Поскольку основатели MOST Creative Club вышли из IQ marketing, агентства, которое серьезную ставку делало на награды в Каннах и иных международных фестивалях, то у нас в крови фестивали и рейтинги. И мы до 2015 года ежегодно выделяли бюджет на эту активность. Результат был заметным: в своей профильной категории «Интерактив» мы в 2014 году добрались до четвертого места, а в сводном рейтинге креативности были на 12 месте.
В общем, если бы продолжали движение, то добрались бы до первого места совершенно точно. Логику фестивального механизма мы почувствовали.
Но в 2015 году мы начали скрупулезно считать деньги — да, думаю, все начали. Санкции, импортозамещение, рекламная индустрия особую пору переживала. И логично было перетрясти все наши инструменты продаж и продвижения. Отдача для нашего бизнеса от фестивалей оказалась крайне мала.
К примеру, победа на фестивале или дискуссия вокруг какого-то места в рейтинге были лишь маленькой частью пиар-волны, которая поднималась вокруг по-настоящему заметных наших проектов. То есть клиенты просто слышали про проекты, потому что они были на слуху у общества, а не раскручены рейтингом или фестивалем. Так было с приседаниями в метро, с прокачкой хрущевок, театром своими глазами и так далее.
Мы увидели, что отличная идея не нуждается в рейтинге, она заходит в общество и люди ее распространяют. И это не стоит денег вообще. Так мы и сосредоточились на идеях, которые, как болты, сами «заходят» в общество, вокруг которых поднимается естественный хайп.
Другой мотив участвовать в фестивалях и рейтингах для руководителей агентств — это повышать самооценку у сотрудников. Кстати, кому-то это помогает заодно обосновывать более низкие зарплаты, типа «ты же работаешь в топовой компании — цени это». В общем, и это для нас не особо актуально, поскольку команда у нас небольшая и с мотивацией каждого работаем персонально и регулярно, поэтому нашли намного интереснее и инструменты, и подходы.
Рейтинги дают срез текущего момента, выявляют лучших по определенным критериям. И хотя мы сами не участвуем, то есть не платим за подачи, привычка посматривать, кто на каком месте, сохранилась. Только вот я на этот табель о рангах смотрю не как на «лучше — хуже»: мне интересно, происходит ли смена лиц и лидеров. И, нужно сказать, что она практически не происходит. И мне это не нравится.
На Каннский фестиваль мы все-таки поглядываем, потому что это не фестиваль рекламы, а фестиваль идей. Именно поэтому засветиться там — это и вызов для нас как креативщиков, и усиление пиар-волны, про которую я говорил.
В фестивалях нет ничего плохого. Они являются частью индустрии, и совсем молодым позволяют выйти на рынок, показаться в тусовке, получить первые контакты. Но нужно помнить, что других инструментов для достижения этих же целей сегодня хватает.
Чтобы мы начали снова принимать участие в фестивалях, скорее должны мы поменяться, а не фестивали. С моей точки зрения, фестивальный механизм и логика уже отточены. Агентства и клиенты сейчас как в супермаркете: ходят и просто выбирают, что им больше нравится, подходит для бизнеса. Вот нам сейчас нравятся Канны, потому что они не про отдельную индустрию, а про умение думать, поэтому нам интересно помериться там мозгами. В России подобных фестивалей нет, да они и не нужны. Канны должны оставаться Каннами, а «Меркурий» — «Меркурием».
Игорь М. Намаконов, управляющий партнер в MOST Creative Club
Наверное в подготовке такого материала, было бы правильно спросить мнение и агентств, которые входят в 10ку АКАР, иначе это выглядит странно, о пользу рейтинга высказываются те, кто этой пользы не получает. Получается очень однобокая статья.