Позиционирование Tesla: от концепции "новой роскоши" к "много больше за те же деньги" и обратно (2/2)

= = = = =

НАЧАЛО

= = = = =

Тем не менее, даже со скидками и прочими радостями новой роскоши иметь в активе менее 17 000 проданных "Тесл" в 2014 году в США, чуть более 25 000 в 2015 году и мене 48 000 в 2016-м - это не тот результат, о котором мечтали. Что для амбициозного Маска, что для тех, кто верил в то, что электромобиль станет "локомотивом" новой энергетики и всеобщей политики zero emission.

Поэтому нужен был действительно массовый автомобиль. То есть седан класса D.

https://habr.com/ru/post/390231/
https://habr.com/ru/post/390231/

Так появилась Tesla Model 3. Снова скачок в другой класс безо всяких "промежуточных" моделей, что очень любит делать та же BMW.

И несмотря на относительно усредненный и безликий внешний вид, несмотря на аляповатый интерьер с присобаченным по центру планшетом, несмотря на реальный ценник в $45K / 49K / 54K в зависимости от "заряженности" комплектации вместо стартовых $35K, новинка "Теслы" стремительно стала хитом продаж.

Причина была крайне проста. За $35K в базе (с эко-льготами ещё дешевле!) вы получали модные zero emission и машину-айфон, а также 5,6 (5,8?) сек до сотни. За те же $35K в США вы получали в D-классе:

Nissan Altima 3.5 SL. Топ-комплектация, разгон до сотни 6,8 сек. Внешний вид невыразительный, интерьер стандартный.

Toyota Camry XLE V6 Automatic. Топ-комплектация, разгон до сотни 7,4 сек. Внешний вид и интерьер как у типичной Тойоты - то есть ни о чём.

Honda Accord Touring Automatic PZEV. Топ-комплектация, разгон до сотни найти не удалось, но явно не быстрее собратьев по классу и явно медленнее Model 3. Внешний вид и интерьер - типичная Хонда.

Chevrolet Mailbu Premier 2LZ. Топ-комплектация, разгон до сотни 6,4 сек. Внешний вид и интерьер - несколько лучше типичной Тойоты.

Дальше можно не продолжать. Фактически Tesla Model 3 начала похоронную церемонию для типичных седанов D-класса. Потому что она куда моднее и лучше по функционалу (особенно для хипстера) даже в базовой комплектации, при этом не проигрывая ни по внешнему виду, ни по интерьеру. А если с льготами - ещё и дешевле! А дальше скорость похорон ограничена исключительно развертыванием сети зарядок и емкостью батарей автомобиля.

Вывод: для массового сегмента концепция Tesla радикально поменялась и стала "совсем другой функционал за меньшие или сравнимые деньги". Это уже не про "новую роскошь", это уже ближе к демпингу.

Теперь давайте возьмем полноприводную версию Model 3 за $54К с автопилотом на борту и разгоном до сотни за 4,5 сек. А ещё лучше - топ-версию с разгоном до сотни за 3,4 (3,5?) сек ценой в $64K - опять же, без эко-льгот! Что вы могли получить в 2018 году за эти деньги среди седанов и спорткаров?

Shelbi GT500 Shelbi Mustang. Купе, монопривод и дороже минимум на $10K.

Chevrolet Camaro ZL1 1LE. $62K. Сравнимо, но медленнее на полсекунды и 2-дверное моноприводное купе.

Сходу - это всё. Остальное со сравнимыми характеристиками по мощности движка и разгону или по ценовой категории:

  • Дороже. Porsche 911, Dodge Challenger SRT Hellcat, etс.
  • Заметно дороже. Остальные спорткары.
  • Не имеет сходных характеристик. Все бизнес-седаны и люксовые седаны, включая их спортивные версии, которых спасает только имидж / статусность, габаритные размеры, интерьер и удобство на заднем ряду.

