«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

Большой обзор кейса, получившего золото «Серебряного Меркурия» и звание одной из лучших ТВ-кампаний 2020 года — в том числе благодаря нейросетям.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

С представителями банка «Пойдём!» мы познакомились, к счастью, не в разбившемся самолете, как родители главного героя одной известной криминальной комедии, а на вполне обычной тендерной площадке. Тем не менее, история нашего сотрудничества все равно оказалась захватывающей.

Мы хотели сделать рекламу достаточно благожелательному банку с немного консервативным, но из-за этого очень человечным подходом. А столкнулись с полным переворотом внутри уже придуманной концепции, бесконечными переписками с юристами и закрытыми государственными границами.

Эта история длилась больше двух лет и потребовала привлечения очень комплексной команды специалистов. Но результаты, которых мы добились своей провокационной работой на и так не самом просто рынке, дают нам большой повод для гордости. Впрочем, обо всем по порядку.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

Соглашение о партнерстве с банком «Пойдём!» мы подписали еще в 2019 году. Вскоре после улаживания всех формальностей мы взялись за глубокое изучение клиента, особенностей его подхода и его команды. И почти сразу поняли, что и классические, и трендовые решения здесь не помогут.

В «Пойдём!», в отличие от других современных банков, оценкой заемщика занимается не автоматическая система скоринга, а сидящие в офисах консультанты. Как в старые добрые времена: приходишь, рассказываешь свою историю и получаешь деньги — под адекватный процент, не как в МФО.

…риски [выдачи таких кредитов] смягчаются благодаря высокому, хоть и волатильному, уровню рентабельности банка наряду с комфортным текущим уровнем покрытия проблемных кредитов резервами под обесценение.

Выдержка из аналитики агентства АКРА

Нехарактерные для рынка методы определяли и нехарактерную аудиторию. Заемщики «Пойдём!» — это люди, которые не пройдут скоринг в любом крупном банке. Они не бедные, иногда даже с хорошим образованием и хорошей работой — но как-то умудрились испортить кредитную историю.

Немного спойлеров: уже после начала работы над проектом началась пандемия. Рисковых заемщиков стало еще больше: сбережения были совсем у немногих, да и у тех быстро кончились. А в больших банках их «отбривали» роботы. Мы же решили: если клиент сам идет в руки, надо делать на него упор.

Тем более мы уже выяснили, рисковый заемщик — не обязательно плохой заемщик. Директор по стратегии брендингового агентства Fenomen Семен Либерман, тогда занимавшийся стратегией всего Deltaplan, детально изучил аудиторию «Пойдём!» и составил ее обобщенный портрет — точнее, портреты.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

Первыми под прицел Семена попали консультанты банка — те самые, которые в других банках обычно заменяют скоринговые роботы. В конце концов, кому как не им лучше всего знать своих клиентов: ведь их разговор решает вопрос одобрения кредитного продукта «неблагополучному» заемщику.

«Неблагополучные» эти заемщики, конечно же, для роботов. А вот консультанты «Пойдём!» о своих клиентах отзывались достаточно хорошо: в основном в интервью с ними фигурировали характеристики «открытые», «добрые», «душевные», а также «честные» и… «несчастные».

Также постоянно общающиеся с клиентами консультанты поделились своим мнением о том, почему те обращаются именно в банк «Пойдём!». Да, многие клиента банка ценили скорость выдачи кредита и индивидуальный подход. Но для многих причина обращения в банк была совсем другая.

37%
клиентов банка «Пойдём!» назвали свое обращение вынужденным

В то же время, консультанты очень хорошо отзывались и о самом банке. В числе ассоциаций, которыми они описывали «характер бренда», оказались совсем нетипичные для банковского дела определения: «открытый» и «уютный», «внимательный» и «душевный», «легкий» и «доброжелательный».

Такой ассоциативный ряд сильно выбивался из всего, что есть на рынке — и мы поняли, что это нельзя не использовать. Можно и нужно сделать упор на образ «доброго» банка — такой своеобразной «выручайки». Тем более, у подобного подхода было еще одного статистическое обоснование.

Проанализировав электронный след подписчиков групп «Пойдём!» в соцсетях, мы не только определили их психотипы, но и обнаружили общую манеру поведения. Эти клиенты, чтобы решить свои финансовые вопросы, вынуждены постоянно что-то выдумывать, «мутиться» и сильно стрессовать.

