Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Чем больше общаюсь с начинающими интернет-маркетологами, тем больше убеждаюсь, что в голове у них - каша. Попробую немного эту кашу расчистить и сформировать правильные взаимосвязи между блоками разрозненной информации :) Пишу о стратегическом интернет-маркетинге.

Цели интернет-маркетинга

Как бы мне ни хотелось сократить объемы публикации, но начну на всякий случай с самой с базы. А если точнее — с целей интернет-маркетинга. Для кого-то может быть неочевидным, но слово "маркетинг" буквально подразумевает "деятельность, направленную на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли" (взято из Википедии). А значит все действия должны быть направлены на то, чтобы компания зарабатывала больше денег (в том числе и в долгосрочной перспективе, если мы работаем над улучшением взаимоотношений с клиентом, к примеру).

Чтобы выполнять эту задачу наиболее эффективно, в интернет-маркетинге есть 3 основных уровня принятия решений — стратегические, тактические и микротактические.

И эти 3 уровня существуют для того, чтобы ответить всего лишь на два вопроса:

- Какой следующий шаг должен сделать наш потенциальный клиент, чтобы стать реальным клиентом

- Как мы можем его максимально эффективно подтолкнуть, чтобы он этот шаг совершил.

Итак, давайте разбираться с каждым уровнем отдельно и начнем с первого уровня — стратегические задачи.

Стратегия интернет-маркетинга

Я придумал небольшую схему и назвал ее «Квадрант интернет-маркетолога». Выглядит она вот так:

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Как видно из схемы, есть всего 4 основных этапа интернет-маркетинга. Привлечение, вовлечение, удержание и возврат.

Привлечение — это любой вид трафика. Не важно, контент-маркетинг это, контекстная или таргетированная реклама, SEO. Что угодно, даже холодные звонки и раздача листовок.

Вовлечение — это точка касания. То место, где осуществляется непосредственная продажа. Это может быть сайт, может быть аккаунт в инстаграме, а может и офис продаж.

Удержание — это набор факторов и методик, направленных на увеличение количества повторных заказов.

Возврат — работа над негативным опытом и возвращение ушедших клиентов.

Вся задача заключается в том, чтобы регулярно проходить по циклу этого квадранта (круговая стрелочка в центре нарисована не просто так :) и постепенно улучшать каждый этап.

С этим, думаю, все понятно, поэтому давайте немного усложним нашу схему и добавим в нее модель АИДА.

Модель AIDA

AIDA — это модель из классического маркетинга и расшифровывается она так:

  • A — Attention — Внимание
  • I — Interest — Интерес
  • D — Desire — Желание
  • A — Action — Действие

Использовать ее можно для чего угодно, для создания креативов, для написания статей, для улучшения лендинга, но мы ее натянем на квадрант вот таким вот образом.

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Первые две буквы (A и I — внимание и интерес) расположим в привлечении, а вторые две буквы (D и A — Желание и Действие) — в вовлечении.

Соответственно, с трафиком мы должны работать над двумя основными вопросами — как привлечь внимание человека и вызвать у него интерес, а на этапе работы с точками касаний мы должны делать все, чтобы вызвать у человека желание и побудить его совершить действие, например, купить какую-то услугу. Кто-то может поспорить, что желание можно вызывать и на этапе привлечения (например, при помощи видеообзоров), и я даже спорить не буду - так оно и есть, но одно другому же не мешает, правда? :)

Теперь перейдем от общих стратегических мазков к более тактическим и даже микротактическим.

Привлечение клиентов

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Очевидно, что под привлечением подразумевается некий трафик. И при работе с трафиком есть ряд параметров, которые можно подкручивать, чтобы получить нужный нам результат.

Аудитории

Где мы даем рекламу, кому показываем, какие рекламные каналы используем — все это про выбор аудитории. По классике — сначала выделяется целевая аудитория, потом выбираются рекламные каналы, где эта целевая аудитория сконцентрирована, а потом уже подбирается креатив. Как вы понимаете, продавать бетонодробильные ковши, размещая рекламу в ТикТок, вероятно, будет не лучшим решением, даже если у вас завалялся прям ахренительный креатив :)

Креативы

Тут тоже можно растекаться по древу на пятитомник, поэтому скажу только, что работа над креативами не менее важна, чем правильный выбор рекламного канала и целевой аудитории. Но тут важно не забывать ставить правильные KPI, а то бывают ситуации, когда креатив привлекает тучу трафика, но продаж не увеличивает.

Особенно это касается «Акций с условиями», типа надписи на баннере «Получи бесплатный кофе!», переходишь на сайт, а там условия «Купи на 10 тысяч кофе в нашем элитном кафе и получи возможность выиграть бесплатную чашку кофе. Розыгрыш состоится через 8 месяцев, следите за новостями на сайте!».

Трафика будет капец как много, а вот увеличит ли это продажи в данном кафе? Не факт, надо проверять. Возможно в этом случае гораздо лучше будет сделать креатив, который сгенерирует в 100 раз меньше трафика, но принесет больше продаж, что-нибудь типа «Любишь вкусный кофе? Приходи и попробуй элитные сорта!».