Вывод: снова позиционирование Model 3 описывается словами "совсем другой функционал за меньшие или сравнимые деньги".

Теперь осталось сравнить с электромобилями аналогичного ценового класса - то есть в районе $35K за базовую "Модель Три".

Toyota Prius PHEV. Вялое унылище классом ниже.

Позиционирование Tesla: от концепции "новой роскоши" к "много больше за те же деньги" и обратно (2/2)

Nissan Leaf. Быстрее, чем Prius (7,3-7,9 сек до 100), но интерьер стандартного Ниссана С-класс, и в целом классом ниже, чем Model 3. Меньше автомобиля за те же деньги.

Позиционирование Tesla: от концепции "новой роскоши" к "много больше за те же деньги" и обратно (2/2)

BMW i3s. Заметно медленнее Model 3, сильно меньше автомобиля за те же деньги (или дороже!). Двумя классами ниже.

Позиционирование Tesla: от концепции "новой роскоши" к "много больше за те же деньги" и обратно (2/2)

Chevrolet Bolt. Такая же фигня, что и у BMW i3, только это ещё и не BMW.

Позиционирование Tesla: от концепции "новой роскоши" к "много больше за те же деньги" и обратно (2/2)

Chevrolet Volt. Деньги те же, но не "автомобиль-смартфон", движок заметно медленнее (8 сек до сотни), внешний вид и интерьер стандартного Шевроле.

Позиционирование Tesla: от концепции "новой роскоши" к "много больше за те же деньги" и обратно (2/2)

Вывод: для сегмента массового электромобиля концепция Tesla становится ещё убойнее: не просто совсем другой функционал за меньшие или сравнимые деньги, но ещё и бОльший типоразмер и класс выше, чем у большинства конкурентов.

. . . . .

Судя по заходу в популярный класс компактных SUV, с перспективной Tesla Model Y Маск собирается повторить тот же рыночный трюк, что и с Model 3 (на базе которой Model Y сделана). Ценовой диапазон заявлен в $50K-60K.

. . . . .

Впрочем, всё это великолепие не состоялось бы, если бы Маск не был госбизнесменом и не имел очевидных преимуществ, с этим связанных. С другой стороны, Маск и Tesla могли вообще бы не состояться, если бы автогиганты типа того же GM не выдавливали по капле новый фукнционал для новых модельных годов и рядов. Так что вопрос "благодаря чему случился успешный успех" повисает в воздухе и не имеет явного ответа.

Закрыв вопрос с массовостью производства и выводом соответствующих моделей, Tesla, быстро забежав на поляну электрогрузовиков, в конце 2019 года снова возвращается к теме "новой роскоши" с легким уклоном в демпинг. И снова прыжком в другой класс автомобилей. На этот раз в дико популярный в США и маржинальный класс пикапов.

Что делают Маск и Ко? Они фактически отказываются соревноваться с "большой тройкой" классических утилитарных пикапов (Dodge RAM, Ford F Series, Chevrolet Silverado), которая в большой цене у жителей пригородов и фермеров. Кроме того, Tesla отказывается от прямого рыночного "столкновения" с их легендарными спортивными версиями (Ford Raptor, Dodge Rebel / RAM TRX), последние релизы которых по скоростным характеристикам сравнимы с суперкарами.

Ford F-150 Raptor. От $58K, полный привод, разгон до сотни за 5.5-6.3 сек.

Dodge RAM TRX. $71-90K, полный привод, разгон до сотни - 4.4 сек.

Причина очевидна: в этом классе просто хвастаться zero emission и резвым движком не прокатит, здесь другие ценности в ходу у клиентов. От удобства перевозки всякого хозяйства и буксировки прицепов до умения на основательно месить грязь и люто вваливать на больших ходах по пересеченной местности без опасения, что ходовая не выдержит. Очевидно, что у команды Tesla квалификации и опыта на построение подобных монстров в нужном объёме не было.

