Как собственнику выйти из операционного управления отдела маркетинга?
Данная статья будет полезна всем собственникам, которые на данный момент очень плотно завязаны с командой/отделом маркетинга у себя в компании.
Здесь вы найдете пошаговый план действий, который покажет как можно управлять командой тратя на это до 10 часов в неделю и при этом быть более эффективной и прибыльной компанией.
План статьи:
Точка А
Ко мне обратился собственник компании, которая занимается запусками инфопродуктов и экспертов. Основной запрос был — выйти из операционки.
На момент обращения, он:
- Управлял отделом маркетинга своей компании, штат 25 человек
- Каждое утро начинал с того, что открывал ноутбук, выходил на созвон в 9:00, предварительно проверяя итоги по задачам и цифрам за вчерашний день.
После, на созвоне, ставил задачи каждому человеку на сегодняшний день.
- В 15:00 был второй созвон, где была проверка выполненного, корректировка задач, пинание. (Это никому не нравилось, но было так)
- В 19:00 был итоговый созвон за день, на котором самых ленивых и не расторопных, приходилось запугивать увольнением или просто на всю команду навершивать какие-то якобы очень срочные и важные задачи
По итогу, у собственника есть:
- Вроде бы прибыльный бизнес, который генерит от 20 млн выручки ежемесячно и от 5 млн прибыли.
- Вроде бы хорошая команда, которая показывает результаты, приносит деньги.
НО, зачем это все, если ты должен быть 24/7 онлайн, работая в формате бежим туда, а нет — бежим сюда. Да нет же — бежим вон туда. Меняя курс корабля ежечасно, не имея никакой стратегии, планирования и декомпозиций своей цели.
Точка Б:
Вот какие цели мы выделили на 3 месяца:
- Пересобрать команду маркетинга (более квалифицированные, замотивированные кадры)
- Научить команду работать и видеть цели (никого не нужно пинать, каждый находится на своем месте)
- Провести анализ маркетинга:
- На что тратятся деньги
- Пути клиента
- ROMI (коэффициент окупаемости вложенных средств в маркетинг) - Как снизить CPL (затраты на 1 обращение) и CPO (затраты на 1 сделку)
- Дашборд по маркетингу
- Вывести собственника из операционного управления (лимит времени по вовлеченности — 10 часов в неделю)
Как создается эффективная команда в отделе маркетинга
1. Я общаюсь лично с каждым кандидатом, формат беседы очень похож на собеседование, но больше всего я обращаю внимание не на Hard (знания), а на Soft скилы (эмоциональный интеллект, умение работать в команде, желание меняться, целеустремленность)
Научить настраивать рекламу или делать крутой дизайн можно любого человека, если он этого хочет. А научить крутого дизайнера хотеть что-то делать — практически невозможно.
2. После общения, у меня есть бальная шкала каждого человека, я рисую текущую структуру маркетинга и ту, как я это вижу. Примеры ниже:
3. После визуализированной структуры отдела марктеинга — все встает на свои места и нужно лишь сделать рокировки, кого-то убрать, а на какие-то позиции составить заявки для HR, чтобы провести найм людей
4. Собеседования, согласование мотивации, найм, ввод специалиста в штат
Суммарно этот процесс занимает от 10 до 20 дней, это реально, если иметь при себе топов в рынке HR, правильно составлять вакансии, а главное — понимать глубоко кого ты ищешь и зачем.
Как научить команду маркетинга работать без пинков и напоминаний?
1. Я всегда сначала рисую декомпозицию плана на 3 месяца (какой конечный результат ставится перед командой на 3 месяца) — КАКАЯ ЦЕЛЬ?
После появляется план на каждый месяц, а от туда и план на недели, а также на каждый день.
Целью может быть, что угодно — в зависимости от планов собственника и компании. Например:
- Увеличить выручку в __ раз
- Снизить Цену за обращение или за конечный заказ на __%
- Увеличить количество обращений в компанию в __ раз
- Подлючить другие каналы привлечения клиентов, чтобы увеличить выручку на __%
2. После того, как есть план на недели — нужно распределить ответственности, проставить дедлайны. Это очень важно, я использую диаграмму ганта для такого рода задач.
3. Самый важный этап — созвон с командой, учитывая, что мы собрали команду инициативных ребят, заряженных на результат, готовых брать любую, даже самую страшную и непонятную цель. Мы замотивировали их работать.
На данном этапе я всегда продаю задачи команде, мы обсуждаем весь мой план (как я вижу путь к цели), вносим корректировки, с учетом опыта каждого члена команды, иногда меняем дедлайны (например я думаю, что сайт можно сделать за 1 день, а по факту нужно 3)
В конференции учавствую все сотрудники, Диаграмму ганта заполняет проджект менеджер, двигая дедлайны и добавляя новые задачи / подпункты. В последствии именно проджект менеджер занимается контролем срока и качества исполнения каждой задачи с каждым членом команды.
Во всех задачах, дедлайны и описание задач ставит себе конечный исполнитель, тогда он чувствует ответственность перед всеми, кто его слышал, а не только перед собой. Это повышает работоспособность в несколько раз
4. Формирование конечного плана, с разбивкой на недельные спринты
После того, как задачи прописаны, каждый член команды понимает что ждет его в близжайшие 3 месяца, мы разбиваем все на недельные спринты. Для этого используем Trello и все задачи переносятся туда.
