5 причин, почему не стоит развивать личный бренд
Кажется только ленивый не советовал: «Развивай личный бренд!» Кажется, что это ключ к успеху: будешь получать больше денег, от заказчиков не будет отбоя. Но у медали есть и обратная сторона. Генеральный директор МАЭР Юлия Трус рассказывает, почему специалистам не стоит спешить с личным брендом, и когда он может даже помешать в работе.
Что значит «личный бренд»
Личный бренд — это ассоциации, которые возникают у людей, когда они слышат ваше имя. Если вы специалист, то бренд формируется из ваших достижений в работе, которые «приклеиваются» к вашей личности.
Личный бренд специалиста — это то, КАК он работает:
- сроки;
- качество;
- возможности;
- смежные услуги;
- взаимодействие с заказчиком.
И это «как» присоединяется к имени. Когда вас упоминают, то возникает ассоциация: «Он / она делает так».
Идеальный личный бренд — когда ваша профессия ассоциируется с вами. Поэтому большая ошибка — искусственно формировать личный бренд, не достигнув нужных результатов в работе.
Почему не всем стоит прокачивать личный бренд
Личный бренд — не панацея от сложностей. И не всегда правильный путь, чтобы зарабатывать больше. И вот почему.
1. Заказчик предпочтет результат личному бренду
Заказчик может прийти на раскрученное имя, но не факт, что в итоге будет работать с вами. Работодатель выбирает исполнителя, который даст ему хороший результат. Он рассматривает нескольких кандидатов: дает тестовое задание и по результатам тестового выбирает лучшего. Из четверых специалистов могут выбрать двоих. Если это серьезный, длительный проект, кандидаты проходят испытательный срок. Работодатель не сделает выбор в пользу личного бренда: кто покажет лучшие результаты, тот и останется с ним работать.
2. Личный бренд строится на результатах
Прежде чем прокачивать личный бренд, научитесь качественно работать — тогда результаты присоединятся к вашему имени. Сформируется органичный личный бренд. Это будет не то, что вы нафантазировали, а то, что реально происходит, что говорят о вас люди.
На такой личный бренд идут заказчики. Такой личный бренд запускает «сарафанное радио», когда не надо думать, как себя продвигать. Клиенты вас рекомендуют и приводят новых заказчиков. Вы сможете поднять цены и выбирать, с кем работать.
3. Развитие личного бренда требует временных и финансовых затрат
Вы не проснетесь звездой, как только правильно заявите о себе. Если о вас не говорят клиенты, вам нужно самому постоянно говорить о себе. Искусственно созданный личный бренд требует поддержания имиджа. А это постоянные вливания времени и денег. Вы удлиняете свой путь.
Начинайте с того, что важно для заказчика. Инвестируйте время и деньги в обучение и развитие профессиональных навыков.
4. Вы можете потерять клиентов из-за личного бренда
Популярное имя может ввести в заблуждение заказчика. Он может думать, что ваши услуги ему недоступны. В итоге те, кого устроит ваш профессиональный уровень, будут думать, что они не смогут оплатить вашу работу. А тех, для кого ваш чек приемлем, может не устроить результат, если вы не доросли до дорогих проектов, но создали видимость.
5. Публичность может погубить ваше дело
У вас есть своя позиция, которую вы транслируете. Если вы публичный человек, неосторожное высказывание может погубить репутацию, лишить контрактов. Вы потеряете большие деньги просто из-за того, что ваш контент не нравится потенциальным клиентам. Публичность — большая ответственность.
Выводы
- Занимайтесь развитием личного бренда, если у вас есть потребность быть известным. В остальных случаях это не обязательно. Если вы не хотите быть на виду, это ваше право. Поверьте: тысячи специалистов без личного бренда востребованы на рынке и хорошо зарабатывают.
- Сначала прокачивайте навыки, повышайте профессионализм. И тогда вы сможете решать, «подсвечивать» свое имя или нет, потому что заказчики итак будут к вам приходить. Личный бренд необязателен, чтобы зарабатывать. Нужно просто хорошо работать.