Универсальная схема маркетинга, продаж, аналитики и гроухакинга для любого бизнеса
Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервисов сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также low-code сервиса интеграций ApiMonster.
Если вы никак не можете составить четкий план маркетинга продаж своего продукта или ищите новые подходы — вам сюда.
Проблема
Думаю у всех, в чьи задачи входит генерация продаж, частенько болит голова в попытках собрать единую картинку из всех познаний в маркетинге и выработать какой-то план действий. Особенно если ты новичек.
Обычно от такой головной боли помогает рисование схем и составление планов действий, чтобы потребность думать отпала и нужно было лишь механически работать по плану.
В мои задачи входит разработка стратегии продаж парочки saas сервисов и в этой статье я поделюсь основными этапами, такой стратегии, которую можно применить к любому бизнесу, лишь модифицируя в деталях.
Дисклеймер
Цель статьи — показать целиком схему продаж в интернете и план работы в ней тем, у кого в голове нет цельной картинки.
По своему опыту разработки стратегии маркетинга и по опыту клиентов — все примерно так и выглядит.
Если что-то важное пропущено — пишите в комменты.
Схема, откуда берутся деньги в любом бизнесе/продукте
Нажмите на картинку — будет все видно.
Зеленым, желтым, красным — помечены рекламные источники с точки зрения быстроты получения продаж.
Что тут происходит
- Есть аудитория — живые люди, которые что-то смотрят в интернете или на улице по сторонам. Возможно у них есть потребность в вашем продукте, например, хотят купить Теслу.
- То место, где что-то они смотрят — называется Рекламный источник. Это может быть поиск в яндексе или лента в соцсетях.
- Рекламный источник — это какой-то конкретный сайт/сервис: Яндекс, Google, Facebook, Tiktok.
- Они позволяют рассказать о вашем продукте. Обычно это платная реклама, где платит за клики или не менее платное Seo/Блоги, где генерируем контент, оплачивая его создание, но зато клики «бесплатные».
- Технически — создаем рекламные кампании в рекламном кабинете — Яндекс — Яндекс Директ, Google — Google Ads, Facebook/Instagram — Business manager. Или пишем статьи в надежде на SEO.
- Реклама начинает приводить клиентов на сайт — это называется Трафик.
- Чтобы клиенты захотели перейти на сайт из рекламы — их надо заманить текстом/картинкой которые обещают решить их проблемы. Это называется «УТП в рекламе». УТП — уникальное торговое предложение. Тестировать надо разные УТП, так как нельзя сразу сказать что реально зайдет, например: «Тесла красная», «Тесла синяя«, »Тесла черная».
- Как клиент перешел на сайт, там тоже надо УТП сделать, но уже более развернуто, так как это сайт. Не забыть дать легкий способ оставить заявку — телефон/форма/чат.
- Только на 9-м шаге появился ваш продукт
- Все поступающие лиды фиксируем в CRM. У кого то это Excel/Почта/Блокнотик, но лучше вести их в профессиональной CRM — AmoCRM/Bitrix24/RetailCRM. Пытаемся эти лиды закрыть в продажу.
- Проводим аналитику в поиска с каких источников(квадратиков на схеме) идут продажи.
- Получаем какую-то выручку.
Выводы из схемы
- Чтобы клиенты узнали о вашем продукте и оставили заявку на покупку, их надо провести через дебри маркетинга. Это пункты 2-8.
- Ваш продукт действительно должен делать то, что вы наобещали. Это пункт 9.
- Чтобы системно продавать, нужна CRM. Это пункт 10.
- Если заявки/продажи пойдут, надо навести порядок в маркетинге и продажах, что бы реклама давала максимум заявок, а менеджеры — максимум продаж. Это аналитика и пункт 11.
Ок, а что дальше делать?
1. Понять суть маркетинга
Суть маркетинга — это найти комбинации квадратиков из пунктов 2-8, которые будут приносить лиды и продажи.
Если выражаться на языке маркетинга и арбитражников, то нужно найти рабочую связку «Рекламный источник — УТП в рекламе — УТП на сайте — Продукт», которые будут приносить положительный ROI.
Вот пример на картинке. Нажмите на нее.
Рабочая связка — это когда вложили X денег, получили 2-3-4-5X прибыли.
Нерабочая связка — это когда вложили X денег, получили 2-3-4-5X убытка.
2. Придумываем связки
И генерируем, идеи как привлечь клиентов из рекламных источников в схеме.
Особо никаких секретных фишек нет, но я бы предложил такой план:
- Декомпозируем свой большой продукт на отдельные подпродукты или модели, c учетом спроса по https://wordstat.yandex.ru/
- Пишем списочек в ворде по формату «Продукт — Рекламный источник — УТП»
- Сортируем список по вероятности выстрелить с вашей точки зрения.
Например:
Надо продать теслы.
1. Декомпозируем, какие теслы?
Tesla Model S, Tesla Model 3
2. Где можно продать?