5. Мы вводим 2 Созвона в неделю в формате (план на неделю, факт) — где каждый может поделиться успехами или провалами, а остальные ему помогают и дают поддержку или радуются.
На них также мы оперативно можем понять — на сколько тот план, который мы ставили по задачам, был объективным — все ли мы успеваем и какие есть проблемы.
Анализ маркетинга в компании
В этом пункте важно абсолютно все. Нельзя проанализировать рекламный кабинет, но не послушать звонки. Это не даст глубокого понимания о продукте и о ЦА, для которой данный продукт создан.
Обычно я иду по такому плану:
- Общение с человеком, который отвечает за продукт (супер глубокое погружение в продукт, я задаю очень много вопросов, важна каждая мелочь)
- Анализ рекламы: (беру цифры за 3-6 месяцев)
— Все рекламные кабинеты — дает понимание о том, куда компания инвестирует деньги
— Все дашборды — дает понимание о динамике — куда мы идем, делая такие действия
— СРМ систему — дает понимание о формате продаж, как ЦА потребляет и приобретает продукт
Как снизить CPL (затраты на 1 обращение) и CPO (затраты на 1 сделку)
После этого, когда я знаю все конверсии, каждая цифра осталась у меня в голове, сразу видны пробелы и где стоит приложить усилия, где самое узкое горлышко в бизнесе, усилив, которое можно удвоить компанию за месяц.
Самое важное, не только понять, где можно усилиться, но и запланировать конкретные действия, как правило — это тесты новых рекламных источников, креативов и путей клиента. Все гипотезы переносятся в план действия для команды и планово запускаются в тест.
Дашборд по маркетингу
Обычно, мы внедряем несколько документов:
- Дашборд по маркетингу на каждый день — он позволяет видить все затраты и их первичную эффективность за каждый день, смотреть на сколько далеки или близки от цели и держать руку на пульсе.
Вывод собственника из операционного управления
По итогу, сделав все пункты выше, мы получили:
- Новую / Адаптированную старую команду
- Систему мотивации каждого человека и структуру компании
- Диаграмму декомпозиции плана на любой срок от 3 до 6 мес, с разбивкой на еженедельные спринты и задач на каждый день для всей команды
- Дашборд затрат и эффективности рекламы
После чего, нужно ли собственнику каждое утро-обед-вечер с кем-то созваниваться?
Нужно ли ему проверять рекламный кабинет и смотреть сколько было лидов?
Нет. У него вся информация есть в 2 табличках, каждый день, не важно во сколько он этого захочет он заходит и видит — а какие итоги недели/месяца/года, а какие цели у компании. А что сейчас делает команда и что она сделала за эту неделю, какие гипотезы в работе, на что вчера тратились деньги и что это ему дало.
После данного этапа, мы всегда приглашаем собственника 1 раз в неделю на созвон, где команда сама презентует что было сделано за неделю, сколько денег и на что потрачено, сколько денег было заработано. А также что стоит в плане.
Только такой формат работы является успешным в любой компании, где источник клиентов является интернет маркетинг.Это дает собственнику 98% свободного времени, для семьи, друзей, путешествий, создания новых проектов, инвестирования и многого другого.
С уважением, Александр Мазин.
+7 960 870 69 14 (Whatsapp, telegram — @alexwood1)
Прямая ссылка на вотсап:
Я вас правильно понял судя по точки Б (это была последняя точка в жизни этого бизнеса?) чтоб собственнику уйти из операционки по маркетингу нужно.
1 уволить всех маркетологов к чертовой матери
2 Научить новую команду работать
т.е. собственник который вообще не шарит в маркетинге должен научить маркетологов?
3 Провести анализ маркетинга:
т.е. выполнять функции маркетологов? А зачем их тогда учить работать?
Если провести оптимизацию ваших советов то можно просто
что бы выйти из операционки надо всех маркетологов уволить и работаь самому
Ну так себе выход из операционки....
Добрый день)
В данной статье описан механизм и путь, который я прошел вместе с собственником.
На всех этапах подключился лично, в роли Head of Marketing
Именно поэтому нужен был этап погружения в продукт, команду
Собственник, создав структуру, которая здесь описана, сам бы не смог все снести и построить новое, ввиду того, что он не маркетолог, а бизнесмен. Именно поэтому меня привлекли на проект для данных задач, по итогу получили то, что описал)
Буду рад еще вопросам) Хорошего дня
Кайф! Очень понравилась, что работает и дедукция и индукция вместе, взаимодополняя друг друга.
Вдвойне приятно, что подобную схему, на протяжении последних 3 лет, интегрировал в контекст жизни.
Думаю интегрирую её.
Респект за такой подход.
Я такой подход использовал для достижения целей в жизни и подъёма их на новый уровень. Так в группу ко мне попадали люди, которые выходили из нелюбимой работы и начинали зарабатывать на том, что им нравится. Повышая уровень качества жизни.
Спасибо за статью, приятно наблюдать как знания психологии, системного мышления и менеджмента внедряются в компании. Респект ✊
Благодарю за обратную связь!)
Очень грамотная и недооцененная статья!
Благодарю
Пересобрать команду маркетинга (более квалифицированные, замотивированные кадры)
Вернее, взять нормального начальника. А он это сам уже под себя сделает.
Этого достаточно. И контроль по ключевым задачам. ВСЕ!