Внутренний аудит включает следующие этапы:
1) интервьюирование сотрудников компании;
2) анализ бизнес-процессов;
3) составление сценария «Один день из жизни менеджера по продажам»;
4) изучение компании с точки зрения клиента;
5) оценка эффективности системы мотивации и KPI;
6) общение с существующими клиентами;
7) анализ конверсии на всех этапах воронки продаж.
Интервьюирование начинается с общения с топ-менеджером, связанным с отделом продаж (коммерческим, генеральным или операционным директором). В небольших и средних компаниях это может быть собственник бизнеса. Важно понять, как он видит отдел продаж, что является для него приоритетным в работе и какие результаты он хочет увидеть. Далее следует беседа с руководителем отдела продаж, выявляются все проблемы и особенности работы на его уровне, затем — с каждым менеджером. В среднем на диалог с одним сотрудником затрачивается порядка одного часа, на каждом уровне при этом выявляется от пяти проблем.
Если с топ-менеджером необходимо обсудить стратегию, то начиная с руководителя отдела и ниже важно понять локальные проблемы:
■ как работники видят компанию;
■ какие преимущества они считают наиболее важными;
■ сколько клиентов в среднем ведут;
■ какие проблемы мешают увеличению продаж;
■ как происходит взаимодействие со смежными подразделениями;
■ чего не хватает менеджерам для комфортной обстановки.
В рамках внутреннего интервьюирования задается порядка 60 вопросов, разбитых на несколько групп. Иногда выводы могут быть неожиданными: в моей практике был пример крупной торговой компании, где текучка кадров была вызвана некомфортным местом обеда и отдыха. Большинство менеджеров умалчивали об этом, и только пообщавшись со всеми менеджерами, удалось выявить закономерность между некомфортной зоной отдыха и обеда и текучкой кадров в отделе продаж.
Под анализом бизнес-процессов понимается изучение всех систем, взаимодействий и операций, связанных с продажами. Почти у всех компаний, в которых мы проводили аудит, были выявлены связанные с этим ошибки. Большинство из них не слишком серьезны, но влияют на скорость работы менеджеров, хотя встречаются и критичные ошибки, связанные с большим оттоком клиентов из-за неправильной настройки процессов.
Параллельно с анализом бизнес-процессов стоит провести сценарный разбор одного дня из жизни менеджера по продажам. В его рамках выбираются от двух до шести типовых кандидатов (менеджеров по продажам) и поминутно изучается их рабочий день. Данный сценарий позволяет понять на практике ошибки во многих процессах. Например, проводя аудит одной из IT- компаний, мы выявили, что менеджер в среднем тратит по пять-шесть часов в день на работу с CRM- и ERP-системами, а времени на взаимодействие с клиентами у него почти не остается.
Далее посмотрим на компанию глазами клиентов. Для этого изучим сайт компании, обратим внимание на структуру сайта, описание продуктов и уникальных преимуществ. Желательно также оценить конверсию с сайта (если это не визитка). Помимо сайта необходимо изучить все остальные каналы сбыта (соцсети, заявки с выставок и других мероприятий, работу с «холодной» базой), оставить заявку на сайте и зафиксировать скорость реакции менеджера (сценарий «Тайный покупатель»). В разговоре с менеджером нужно проверить:
■ совпадают или различаются УТП, представленные на сайте и упомянутые в процессе разговора;
■ как осуществляется отработка всех возражений («дорого», «долго», тематические возражения и т.д.);
■ как происходит реализация ценовой политики (знание матрицы цен и уровня цен рынка);
■ умение расположить к себе.
После всего перечисленного необходимо проверить, как выполнение менеджером требований и планов коррелирует с системой мотивации и KPI. Обратите внимание, что система мотивации должна быть поверх тех целей, которые вы ставите, а не наоборот. Т.е. если цель выйти на выручку 500 млн. руб. в год, то система мотивации должна быть жестко привязана к этой цифре и декомпозирована по конкретным действиям конкретных менеджеров. В том примере, когда менеджеры тратили на заполнение отчетов в CRM- и ERP-системах пять-шесть часов, неправильно работала система мотивации, которая не позволяла менеджерам получать бонусы при отсутствии многих параметров внутри систем, исходя из чего им приходилось тратить столько времени. Данную проблему мы устранили, взяв на каждую тройку менеджеров одного ассистента, разгрузив их от рутинной работы и позволив сосредоточиться на клиентах.
На последней стадии внутреннего аудита осуществляются прослушивание звонков клиентов и общение с ними. При этом устраняются негативные впечатления, которые еще не привели еще к потере клиента, выявляется, насколько хорошо клиент знает УТП и какие преимущества для него являются приоритетными.
Себе хочу аудит сделать для отдела продаж. Вы делаете?
Да, можем сделать. Пишите на почту info@champsell.ru
Ничего не хочу сказать, но просто интересно сколько сотрудников увольняют после таких аудитов. Хотя если быть объективной, то смысл держать тех кто не приносит прибыль компании? Поэтому наверное такие вот аудиты имеют большой смысл, если хочется расти, но не получается, и появляется нужна искать слаюое звено.