- Tesla Model S — Яндекс Директ — Поиск
- Tesla Model S — Яндекс Директ — РСЯ
- Tesla Model S — Яндекс Директ — TikTok
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — TikTok
- Tesla Model S — Яндекс Директ — Youtube
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — Youtube
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — Поиск
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — РСЯ
3. Варианты набросали, теперь сортируем с учетом вероятности продажи в каждом источнике.
- Tesla Model S — Яндекс Директ — Поиск (Горячий спрос)
- Tesla Model S — Яндекс Директ — РСЯ (Ретаргет + Интересы)
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — Поиск (Горячий спрос)
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — РСЯ (Ретаргет + Интересы)
- Tesla Model S — Яндекс Директ — Youtube (Холодная аудитория, сложные креативы)
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — Youtube (Холодная аудитория, сложные креативы)
- Tesla Model S — Яндекс Директ — TikTok (Врятли аудитория сможет купить)
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — TikTok (Врятли аудитория сможет купить)
4. Финальный список
- Tesla Model S — Яндекс Директ — Поиск (Горячий спрос)
- Tesla Model S — Яндекс Директ — РСЯ (Ретаргет + Интересы)
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — Поиск (Горячий спрос)
- Tesla Model 3 — Яндекс Директ — РСЯ (Ретаргет + Интересы)
Остальное слишком трудозатратно, по сравнению с вероятностью продаж.
3. Запускаем рекламу по перспективным связкам
На этом этапе надо более менее грамотно сделать рекламу и сайт, чтобы реклама четко говорила что продает, а сайт только усиливал желание купить и помогал это сделать.
Никаких секретных фишек чтобы реклама точно окупилась — нет.
Только тест связок без грубых технических ошибок.
Нужно быть готовым, что 90% связок не сработает.
4. Пошли заявки? Продаем
Если заявки стабильно пошли, значит ваш маркетинг более-менее работает.
Ведем их учет в CRM, фиксируя статус и сумму продаж по каждой.
5. Сквозная аналитика
Если и продажи более менее пошли, то следующий этап — это аналитика.
Если посмотреть на схему
То в разделе маркетинга (2-8) много квадратиков, которые складываются в связки.
Как увидеть эти связки?
Этим и занимается сквозная аналитика — она их вычисляет:
- Фиксирует рекламный источник заявок/продаж
- Фиксирует сколько денег потрачено на рекламный источник
- Фиксирует сколько получено выручки с продаж с рекламного источника
- Показывает какие рекламные источники окупаются, а какие — нет. Те самые связки.
6. Гроухакинг (ищем точки роста)
Гроухакинг возможен только при наличии точных данных из аналитики.
Типовые приемы гроухакинга:
- Если рекламный источник окупается — добавляем бюджета и поднимаем ставки
- Если рекламный источник не окупается — ищем причины или выключаем
- Оптимизируем конверсию на популярных страницах по канонам лендингов.
- Упрощаем формы заявки/регистрации
- Смотрим что особенно интересно клиентам и предлагаем новые УТП в этом направлении.
- Устранение технических проблем сайта, мешающих покупать
- Устранение проблем в процессе продаж в CRM.
7. Считаем деньги
Если вы осилите все предыдущие пункты, то возможно что-то заработаете.
Формула успеха
Мало сделать продукт — целая наука его продать.
Секрет успеха продукта — найти рабочие связки в пунктах 2-8 на схеме.
Там нет секретных фишек, гарантирующих точные продажи — только перебор связок в поисках рабочих.
Чем быстрее вы их найдете, тем быстрее начнете зарабатывать.
Технические детали
Как видно их схемы и «формулы успеха», маркетинг — это довольно дорогой и трудоемкий процесс, где важно быстро тестировать связки.
Поэтому не увлекайтесь технической разработкой, там где она не нужна:
- Сайт, по крайней мере лендинг — делать на конструкторе, например Тильда.
- Если поняли ценность сквозной аналитики, то подключайте готовые сервисы. Так вы избежите этапа с разработкой дашбордов и прочей рутины, получите сразу нужные отчеты. Пока не выжмите все из готовых сервисов — никакие Power BI, GDS и Python вам не нужны.
- Связь сайта с CRM, аналитикой и прочими сервисами делайте через сервисы типа ApiMonster, Zapier, Integromat. Не нужно ничего разрабатывать.
Все сэкономленное время и деньги инвестируйте в маркетинг.
Так вы сможете протестить больше связок и повысить свои шансы на успех.
Сейчас эффективно работает связка:
Реклама в соц. сетях -> прямой эфир (веб-бинар) презентации продукта с ответами на вопросы. Здесь же мотивация на заполнение предзаказной формы -> работа менеджеров по продажам (горячие лиды).
Комментарий недоступен
Бизнес молодости уже нет, а ее ученики есть и даже пишут статьи :)
Расскажите как правильно?
В чём делали картинки?
Очень похоже на draw.io
google draw