С учетом всех вводных мы выбрали стратегию с психологической поддержкой нашей аудитории, оказавшейся в стрессовой ситуации. Мы решили показать, что есть выход из трудностей, и этот выход достаточно простой.

Семен Либерман, директор по стратегии, Fenomen x Deltaplan Group

Придуманная нами коммуникационная платформа предполагала создание для «Пойдём!» образа «банка поддержки людей», который обещает «деньги без стресса» и «спокойный успех». И при этом всем строит коммуникацию с клиентами в «успокаивающем и дружественном тоне».

Мы сразу отказались от гиперсовременной и динамичной подачи. Придуманная нами коммуникация должна была быть гармоничной и уравновешенной, дружелюбные образы и общественно-коммунальная эстетика в ней должны были превалировать над формальными цифрами.

Сформулировав эти принципы, Семен со спокойной душой передал концепцию креативному агентству Soda, также входящему в состав Deltaplan Group. Кто ж тогда мог подумать, что в последующие недели мир столкнется с новой нормальностью, а наша концепция превратится в криминальную комедию.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

Перед Soda стояла задача сформулировать ключевое сообщение, на основании которого впоследствии можно было создавать креативы. Но просто понимания заемщиков для этого было недостаточно: нужно было понять и то, как они сами разговаривают.

Помните, что мы до этого говорили про коммуникацию банка? Она не должна быть формальной. Если ты хочешь построить доверительный образ, нужно научиться разговаривать с клиентом на его языке — в Soda прекрасно это понимали и приступили к дополнительным исследованиям.

В качестве массива данных выступили комментарии на сайте «Отзовик»: клиенты «Пойдём!» активно делились там своими впечатлениями. Изучив несколько десятков комментариев, Soda смогли сформулировать ситуации развития: кто, почему и с какой идеей может обратиться в этот банк.

Анализ комментариев на «Отзовике» также подтвердил ранее сложившуюся гипотезу о том, что клиенты «Пойдём!» обращались за его кредитными продуктами вынужденно. В итоге ориентировка на «нужно» и «надо» стала основным принципом в дальнейшей разработке платформы.

Напомним: основной причиной обращения к отзывам о банке было именно изучение обобщенного языка, на котором говорят его клиенты. И этот массив языковых данных также стал основой — только в этот раз уже для слогана, через который должны были продвигаться продукты для «нуждающихся».

Обобщив несколько особо ярких в плане словесности отзывов и, докрутив их ассоциативно, команда Soda под руководством креативного директора Александра Михалева сжала платформу до одного короткого выражения: «Есть, где взять». Просто, лаконично и отражает сразу всю концепцию.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

На основании этого слогана Soda начала разработку возможных креативов и возможные сценарии развития. У нас было два вида визуалов, пять дополнений к слогану (например, «Есть, где взять на отпуск»), полсклянки всяких мелких фишечек и гора артов с маскотом банка — рыжим котом.

Вскоре мы представили свои предварительные наработки представителям банка. И эта презентация совпала с началом пандемии. С этого момента вся наша идея перевернулась с ног на голову.

Представителям банка понравилась придуманная нами концепция и ключевое сообщение. Но традиционного котика с новой надписью было недостаточно. К счастью, мы заготовили один смелый сценарий — и «Пойдём!» он понравился.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

На одной из встреч с кредитными консультантами мы услышали интересную историю: жена одного из клиентов заплатила за шубу его бизнес-картой; пополнить средства нужно было срочно, и он обратился к… скажем, околокриминальным структурами; с ними рассчитывался через «Пойдём!».

Эта история очень понравилась креативному продюсеру Дмитрию Новикову, работающему в команде Hoot Production (как вы могли догадаться, тоже входит в состав Deltaplan Group). Настолько понравилась, что очень скоро превратилась в сценарий рекламного ролика — не пропадать же добру.

Именно этот сценарий и был нашей альтернативой на случай, если к основной концепцией возникнут какие-то неразрешимые вопросы. Мы представили ее клиенту, подкрепив обоснованием: смелый ход поможет выделиться из однотипной рекламы банков с набившими оскомину селебрити.

К вопросу про выделяться: вот так выглядел один из наших прототипов
К вопросу про выделяться: вот так выглядел один из наших прототипов

Поначалу представители «Пойдём!» сомневались. Они понимали, что ассоциация с бандитами — не та вещь, которая нужна банку, работающими с рисковыми заемщиками. Но, в то же время, наша идея им понравилась. Снять собственное (пусть и 30-секундное) криминальное кино — это красиво.

