Тренды и хайпы Q4 2021 от BrandScience
Hype – Media & Marketing
1. Только 100 постов за жизнь
Профессор Иллинойского университета Бен Гроссер создал антипод Facebook
Ученый свыше 10 лет изучает способы, которые сделали бы коммуникацию в интернете более здоровой и информативной.
Идея отдельной соцсети появилась у Гроссера, когда он проанализировал выступления Цукерберга и пришел к выводу, что Facebook одержим ростом. В итоге был запущена Minus, в которой нет лайков и счетчика подписчиков. При этом каждый пользователь может сделать только 100 постов.
«Minus вращается вокруг вопроса о том, что бы произошло, если бы соцсети не всегда принуждали нас вовлекаться в них, а активно работали бы над тем, чтобы, наоборот, снизить наше вовлечение», — говорит Гроссер.
На площадке публикуют стихотворения, цитаты и вопросы для дискуссий, а политики и троллинга почти нет, так как посты не вознаграждаются лайками и более высоким положением.
«До социальных сетей люди взаимодействовали именно таким образом. Мы не ходили на вечеринки и не уходили с них, считая количество раз, когда нас увидели. Нам приходилось прислушиваться к кому-то, думать о том, что они сказали, и отвечать, если мы считали это нужным», — отметил создатель
Trend (зарождающийся) – Media & Marketing
2. Клонирование в цифру, или 3D-аватары
Как мы завтра окажемся в метавселенной
Метавселенная и 3D-аватары теперь не кино, а реальность. Причем представленная социальным трехмерным виртуальным пространством, в котором пользователи общаются без экранов. Именно к такой реальной виртуальности стремится компания Facebook, которая, следуя новому этапу социальной коммуникации, переименовалась в конце октября в Meta. Частью программы Meta станут, к примеру, очки дополненной реальности, новые голосовые интерфейсы, и системы управления жестами.
Вслед за Meta компания Microsoft решила создать свою метавселенную на базе платформы Mesh. Инновация будет интегрирована в сервис для совместной удаленной работы Microsoft Teams.
Кроме этого, о создании метавселенной заявила компания Nvidia, крупнейший в мире производитель видеокарт и полупроводников для искусственного интеллекта. В России уверенные шаги навстречу метавселенной делает компания Zavtra Studio, предлагающая разработку цифровых аватаров.
Из брендов с 3D-мирами уже работает Nike. Во-первых, компания решила продавать цифровую одежду для метавселенных. Во-вторых, создаст свою метавселенную Nikeland с игровой платформой Roblox. Очевидно, всем остальным брендам следует всерьез задуматься об интеграции в новые виртуальные миры, чтобы занять в них лидирующие позиции.
Hype – Tech
3. Greenwashit
Стрельба «искусственной молнией» по коровьему навозу
Коровы — рекордсмены по выбросам метана, одного из основных парниковых газов. Он попадает в атмосферу через отрыжку и навоз, вырабатываясь в кишечнике во время переваривания клетчатки. На данный момент экспертами сельхозпереписи подсчитано, что общее количество коров в мире достигло 1,3 миллиарда особей, каждая из которыx выделяет до 2,5 тонн парниковых газов в год.
Норвежский технологический стартап N2 Applied начал тестировать на ферме в британском Бакингемшире технологию для борьбы с климатическими изменениями: учёные стреляют по коровьему навозу плазменным зарядом, сообщает BBC. Перегретый поток атомов разрушает в нём молекулы вредных для окружающей среды аммиака и метана. Аммиак при обработке «искусственной молнией» превращается в чистый азот — фермеры используют его как удобрение. На своем сайте N2 Applied утверждает, что их устройство может удалить примерно 90% аммиака и 99% метана, которые выделяются из навоза. Разработчики отмечают, что технология может помочь решить проблему изменения климата и бороться с загрязнением воздуха в сельской местности и городских районах: после обработки навоз пахнет «морским побережьем».
Greenwashit - игра слов и пародия на уже получивший широкое распространение термин гринвошинг: с одной стороны, green-wash-it, если мы говорим о прорывной инициативе, которая «отмоет» фермерское загрязнение воздуха в пользу агрокультур. С другой – окончание shit, уже в привычном термине указывает на то, с чем стартап имеет дело, и реальный прогнозируемый вклад. Внедрение технологии в рамках отдельно взятой фермы не приведёт к заметному улучшению общей экологической ситуации, а при повсеместном применение – нужно ли такое количество азота? И получится ли в целом широкое распространение большой вопрос – стоимость такого очищения воздуха компания не указывает.
Trend (созревающий) – Tech & Marketing
4. Умные очки изобрели! Снова.
Уникальны ли Ray-Ban Stories и может ли их ждать успех?
Осенью 2021 года Марк Цукерберг представил миру умные солнцезащитные очки Ray-Ban Stories, созданные в партнерстве с брендом Ray-Ban. Устройство позволяет создавать и делиться видео- и фотоконтентом, прослушивать музыку, подкасты и отвечать на звонки.
Ведущие технологические компании давно одержимы идеей создания умных очков (Google Glass, Spectacle Shapchat и их более модная версия), но революции пока не случилось. Часто бывает, что с момента изобретения до момента массового использования проходит 15-30 лет. Например, QR-коду понадобилось 26 лет.
Смогут ли Ray-Ban Stories произвести революцию в мире умных очков? Начало положено, и вот почему:
1. Это самая доступная пара умных очков на рынке – стартовая цена 299$.
