Как легко управлять каталогом товаров на сайте и продавать больше: возможности YML, о которых вы могли не знать

А еще — как быстро развернуть новый каталог и поддерживать его актуальность, как подружить YML-файлы с «1С» и друг с другом и где еще разместить товары.

Как легко управлять каталогом товаров на сайте и продавать больше: возможности YML, о которых вы могли не знать
Николай Истомин

Вероятно, вы уже слышали о YML и его функциях, а может, даже пользовались какими-то из них. В этой статье я разложу по полочкам самые важные фишки, которые непосредственно влияют на эффективность бизнеса и деньги.

Возиться с каталогом руками — проблемно (и не нужно)

Чтобы наполнить каталог товарами и поддерживать его актуальность, собственники магазинов парсят карточки товаров (описания, фото, характеристики) у поставщика, а затем поручают наполнение копирайтерам и контент-менеджерам.

Всё это стоит денег и часто немалых, ведь каталог нужно не только наполнить, но и поддерживать. Кроме того, есть риск погрязнуть в этой работе и вовсе не запуститься. И ладно если речь о паре сотен товаров — а если их несколько тысяч?

Так вот YML — это способ сделать это быстрее и дешевле.

Главное, что нужно знать про YML

Что это такое. YML (Yandex Market Language) — это стандарт карточек товара, разработанный Яндекс.Маркетом в 2003 году. YML-файл представляет собой набор полей, куда система управления магазином автоматически заносит характеристики товаров, категорию, название, описание, ссылки фото (или сами фото), артикул и т.д. Можно заполнить все по стандарту или что-то пропустить.

Как легко управлять каталогом товаров на сайте и продавать больше: возможности YML, о которых вы могли не знать

Яндекс.Маркет — это один из первых агрегаторов, собравший на одной площадке продавцов со всей страны. Естественно, производители хотели туда попасть, и YML был придуман как раз для того, чтобы они могли без проблем загрузить свои товары.

Сегодня эту функцию поддерживают почти все платформы и системы управления магазинами, включая uniSiter.

Как работает YML-каталог. Для работы достаточно основных четырех параметров:

  • name — имя товара

  • category — категория

  • price — цена

  • description — описание

Фотографии загружаются по ссылкам, указанным файле.

Технически YML — это подвид формата XML. Вот пример YML-файла из инструкции Яндекса:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <yml_catalog date="2020-11-22T14:37:38+03:00"> <shop> <name>BestSeller</name> <company>Tne Best inc.</company> <url>http://best.seller.ru</url> <currencies> <currency id="RUR" rate="1"/> </currencies> <categories> <category id="1">Бытовая техника</category> <category id="10" parentId="1">Мелкая техника для кухни</category> </categories> <delivery-options> <option cost="200" days="1"/> </delivery-options> <offers> <offer id="9012"> <name>Мороженица Brand 3811</name> <url>http://best.seller.ru/product_page.asp?pid=12345</url> <price>8990</price> <currencyId>RUR</currencyId> <categoryId>10</categoryId> <delivery>true</delivery> <delivery-options> <option cost="300" days="1" order-before="18"/> </delivery-options> <param name="Цвет">белый</param> <weight>3.6</weight> <dimensions>20.1/20.551/22.5</dimensions> </offer> </offers> <gifts> <!-- подарки не из прайс‑листа --> </gifts> <promos> <!-- промоакции --> </promos> </shop> </yml_catalog>

Можно задавать нестандартные характеристики. Допустим, вы продаете смартфоны. В основном нужно указывать бренд, размер экрана, емкость батареи и еще 10 параметров. Однако у некоторых смартфонов в комплекте идут наушники и стекло, а часть моделей — б/у.

Стандартных параметров здесь недостаточно, поэтому нужно задействовать элемент param. Пример использования:

<offer> <!-- элементы, входящие в offer → <param name="Размер экрана" unit="дюйм">27</param> <param name="Материал">алюминий</param> <param name="Wi-Fi">есть</param> </offer>

Основная задача — поддержка актуальности товаров. Когда поставщик меняет описания товаров, проводит фотосессии или добавляет новые позиции, приходится отслеживать это вручную и вручную же вносить изменения в XLS- или CSV-таблицы.

С подключенным YML все эти обновления автоматически отразятся и в вашем магазине. Промежутки обновления обычно можно задать в настройках.

Предоставлять YML-каталог продавцу — в интересах поставщика. Работа в товарке достаточно сложная с точки зрения процессов. Поэтому выбирая поставщиков, владельцы магазинов скорее предпочтут тех, которые предоставят информацию, готовую к размещению на сайте. Запросил-получил-загрузил — и готово.

