Как выбрать сервис для deep linking — на примере приложения «Иль де Ботэ»
Мобильные приложения для eсommerce сейчас такой же маст-хэв, как веб-сайты 10 лет назад. Количество пользователей мобильных устройств только растет, как и растет активность использования мобильных приложений. Если вы все еще стоите перед вопросом, делать ли мобильное приложение для своего проекта — вот ссылка на статью, где подробно описано, зачем eCommerce-проекту мобильное приложение.
Есть много рецептов как сделать так, чтобы ваше приложение эффективнее вовлекало пользователей, лучше интегрировалось с другими каналами коммуникаций (сайтами, соцсетями), и в конечном итоге приносило большую прибыль. Глубокие ссылки — один из них.
Что такое глубокая ссылка
Итак, чем глубокая ссылка отличается от обычной? Обычная ссылка, которая ведёт в мобильное приложение, отправит вас на главную страницу приложения, если приложение у вас установлено. Если приложения у вас нет, оно отправит вас в App Store или Google Play. Наверняка вы с такими не раз сталкивались.
А можно лучше. Представьте: вы разрабатываете eCommerce-приложение для магазина носков. Вы запустили распродажу ко Дню вегана (и Хэллоуину заодно) и рекламируете её в соцсетях. Вы хотите, чтобы клиент по клику на баннер попал в приложение, на ту самую пару носков с тыквой или на описание той самой акции. iOS у клиента или Android — значения не имеет. Стоит у клиента приложение или нет — тоже неважно. Главное, чтобы он дошёл до этого экрана. И вы хотите знать, сколько клиентов пришло и что это за клиенты: откуда они пришли (с баннера или из Google), надолго ли остались в приложении и купили ли они в итоге носки.
Так вот, это всё умеют диплинки.
Диплинки собирают и передают данные о:
- просмотрах, кликах и установках;
- каналах, которые приносят больше всего скачиваний и дохода;
- пользователях, которые больше всего переходят по ссылкам.
Что они ещё умеют и зачем они нужны
- Самое простое — можно использовать их для того, чтобы направлять пользователя с уведомлений сразу на нужный экран приложения. В интеграции с сервисами типа Yandex AppMetriсa — ещё и для настройки полноценных кампаний по рассылке уведомлений и оценки их эффективности. Все акции, распродажи, новостные рассылки становятся на порядок эффективнее.
- Можно делать кросс-канальные кампании, встраивая глубокие ссылки в другие приложения, в письма, в баннеры на сайтах или в смс.
- Диплинки (то есть экраны приложения) могут индексироваться Google и появляться в поисковой выдаче. Это значит, что можно попасть в приложение сразу из поисковика.
- Если бизнес-область приложения связана с оффлайном (например, вы работаете с ритейлом, у вас проходят промоакции или есть другие подходящие бизнес-сценарии), можно встроить глубокие ссылки в QR-коды или Bluetooth-маячки. Можно направлять пользователя, который пришёл в магазин, сразу на экран нужной акции, создавая тем самым ещё один канал привлечения.
- Можно собирать статистику и отслеживать эффективность различных каналов и анализировать поведение клиентов внутри приложения после перехода.
Вот несколько интересных примеров применения глубоких ссылок ведущими eCommerce-приложениями.
Кейс «Иль де Ботэ»
Мы реализовали глубокие ссылки в одном из наших любимых проектов — мобильном приложении Иль де Ботэ.
Что было в приложении на момент реализации? Самостоятельно реализованная система Actions. Эти модули мобильных приложений могли доставить пользователя в любую часть приложения, когда клиенту приходило уведомление — именно для работы с уведомлениями мы реализовали эту систему изначально. Клики с рекламных баннеров доставляли клиента на главную страницу приложения.
Мы видели, что статистика посещений растёт, как растёт и объём продаж через приложение. У магазина постоянно проходили акции и сезонные предложения, а заказчик хотел, чтобы на каждой странице сайта был баннер, который отправит клиента на экран с описанием товара в приложении.
Какие цели у нас стояли и чего мы хотели вместе с заказчиком?
- ссылок на товары с десктопного и мобильного сайта ИЛЬ ДЕ БОТЭ, которые ведут сразу на товар в приложении;
- ссылок на акции и коллекции;
- привлекать новых пользователей с мобильными устройствами сразу в приложение;
- доводить пользователя через установку приложения на нужный экран;
- видеть эффективность различных маркетинговых каналов и баннерных сетей.
Пути реализации
Наш шортлист готовых сервисов состоял из:
- Branch — один из самых продвинутых сервисов для работы с глубокими ссылками. Мы изучали его как лидера в своем сегменте;
- Firebase — супер-система от Google, в которой, кроме огромного списка фич, есть и работа с глубокими ссылками, и поисковая индексация;
- AppsFlyer — система, которая использовалась для работы с маркетинговыми кампаниями и сбора статистики в приложении задолго до появления идей о внедрении глубоких ссылок.
Кроме этого, существуют и другие решения, такие как Adjust, Yozio, Deeplink, или опенсорс-решения, но в этой статье мы их затрагивать не стали. Будем рады, если в комментариях вы оставите впечатления о работе с ними.
Также мы не рассматриваем самостоятельную реализацию — оставим это на усмотрение вашей команды разработки. В сети достаточно примеров со всеми подробностями. История будет примерно одинаковая: чтобы получились самые важные функции (перенаправление через App Store/Google Play, реализация ссылок на две платформы, аналитика), дополнительные сервисы придётся пилить с нуля.