Вовлечение аудитории

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Поскольку тут мы работаем над улучшением эффективности точки касаний, то концентрироваться надо над работой с УТП, дизайном и юзабилити, контентом и т.д. Представьте, что ваш сайт, офис или аккаунт в соц.сети — это отдельный продавец-консультант. Если он неопрятный, хамит, от него плохо пахнет и вообще он не знает почти ничего о том, что продает — КПД такого продавца будет не слишком высока, правильно? Так и тут — если у вас кривой сайт, а в офис надо подниматься по обледенелым ступенькам рискуя свернуть шею — это не добавит вам продаж :)

Как вы помните, основная задача интернет-маркетинга — это увеличивать прибыль, но иногда есть некие промежуточные этапы. Например, виральность или активация. С виральностью все понятно — это попытка замотивировать посетителя поделиться информацией о вас с кем-нибудь еще, а вот с активацией у многих какой-то затык :) Объясню на простом примере.

Представьте себе человека, который всю жизнь использовал счеты и вот впервые воспользовался калькулятором. В какой-то момент у него наступает озарение, он понимает, сколько времени и сил это экономит и все, он — активирован :) К счетам он больше никогда не вернется, если под рукой будет калькулятор. Так может быть и с вашим продуктом, когда человек вдруг поймет, что не представляет своей жизни без него.

Дальше идут два пункта, над которыми, по моим наблюдениям, малый бизнес чаще всего вообще не заморачивается :)

Удержание аудитории

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

С удержанием все чуточку сложнее, поскольку иногда сам бизнес на удержание не особо ориентирован.

Яркий пример — некоторые прибрежные туристические кафе с красивым видом но ужасающей кухней. Им вообще пофигу, вернется человек покушать еще раз или нет, потому что очередь "за видом" будет всегда, как и поток новых туристов. Но все-таки большинству бизнесов этот пункт прокачать совсем не повредит.

Вся работа направлена на выстраивание максимально эффективной методики взаимодействия с уже существующими клиентами. Триггеры (напоминалки), ведение интересных сообществ и рассылок, даже банальные звонки-напоминалки типа "Полгода назад вы делали проф.чистку зубов — рекомендуем повторить, у нас сейчас акция" — все это работает на повышение LTV.

Главное — не перебарщивать и найти ту самую золотую середину между "Задолбали своими напоминаниями" и "Кто вы? Я не помню вашу компанию!".

Возврат пользователей

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Ну, тут все совсем очевидно. Если человек ушел — его надо попробовать вернуть. Особенно если он ушел с негативом. Ведь всем известно, что вернуть клиента всегда гораздо дешевле, чем привлечь нового :) Соответственно, выстраивается система работы с негативом и продумываются методика возврата пользователя, например, при помощи различных акций. Тут очень важно сначала отработать негатив, а потом уже пытаться вернуть при помощи акций, а то эффект может быть и таким — "Да нахрен мне ваши акции, вы в прошлый раз жестко облажались! Пойду предупрежу людей, чтобы не велись!"

Сложные схемы

А что делать со сложными схемами, вроде вот этой?

(источник — https://www.e-xecutive.ru/management/marketing/1986996-kak-dolzhen-delat-marketing-sobstvennik-biznesa.amp)
(источник — https://www.e-xecutive.ru/management/marketing/1986996-kak-dolzhen-delat-marketing-sobstvennik-biznesa.amp)

Эта схема — пример того, что может получится, когда вы попытаетесь внести все стратегические и тактические идеи в общий план. Сама структура "Привлечь-Вовлечь-Удержать-Вернуть" — никуда не делась, она по прежнему тут :)

Естественно, в зависимости от бизнеса (как тематики так и масштаба) — схемы будут разными. Кто-то на этапе удержания будет использовать акции, а виральность сможет эффективно использовать для привлечения, но общая стратегия от этого не меняется, меняются только тактические решения.

Воронки

А где же все эти воронки, которые обсуждают даже бабульки на лавочке? А вот тут!

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

И даже вот тут: )

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Каждый этап (в том числе и промежуточный) можно разбить на отдельные воронки. Делается это для удобства работы и в попытке найти некие слабые места в нашем интернет-маркетинге. Ведь главная задача при работе с любой воронкой — это делать все, чтобы эту воронку выпрямить и на выходе получалось столько же посетителей, сколько и на входе. Рассмотрим для примера простенькую воронку между этапами "Привлечение" и "Вовлечение".

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Собственно, первые два этапа воронки — это привлечение, а остальные — вовлечение. Такие воронки можно строить на любом этапе и чем подробнее они будут, тем точнее можно будет настроить всю систему.

Веб-аналитика

Ну и последнее, о чем точно стоит сказать — это аналитика. В идеале надо стремиться к тому, чтобы она как Кракен обвила своими щупальцами все этапы работы.

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Поэтому чаще всего перед тем, как принимать хоть какие-то решения — лучше будет сначала подумать над вопросом — как именно вы будете оценивать результат этого решения?

На этом обзорная экскурсия в мир стратегии интернет-маркетинга подошла к концу. В рамках самопиара добавляю ниже свою фотографию, чтобы вы запомнили, как я выгляжу :)

Как ничего не упустить при планировании интернет-маркетинга?

Ну и колл ту экшен, разумеется — не забывайте подписываться и на VC, если любите читать и на Youtube, если предпочитаете смотреть :)

1010
1 комментарий

Тоже хочу открыть интернет-магазин, вот ищу разную полезную информацию про маркетинговые фишки, которые помогут не пойти в убыток в первый же месяц. У вас всё описано коротко и ясно. Может еще кому-то будет интересно к дополнению к вашей содержательной статье, здесь есть тоже некоторые интересные маркетинговые идеи https: //brabagency.com/insights/5-glavnyh-trendov-kotorye-izmenyat-kont, как говорится лишней новая информация никогда не будет.

Ответить