Инструкции Яндекса:

Что такое YML (с примерами) и как создать каталог

Экспорт товаров в YML из разных CMS

Ниже будет еще несколько инструкций.

Как YML помогает увеличить продажи

Привлекательные карточки. Когда поставщики не предоставляют YML с информацией о товарах, продавец вынужден брать данные в другом месте — опять же, парсить или платить за наполнение. В результате товары могут смотреться не очень.

Если же оформить всю продукцию по единому стандарту, она будет смотреться более выигрышно. Проще всего сделать это с помощью YML-каталога.

Две карточки товара в двух разных проектах на нашей платформе. Несложно догадаться, какой товар купят с большей вероятностью
Две карточки товара в двух разных проектах на нашей платформе. Несложно догадаться, какой товар купят с большей вероятностью

Естественно, стандартизованные описания не обязательно будут выглядеть привлекательно — в первую очередь это зависит от качества самого контента.

Автогенерация объявлений в Яндекс.Директ. Чтобы запустить рекламу, нужно создавать уникальные объявлений с релевантными запросами. Чем выше ассортимент магазина, тем сложнее и дольше готовить рекламные кампании.

И опять на помощь приходит YML. В Яндекс.Директе есть функция «Смарт-баннеры» — интерактивные баннеры с динамическим контентом. На основе YML-каталога система сама сгенерирует баннеры с логотипом, названием товара, его фотографией и ценой.

Объявления в РСЯ, сгенерированные с помощью YML для одного из наших проектов. Объявления на поиске создаются таким же способом
Объявления в РСЯ, сгенерированные с помощью YML для одного из наших проектов. Объявления на поиске создаются таким же способом

Динамические объявления для рекламы на поиске также формируются автоматически.

Объявления формируются в момент формирования результатов поиска. Например, есть магазин смесители для ванны. Через загруженный YML-файл Яндекс узнает, что в наличии есть данный товар. Когда пользователь введет запрос по смесителю, объявление тут же автоматически сформируется и попадет в результаты поиска.

Информативные сниппеты. Сниппет, сформированный на основе YML, содержит больше данных о товаре (фото, цену, краткое описание), чем обычный. Такой сниппет формируется в выдаче, если в магазине есть товары, подходящие под запрос.

Сниппет с картинкой товара сформирован с помощью YML. Он привлекает больше внимания, чем следующий сниппет
Сниппет с картинкой товара сформирован с помощью YML. Он привлекает больше внимания, чем следующий сниппет

Экспорт товаров в агрегаторы и сервисы. Продавать товары можно не только на сайте. Выгрузите YML-каталог на агрегаторы и сторонние сервисы — и получайте дополнительный трафик и продажи без лишних затрат.

  • Мультимаркет. Детище VK Group (ex. Mail.ru Group). Бесплатная площадка для продажи через «ВКонтакте», «Одноклассники», «Юлу» и AliExpress.
  • 2GIS. Удобный сервис, который показывает предложения компаний с ценами и расположением на карте.
  • Яндекс.Карты. Отмечает организации по маршруту следования. У каждой компании есть карточки, в них раздел с характеристиками товаров.
  • Farpost. Доска объявлений Дальнего Востока с предложениями по всей России.
  • Flagma. Крупная доска объявлений. Позиционируется как международная бизнес-платформа.

  • Агрегаторы запчастей — drom.ru, auto.ru и другие.
  • Десятки других сервисов и досок объявлений: CDEK-маркет, TIU, «Пульс цен», «Из рук в руки», RegMarkets и так далее.
Так выглядят товары в 2GIS у одного из наших проектов
Так выглядят товары в 2GIS у одного из наших проектов

Решение технических проблем: что делать, если ...

Проблем может быть сразу несколько. В конце блока есть схематичное представление о том, как в таком случае должна работать система.

Нужно приплюсовать наценку. Для каждого партнера поставщики готовят отдельный каталог с розничными ценами, но так делают далеко не все.

Если у вас только классический YML с закупочным прайсом, изменить цифры под себя не проблема: достаточно заказать IT-разработчиками скрипт, который будет рассчитывать и выставлять нужную цену исходя из ваших условий работы с этим поставщиком.

Несколько YML от разных поставщиков. Когда партнер один, все просто. Но в таком формате мало кто работает: как правило, у магазина поставщиков несколько. И тут с товарами на сайте может возникнуть путаница.

Допустим, вы продаете инвентарь для уборки, один из товаров — вёдра. У одного поставщика ведра находятся в подкатегории «Вёдра» с разбиением на «Пластиковые и «Металлические». А у другого есть только пластиковые вёдра и лежат они в категории «Изделия из пластика». В результате после загрузки на сайт одни и те же товары будут в разных категориях, а покупатель запутается или чего-то не увидит.