Сравнение сервисов
Branch — это пожалуй самый богатый фичами сервис для реализации глубоких ссылок, который умеет чуть ли не всё.
Что понравилось:
- богатство фич;
- качество и удобство;
- много примеров, подробные юзкейсы, блог с полезными статьями.
Словом, ребята очень серьёзно подходят к делу и по праву считают себя лидерами этого рынка.
Что не понравилось:
- Цена. Бесплатные планы есть, но они для стартапов или не сильно нагруженных приложений;
- Узкая специализация. Поскольку глубокие ссылки — это фишка Branch (в отличие от Firebase или AppsFlyer), то он умеет только это, но умеет хорошо.
Итог: Branch — отличный сервис, если вы многого хотите от глубоких ссылок и готовы серьёзно в них вложиться, либо если нагрузка на ваше приложение очень невысока и можно воспользоваться бесплатным планом.
Про Firebase вы наверняка знаете. А если не знаете, то обязательно посмотрите в его сторону. Это сервис Google для разработчиков мобильных приложений, в котором есть всё: хостинг и базы данных, облачные сервисы, тестирование и крашрепорты, настройка AdWords, глубокие ссылки, индексация, и много-много всего.
Что понравилось:
- всё в одном месте — можно смотреть аналитику, настроить диплинки и при необходимости пользоваться другими услугами;
- полная документация и инструкции;
- удобный интерфейс;
- диплинки, App indexing и аналитика включены в Firebase бесплатно и по умолчанию.
Не понравилось то, что в Firebase нет некоторых фич, которые предоставляют Branch и AppsFlyer (предпросмотр контента, работа с рекламными сетями).
Итог: Firebase показал себя как наиболее универсальный и полный сервис для работы с глубокими ссылками, особенно если вы пользуетесь другими сервисами Firebase.
Это сервис, который нацелен в первую очередь на маркетинговые кампании и привлечение пользователей в приложение. Он использовался для настройки рекламных кампаний в приложении, поэтому мы рассматривали его как логичную платформу для реализации глубоких ссылок. AppsFlyer предлагает своё собственное решение для глубоких ссылок, которое называется OneLink.
В AppsFlyer нам понравилось все, что так или иначе связано с маркетинговыми кампаниями.
Что не понравилось:
- интерфейс и удобство использования — оно явно не на высоте;
- нестабильность — иногда падает, иногда глубокие ссылки просто перестают работать, а для восстановления приходится переустанавливать приложение.
Итог: AppsFlyer подойдёт для связи работы глубоких ссылок с рекламой и маркетинговыми кампаниями, но если у вас есть выбор — лучше смотреть в сторону других решений
Выбор и настройка
В результате сравнения сервисов Branch, Firebase и AppsFlyer наш выбор первоначально остановился на Firebase. Мы хотели совместить в одном сервисе всё:
- сервис диплинков;
- сервис настройки уведомлений;
- сбор метрик и анализ статистики;
- настройку индексации;
- возможности для интеграций.
Это решение было бы бесплатным, удобным для использования и стабильным. Такой была наша гипотеза к началу реализации. Мы начали шаг за шагом проверять, как лучше достичь бизнес-целей, которые были у нас перед стартом.
Представитель заказчика привык настраивать рекламные кампании в баннерных сетях с помощью сервиса AppsFlyer, поэтому мы решили не трогать эту часть, то есть всё, что относится к лидогенерации и маркетинговым кампаниям. AppsFlyer умеет это делать, хранит всю статистику и позволяет оценить эффективность рекламных кампаний. Только теперь мы настроили AppsFlyer для использования нескольких типов глубоких ссылок: как собственных, так и ссылок, сгенерированных Firebase.
Чтобы получить максимум от настройки уведомлений, мы использовали AppMetrica от Яндекс, которая уже была настроена для сбора аналитики. В ней есть модуль, который позволяет управлять кампаниями push-notifications и зашивать глубокие ссылки в уведомления. Функциональность глубоких ссылок, связанная с уведомлениями, была передана в AppMetrica, и там же хранится вся статистика.
Для чего мы в итоге использовали Firebase? Для формирования глубоких ссылок, которые ведут пользователя через установку приложения и для сбора статистики таких переходов. Админка Firebase — самая удобная из всех и ссылки, которые он генерирует, — самые короткие и удобочитаемые.
При этом с помощью серверной команды мы оставили возможность глубоким ссылкам работать и без сторонних сервисов. Ссылка сайта ИЛЬ ДЕ БОТЭ содержит в себе идентификаторы, которые может распарсить механизм экшенов в приложении и использовать для перехода на нужный экран. Единственный минус в том, что если у пользователя при этом не стоит приложение, он просто перейдёт на мобильную версию сайта.
Итог
В итоге бизнес-цели были достигнуты, хотя и несколькими путями одновременно. Какие выводы мы сделали:
- если вы ищете бесплатное решение для реализации глубоких ссылок через провайдера, и не хотите разрабатывать решения самостоятельно, такие решения есть;
- несколько систем аналитики — это нормально;
- гибкость при настройке новых фич, например, глубоких ссылок, использование нескольких внешних сервисов для различных функций — это ок.
Приглашаю в комментарии всех, кто работал с глубокими ссылками. Буду рад, если вы поделитесь опытом и расскажете о сервисах для реализации диплинков, которые вы попробовали, и о самостоятельном опыте их реализации. А если у вас на слуху есть приёмы технического маркетинга, которые вы считаете настоящими или потенциальными киллер-фичами, то тем более не утаивайте их от нас.