Как вы могли догадаться, восемь тысяч знаков выше по тексту были написаны не для рассказа про внезапно провалившуюся идею. Конечно же, в конце концов «Пойдём!» согласились. Да, им потребовалось для этого проконсультироваться с юристами — но согласились же!

Забегая вперед скажем: консультации с юристами стали такой же частью этого проекта, как и креатив. Они шли и на стороне банка, и на нашей стороне, и даже (уже потом) на стороне телеканалов. Но это не помешало команде Hoot Production под руководством Алены Борисовой начать подготовку к съемкам.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

Вместе с режиссером Натальей Базиной наш продакшн приступил к поиску локации, реквизита и актеров. С первым пунктом все было просто: действие ролика должно было происходить в горном карьере, который выглядел бы заброшенным. Съемки проходили на Урале, и там подобные виды не редкость.

А вот с реквизитом пришлось повозиться. Команда долго не могла найти машину, которая выглядела бы не просто старой, но еще и «стиляжной». Нужен был автомобиль, в который было бы не стыдно посадить Винсента и Джулса из «Криминального чтива». Но в Екатеринбурге такого нигде не было.

В один из дней Алена ехала за городом — и вдруг на перекрестке увидела ту самую машину. В тот же момент светофор предательски поменял сигнал, а водитель дал по газам. Алена погналась за ним, но вскоре потеряла из вида. Впрочем, она не сдалась, и спустя два дня все-таки нашла нужное авто.

Вот он, гангстер-кар нашей мечты: Lincoln Mark VII, почти что прямиком из 80-х
Вот он, гангстер-кар нашей мечты: Lincoln Mark VII, почти что прямиком из 80-х

Параллельно с поиском актеров шел и поиск актеров, которые должны были сыграть двух бандитов, терроризирующих должника. Правда, лучше всего под типажи подошли совсем не профессионалы. Встречайте наших героев: электронный композитор Тим Аминов и работник сцены Георгий Лян.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

Ну и наконец, нам нужен был исполнитель главной роли — того самого предпринимателя, который обратился к бандитам. Тот самый условный Паша, которого может выручить банк «Пойдем». Тот самый ненадежный заемщик, которому нужно постоянно «мутиться». Его сыграл Александр Зарядин.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

По словам Алены Борисовой, выбор непрофессиональных актеров оказался очень правильным решением не только из-за попадания в требуемые типажи. Ведь у любителей не было правильно поставленного рекламного голоса, и поэтому итоговое видео получилось более живым и искренним.

Несмотря на то, что в ход съемок вмешалась удаленка (наш режиссер живет в Берлине, и ей пришлось руководить процессом через YouTube-трансляцию), все сложилось как надо. Получился ролик, которым можно гордиться — и тем, кто его снимал; и тем для кого его снимали.

Да, ролик был отличным — но каналы не хотели его брать. Они испугались рекламы с бандитами даже больше, чем банкиры. Пришлось снова подключать юристов и искать компромисс. По ТВ видео крутили с полупрозрачным дисклеймером.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

Поскольку опасения о возможных проблемах с трансляцией возникли еще на этапе съемок, у нас был заготовлен один прием. В дополнительных секундах, снятых специально для ТВ, в конце ролика на дорогу выбегал осветитель — как будто это все были съемки фильма.

Клиенту настолько понравился микрофильм про бандитов, что мы приступили к производству ещё трёх роликов. Пришлось срочно придумывать новые истории, в этот раз уже без опоры на анекдоты и истории из жизни банка.

Первый наш сиквел обыгрывал тот же сюжет: условного «Пашу» похитили и требуют деньги. Только в этот раз бандиты смогли отпустить его сразу и никуда не везти: ведь к нему приехал курьер и сразу отдал карту. Главный герой с облегчением уходит, а гангстеры остаются «побазарить» с курьером.

В третьем, уже осеннем ролике у нас очень много чего поменялось. Во-первых, пришлось вернуть хозяину ретроавтомобиль, на поиски которого ушло так много сил и времени. Во-вторых, Тим Аминов отказался от съемок — пришлось искать замену и ему. В-третьих, мы выбрали принципиально новую локацию.

Ведь что делают бандиты с банками? Они их грабят. Приходят с мешками и в масках, а потом грозно смотрят на операциониста. Мы сохранили этот антураж, но целиком поменяли сюжет. Оказалось, что добродушный главный герой привел их не грабить, а получать кредит — под очень красивый процент.