2. Предполагается, что девайс – мостик в новый мир, в котором телефоны больше не будут занимать ведущую роль в нашей жизни. Развитие виртуальных, дополненных и смешанных миров неизбежно влечет за собой развитие носимых девайсов.
3. У них дизайн культовых Ray-Ban, которые много лет не покидают модные чарты и сердца трендсеттеров.
Ложка дёгтя: в России протестировать новый девайс законно может не получиться – ФСБ России заявила, что «конструктивные особенности» первых умных очков от Facebook могут позволить считать их устройствами для негласного получения информации.
Trend (созревающий) – Audience & Culture
5. Развитие малых городов России
Как инфлюенсеры и бренды повышают туристическую привлекательность регионов
Пандемия и закрытие границ сподвигли россиян обратить взоры «внутрь» страны. Бренды и лидеры мнений помогают просвещать аудиторию, рассказывая об укромных уголках Родины разными способами. Мы собрали яркие примеры.
Нижегородский туристический центр Visit Nizhny совместно с Марией Гончаровой, главредом The Village Нижний Новгород, запустили видеопроект Village Girl, посвященный путешествиям по Нижегородской области и приуроченный к 800-летию Нижнего Новгорода и присвоению городу статуса «Новогодней столицы России».
Издание Glamour подготовило интерактивный цифровой выпуск о России, которую мало кто знает. Номер посвящен удивительным местам страны, таких как парк «Столбы» в Красноярске и крупнейшем собрании петроглифов (наскальных рисунков) в Хакасии. Селебрити и блогеры рассказали о городах своей юности. Также выпуск поведал об энтузиастах, которые бережно сохраняют и спасают нашу культуру.
Повлиять на судьбу города может даже один человек. Так, Митя Кузнецов, основатель мультимедийной усадьбы «Этно-Кузня», предложил «вернуть» центральную улицу Рыбинска в дореволюционные времена. Идея пришлась по душе администрации города, и в 2018 году были утверждены новые правила благоустройства в историческом центре города – все информационные вывески офисов и магазинов следовало стилизовать под XIX – начало XX века, включая материалы исполнения. Крупные бренды активно поддерживали эту инициативу в пандемийный год, в этом году к ним присоединились ВкусВилл и Delivery Club.
Необычно рассказать о стране можно и с помощью аналитики – Яндекс вместе с лингвистами изучил названия населенных пунктов в России и выявил самые распространенные и длинные из них, а также выделили несколько необычных топонимов, которые встречаются на карте один раз. Результатом стало интерактивное исследование «Как называется это место?».
Trend (зарождающийся) – Audience & Culture
6. Залечь на дно
Как мир переживает стресс, нагрузки и кризис
В 2021 в заголовках ключевых мировых СМИ с высокой частотой стал появляться фразеологизм Lying Flat. На деле Lying Flat (в переводе с англ. - лежать ровно), Tang Ping (в переводе с кит. - лежать плашмя) и Great Resignation/Big Quit (в переводе с англ. - великое увольнение) – варианты названия одного феномена.
Миллениалы и представители поколения Z по всему миру массово покидают рабочие места, отдавая предпочтение размеренному образу жизни. Причина – нежелание более выдерживать возрастающий уровень нагрузки и стресса в рабочей среде при стагнации доходов.
Официальным прародителем движения принято считать китайца Luo Huazhong, весной 2021 поведавшего стране о выборе в пользу неспешного, аскетичного образа жизни ради ментального здоровья. Пост в мгновение собрал миллионы репостов и комментариев, а его автор несчетное количество последователей. Месяц спустя рекордные темпы увольнения зафиксировали в США. За 6 месяцев число уволившихся по собственному желанию в стране достигло 24 млн человек. Германия, Япония фиксируют схожую тенденцию.
В России проблема “выгорания” и ситуация переосмысления карьерного пути пока остаются под контролем. Во 2-м квартале наблюдались рекордные с 2013 темпы увольнения, так крупные и средние предприятия покинули 2,7 млн. человек. Но эта цифра была быстро скомпенсирована наймом новых сотрудников.
Какую форму приобретет тренд, покажет время, но совершенно точно – перед миллениалами и зетами стоит непростая задача найти точку баланса и смысла в новой формирующейся реальности.
Hype – Audience & Culture
7. Вакцинный туризм
К хамону и сыру добавилась вакцина
На второй год пандемии мировой рынок туризма стал постепенно восстанавливаться. При этом для въезда в ряд стран одним из требований для путешественников стало предоставление документов о вакцинации определенными препаратами от коронавируса.
По мере того, как вопрос об одобрении «Спутника V» Всемирной организацией здравоохранения периодически сдвигается на более поздний срок, а о появлении зарубежных антиковидных вакцин в России пока речи не идет, некоторые россияне стали больше интересоваться возможностью вакцинации в других странах.
На интерес отреагировали туроператоры и стали предлагать вакцинные туры в ряд стран Европы, открытых для россиян, например, в Сербию, Грецию, Хорватию. По оценке АТОР, спрос на подобные туры в последнее время вырос в 10 раз, а наиболее популярным направлением является Сербия. Основной целью таких поездок является возможность дальнейших поездок в Европу или США.
Помимо организованных туров россияне отправляются за вакциной и самостоятельно, предварительно изучив информацию о вакцинации в той или иной стране.