Я не слышу и не могу говорить. Проконсультируйте меня!
Одно дело — не любить разговаривать по телефону, и совсем другое — когда у человека проблемы со слухом, голосом или он избегает общения из-за сильного заикания.
Если потеря слуха или голоса временная, благодаря соцсетям и мессенджерам можно не остаться без общения, а маркетплейсам — без необходимых товаров. Но что, если способность слышать или говорить утрачена надолго, а то и навсегда?
Рано или поздно человек сталкивается с ситуацией, когда недостаточно просто положить товар в корзину и нажать «купить». Есть товары и услуги, которые нужно обсуждать с продавцом: уточнять размер, сроки, корректировать детали. Мы в Пакте решили проверить, насколько бизнес готов идти навстречу клиентам, которые не могут общаться по телефону.
Как мы выбирали компании
Мы решили выбрать такой товар и услугу, которые нельзя просто положить в корзину, оплатить и дождаться курьера. Прежде обязательно нужно обсудить с менеджером детали.
Мы выбрали пластиковые окна: большой рынок, разные цены, варианты комплектации и сроки установки. После установки пластиковых окон в квартире нужно убрать, поэтому попробуем заказать клининг.
Для эксперимента мы взяли по пять компаний из топа Гугла по запросам «пластиковые окна москва» и «клининг москва». Рекламные ссылки в расчёт не брали. Получили такой список:
«Московские окна»
«Пластика окон»
«Фабрика окон»
«Оконные системы»
Окно.ru
Qlean
Bclean
«Домовёнок»
«РусКлинингСервис»
«Аннушка»
Оставили заявки в соцсетях и мессенджерах
На сайтах компаний часто есть форма заявки на обратный звонок. Нам такой вариант не подходит — зачем звонок человеку, который не может говорить? Поэтому мы искали, куда можно написать: это мессенджеры как более оперативный способ связи или, если мессенджеров нет, социальные сети.
Из 10 компаний только четыре разместили на своём сайте ссылки на мессенджеры. Ещё шести компаниям мы написали в соцсети — ВКонтакте и Инстаграм.
Всем компаниям мы написали одинаковые запросы:
✓ Тем, кто устанавливает окна: «Здравствуйте! Мне нужно установить два окна, одно в кухне, другое в комнате с балконной дверью. Сколько будет стоить?».
✓ Тем, кто делает уборку: «Здравствуйте! У меня в квартире будут менять окна, нужна уборка после установки окон. Квартира однокомнатная. Сколько будет стоить?».
И стали ждать ответы.
Как долго пришлось ждать
Самыми быстрыми оказались три компании — ответили в течение минуты. Интересно, что способ связи здесь не играл никакой роли: с одной компанией мы переписывались в WhatsApp, с другой — в Телеграме, с третьей — во ВКонтакте.
В течение 10 минут написали ещё две компании: одна в Инстаграме, другая в WhatsApp. Менеджер оконной компании отвечала на вопросы долго — паузы между ответами составляли 10 минут. Но она сама извинилась за это.
Ответ ещё от двух компаний пришлось ждать около двух часов. Хотя в одной из них наше сообщение в WhatsApp прочитали практически сразу. Но, видимо, ответить было некогда.
Следующий ответ мы получили через два дня. Ещё две компании не ответили вовсе.
Сколько компаний пытались нам позвонить
Многие считают, что убедить клиента принять решение о покупке проще по телефону, чем в переписке. Но если клиент сам выбирает общение в мессенджерах или соцсетях, стоит ли менеджеру пытаться изменить канал связи? Номер телефона у нас попросили в четырёх из восьми компаний, с которыми получился диалог.
Всем, кто спрашивал номер телефона или давал свой, мы объясняли: «не могу говорить по состоянию здоровья». После этого три из пяти компаний ответили на все вопросы в переписке. Одна — проигнорировала клиента. Ещё в одной компании подождали неделю и решили позвонить — звонили три раза за день, с интервалами час-два.
С кем сделка могла бы состояться
Мы оставили запросы в пяти компаниях по установке пластиковых окон и в пяти клининговых компаниях. Основной критерий выбора — готовность общаться с клиентом в переписке, будь то мессенджеры или соцсети. Важный момент: наш клиент не может разговаривать по телефону из-за проблем со здоровьем, поэтому на всех этапах заказа сотрудники компании должны быть готовы обойтись без звонков.
В итоге в каждой сфере оказались готовыми к общению в переписке одинаковое количество компаний: три из тех, что устанавливают окна, и три, которые занимаются клинингом. Ещё четыре компании либо проигнорировали, либо попытались нам дозвониться.
Подводим итоги
Из десяти компаний, с которыми мы пытались связаться, только шесть оказались готовы обойтись без звонков на всех этапах заказа. Они отвечали на вопросы, рассказывали о стоимости услуг и готовы были договориться о визите специалистов.
Две из десяти компаний вообще не ответили на наши сообщения. В обоих случаях это были сообщения в соцсетях — ВКонтакте и Instagram. Возможно, соцсетями в этих компаниях занимаются сотрудники, в чьи обязанности не входит консультировать клиентов. Такие компании упускают клиентов — кроме телефона нет никакой возможности заказать услугу.
Ещё две компании оказались глухи к нашим просьбам. Либо сами написали свой номер — «звоните, узнавайте», либо попытались позвонить после просьбы этого не делать.
Те, кто отвечал на сообщения, не всегда отвечали быстро. Иногда паузы между сообщениями были слишком долгими, иногда сообщение читали, а ответ писали значительно позже. Пока ваши менеджеры не успевают быстро отвечать клиентам, у конкурентов всё может быть иначе.