Мы хотели, чтобы банк в этом ролике выглядел очень олдскульно, в духе американских 1930-х. Но найти такие банки в России оказалось совсем не просто. Помог инсайт: их банки чем-то напоминают наши ДК. Максимально подходящие нам интерьеры в итоге обнаружились в московском ДК ЗИЛ.

Видите эти кабинки операционисток? На самом деле, это ряды вешалок, которые закрыли щитами и и стеклами
Видите эти кабинки операционисток? На самом деле, это ряды вешалок, которые закрыли щитами и и стеклами

Последний ролик нашего мини-сериала оказался своеобразным рождественским спешалом. Он логически завершает историю взаимоотношений «Паши» и бандитов: они поняли, что в банке «Пойдём!» всегда «есть где взять» — например, на новогоднее настроение.

Изначально агрессивные бандиты окончательно преобразились в добряков благодаря доброму банку. Да, в начале ролика звучит хлопок — но это не выстрел киллера, это уже почти что дружеская встреча новогодней хлопушкой. И в руках у бандитов уже не оружие, а рыжий кот — отсылка к маскоту банка.

Казалось бы, столько труда, столько историй, столько проблем и все ради роликов на ТВ? Не слишком ли много усилий для одного медиа? Мы бы тоже так подумали — если бы у нас не было бы революционного козыря.

Дело в том, что расстановкой этих роликов в эфире занимался наш уникальный programmatic. AdTech-разработка, в рамках которой нейросеть подбирала самые эффективные слоты с максимальной концентрацией ЦА — чтобы показывать рекламу не кому попало, а именно нашей аудитории.

Все наши усилия в итоге оправдались. По итогам нашей кампании, план по выдачам кредитов новым клиентам «Пойдём!» перевыполнили на 12%. В самый разгар пандемии, когда лидеры рынка наперебой рекламировали свои кредитные продукты, наш клиент удержал позиции на рынке и даже нарастил объем кредитного портфеля на 1,85% при общем падении рынка на 40%.

Уже к сентябрю рост обращений в «Пойдём!» составил 34% по сравнению с результатами за аналогичный период прошлого года. При этом выше запланированной оказалась и конверсия обращений в выдачу кредитов. Это значит, что сработал и наш революционный programmatic, который позволил нашей рекламе добраться до целевой аудитории банка.

Об этом же свидетельствуют и данные Mediascope: благодаря новым методам планирования нам удалось снизить стоимость целевого пункта телерейтинга почти вполовину. Это привело к гораздо более эффективному использованию бюджета: в разных городах оптимизация достигала от 15% до 46%.

«Такие очаровашки, что краска на стенах сворачивается»: как мы заставили бандитов рекламировать добрый банк

В декабре 2020 года кампания «Есть, где взять» получила первую федеральную награду: жюри Национальной премии бизнес-коммуникации присудило победу в номинации «Лучшее использование инструментов на ТВ».

Спустя полгода мы получили еще более ценную награду: золото международного фестиваля рекламы и маркетинговых коммуникаций «Серебряный Меркурий» в номинации «Финансовые и страховые услуги» (обойдя две рекламные кампании «Тинькофф» и одну кампанию «Сбера»).

Мы благодарим банк «Пойдем!» за смелость и решительность, которая позволила нам совместно создать эту серию роликов. Мы искренне считаем ее лучшим и любимейшим нашим продуктом за 2020 год, венцом нашего видеопродакшна и современного подхода к продвижению в оффлайне.

Кейс банка «Пойдем!» стал одним из пяти наших проектов, получивших награду «Серебряного Меркурия». Среди них еще одно наше золото: человечный ВИЧ-сервис «Позитивный проводник», которое жюри фестиваля назвало лучшей российской рекламой некоммерческой организации.

Подписывайтесь на нашу страницу на VC или страницы в соцсетях. Кстати, в нашем Фейсбуке вы можете посмотреть наш рассказ о том, как делать революционно более эффективную оффлайн-рекламу.

3737
13 комментариев

не видел эту рекламу, и это хороший знак)

5
Ответить

хех, видимо, идеальный заемщик, не ЦА)  

3
Ответить

Первый раз слышу про этот банк. В ца не попал)) 

Ответить

Мне понравилось! Красивая картинка, интонации без переигрывания, добрые сюжеты. Молодцы одним словом!

4
Ответить

Как мы заставили электронного композитора и работника сцены рекламировать добрый банк, ок

1
Ответить

Но ведь сыграли они бандитов, в конце концов)

1
Ответить

Люблю этот кейс, видно что его делали с любовью. 

1
Ответить