг Minecraft
Для платного приложения отзывы и рейтинг имеют решающее значение. Низкая оценка – низкие шансы на скачивание. У Minecraft в среднем рейтинг держится в районе 4,5. Самый низкий рейтинг у игры в Австрии – 4,1. Любопытно, что поддержка Minecraft редко отвечает на отзывы (всего 77 ответов на отзывы в США). Откровенно негативных оценок (1 и 2 звезды) при этом не так много – около 10%.
Мы писали большой материал про работу с отзывами. Почитайте. Статья на английском.
Главное
- Простая идея в связке с новым жанром имеют вирусный потенциал.
- Растущее комьюнити способствует распространению игры.
- Обучение пользователей созданию контента о вас – бесплатный маркетинг.
- Выход за рамки игры – участие в образовании и поддержка благотворительных программ – добавляет вес.
- Фичеринг важен. Только в декабре 2020-го игра размещалась 1200 раз в ежедневных подборках более 50 стран в App Store.
- За время пандемии прирост пользователей увеличился на 25%.
- В Перу, Филиппинах, Швеции, ЮАР, Чили, США, Беларуси и Аргентине Minecraft привлекает органику наиболее эффективно.
- Minecraft не часто обновляет скриншоты – примерно раз в полгода.
- В среднем у игры всего 10% негативных оценок (1 и 2 звезды).
P.S.
Minecraft — важный этап для отрасли независимых игр. Популярность, достигнутая без значительных вложений денег, вдохновила сотни разработчиков. В какой-то мере именно они породили миф «легкого успеха» инди-проекта – без затрат и продвижения.
К сожалению, сейчас повторение этой истории практически невозможно. Кейс Among Us показал нам, что успеха можно ждать годами, а можно его контролировать и приближать самостоятельно. Не ждите – следите за конкурентами, делайте ASO до релиза и используйте все доступные способы продвижения.
Скорее всего, универсальной формулы успеха не существует. Совпало время, место, тренды, интерес. Одни и те же идеи крутятся одновременно у многих людей, кто-то не делает, кто-то сделал половину и забил. Кто-то успел первый и снял все сливки.
Может быть Майнкрафт - ошибка выжившего в каком-то смысле.
Тот же Counter Strike был, если память не изменяет, несерьезным с точки зрения разработчика ответвлением Half Life, но выстрелил так, что уже больше 20 лет все рубятся и не надоедает.
Но анализировать стоит, да :)
Counter-Strike вообще 21год и это был всего мод для HL от двух парней.
Defense of the Ancients (DOTA) появилась в 2003году и её создал один человек, а её модификация DotA Allstars (2005) которая и разошлась по миру тоже творение одного человека.
Почему выбран именно майкрафт как пример ?
Мы рассматриваем мобильные игры, Minecraft в топе платных игр.
Потому что Minecraft это жизнь
Майнкрафт в первую очередь прославился из-за игроков, как и большинство старых игр, которые до сих пор популярны. Разработчики постоянно удивляют новыми обновлениями, а комьюнити подхватывает и распространяет интерес к игре. Если бы разработчики постоянно не показывали что- то новое, как например последняя версия 1.16.230.50 https://mcpe-craft.ru/download/1-16/minecraft-pe-1-16-230-50/, то игрокам бы надоела быстро игра.
Да, комьюнити – сила, и мы о том же!