Одновременно Маск и Ко отказываются соревноваться впрямую с появившимися конкурентами на ниве электропикапов. Например, в лице того же Rivian R1T, который обещает быть быстрее (и дороже) всех в классе.

А всё потому, что Tesla - это машины для многочисленного класса хипстеров. Вне зависимости от возраста, но по духу и по призванию. А хипстерам классический пикап не особо нужен. Пусть даже футуристических форм "морды" как у Rivian. Хипстер в грязь не полезет, мочить по пустыне не будет, таскать яхту и автодом за собой тоже будет явно не каждый день. Зато хипстерам нужна игрушка в виде транспортного средства и модные дизайнерско-технологичные понты.

Ну а раз ЦА хочет игрушку, то она её и получает в виде CyberTruck. Причем по доступной для класса цене: от $40K до $70K.

Теперь смотрим на фичи "новой роскоши", которые в машине "зарыты":

  • Дизайн радикально отличается от типового пикапа, и имеет прямые отсылки к теме научной фантастики и мира постапокалипсиса. Незаметным в потоке быть не получится. Здесь Маск копирует старый ход Chrysler, когда при Бобе Лутце выкатили Viper и RAM с максимально агрессивным дизайном для того времени, натурально шокировав публику и прессу.
  • Разгон 2,9 сек до сотни для топовой версии. Быстрее большинства классических спорткаров и быстрее любого бензинового пикапа.
  • Концепция автомобиля-смартфона с "автопилотом", ставшая уже классикой Tesla
  • Бронированный кузов в продолжение темы постапокалипсиса.

Правда недавно Маск на фоне новостей о задержке выхода Кибертрака в серию сделал поправку и пообещал, что в машину добавят "плавательную" опцию и способность вваливать на ходах по ухабам. Явно поглядывая в сторону нового Dodge TRX, который выйдет уже совсем скоро. Видимо, хипстеры хипстерами, а платежеспособных любителей внедорожного трэша и угара тоже надо порадовать. Деньги с них будут не лишними.

А теперь выводы в конце этой длинной писанины.

Во-первых, хорошо, когда нынче бизнес не оценивают по прибыльности на долгосроке (как в учебнике), а по масштабам IPO и раздуванию капитализации. Тогда можно играть в "больше и круче за те же деньги" и откровенно демпинговать, будучи давно и безнадежно убыточными.

Во-вторых, хорошо быть госбизнесменом. Тебе и денег дадут, и госмашина тебя не будет дрючить за многочисленные косяки с качеством, сервисным обслуживанием и отзывными кампаниями. Впрочем, хороший штат злых юристов тоже лишним не будет.

В-третьих, хорошо, когда умеешь находить свою ЦА, понимаешь её, и умеешь в позиционирование. Хипстеры захватывают мир, с хипстерами надо уметь работать.

В-четвертых, хорошо, когда не боишься радикальных решений (у тебя же есть первые два пункта) и умеешь прыгать с рыночного сегмента на другой без возни и топтания на месте. Другой вопрос - что делать с таким подходом, когда ниши закончатся? А это будет довольно скоро.

В-пятых, хорошо, когда ты не только понимаешь полезный концепт, но и можешь закладывать нужный функционал в конечное изделие. У многих это не получилось. Даже у крупняка.

Ну и в конце концов, хорошо быть Илоном Маском. Не, ну разве плохо, в конце концов?

1 комментарий

Благодарю за материал! Model Y уже повторила судьбу тройки. И сейчас она их локомотив. Очень специфическая машина для меня, минималистичная жаба как и тройка, но благодаря вашему анализу раскрывается понимание почему так много они ее продают. Просится третья статья про анализ model Y. Но пока там еще наверное мало истории. После успеха 3 и Y следующий шаг это массовый В сегмент за небольшую цену + кроссовер того же В сегмента. По той же стратегии. Там миллионный спрос. Если конечно успеют. До китайцев.

Ответить