Единого алгоритма для решения проблемы нет, оно зависит от возможностей конкретной платформы или системы управления.

Например, мы в uniSiter выбираем одного основного поставщика и все категории каталога настраиваем как у него. Для остальных поставщиков создаем категорию «Прочее», причем от посетителей ее можно скрыть. Владельцу платформы нужно один раз зайти в эту категорию и разнести предложения по основному каталогу.

Таким образом, информация из «Прочего» от второстепенных поставщиков выносится в общий каталог и без проблем синхронизируется с основными данными — покупатель видит корректные цены, описания, фото и прочие данные.

Данные из разных YML и 1С конфликтуют. Это чревато одной или сразу обеими проблемами:

  • Дубли товаров. Новые товары подгружаются с YML и 1С одновременно, в результате на сайте создаются две карточки одного товара. Это вредно не только с точки зрения пользовательского опыта и покупок, но и SEO.

  • Разные данные в разное время. Данные в карточки подгружаются из YML и 1C с разным периодом и могут не совпадать. Если оставить как есть, то в один промежуток времени будет показываться одна информация о товаре, в другой — другая. Например, цена то 1000 рублей и «Доставка через 2—3 дня», то 1200 рублей и «В наличии».

Чтобы этого избежать, нужно настроить всё так, чтобы информация из YML никак не влияла на цены и наличие, подгружаемые из 1С.

В современных CMS функционала для решения этой задачи нет — придется заказывать разработку скрипта, который будет отвечать за склеивание карточек и управление данными.

Скрипт, решающий все вышеперечисленные проблемы, должен работать примерно так:

Как должен работать «разводящий скрипт», который позволит избежать конфликтов данных из 1С и YML
Как должен работать «разводящий скрипт», который позволит избежать конфликтов данных из 1С и YML

В uniSiter вшиты несколько таких скриптов, каждый отвечает за свою синхронизацию: YML-YML, 1С-YML и так далее.

А карточки мы склеиваем вот как:

  • Скачиваем YML, конвертируем в Excel-файл, добавляем колонку «Коды 1С»
  • Передаем клиенту и просим добавить эти коды
  • Загружаем Excel-файл с кодами обратно на сайт

В результате сайт понимает, какие товары относятся к 1С, а какие — к складу поставщика. И когда у поставщика изменились остатки на складе, на сайте это также отображается.

По идее, можно было бы использовать артикул. Но есть риск совпадений, ведь у разных поставщиков артикулы могут повторяться, а в случае с кодом это исключено.

А как вы наполняете каталоги? Поделитесь своими способами.

1111
24 комментария

Для начала поставщикам нужно научиться отдавать прайсы с остатками через API, а выгрузка товаров в YML это ещё лет десять ждать :)

4
Ответить

Не, не скажите. По нашему опыту, поставщику гораздо проще отдать один общий YML для всех дилеров, чем разработать API. Часто не самые крупные поставщики используют какую-то популярную CMS и настраивают выгрузку каталога в YML в два счёта.
Вот когда поставщик будет делать отдельные YML под каждого дилера (с его ценой и нужными позициями), тогда заживём. Пока так делают единицы. Этого действительно лет 10 ждать.
Из нашего опыта API есть только у каждого 5 поставщика из тех, кто вообще хоть как-то делится своим каталогом.

Ответить

Хранение и обработка продуктовой информации это отдельная тема и она не должна быть связана с учетной системой (где нужен минимум типа артикула, названия и картинки) и не связана с сайтом который представляет только один вид на эту информацию (например на розничном сайте нет смысла иметь информацию для B2B типа оптовых цен, сроков поставок и т.д.)

Весь мир давно уже использует для этого PIM (Product Information Management) системы, в которой хранят всю необходиму продуктовую инфорамцию и уже из нее данные выходят в разные каналы в разных форматах, надо YML для яндекса, сбермегамаркета или партнеров - нет проблем в эти каналы сгенерируется он и специальный для каждого участника. Надо что-то специальное? Какой-нибудь дикий XML или CSV - без проблем. Надо по API выгрузить на Озон и Wildberries - тоже можно и т.д. Не надо "изобретать велосипед"

2
Ответить

PIM системы — шикарнейшее решение описанных вами задач. Но, к сожалению, невозможное (пока) для малого бизнеса из-за существенной стоимости.
У малого бизнеса, который, например, только собирается выходить в онлайн есть очень большая проблема с тем, что у него вообще нет никакого контента и нет ни времени ни денег на его сбор/генерацию. Поэтому интеграция сайта с YML поставщиков — очень быстрое и, наверное, самое простое решение этой проблемы.

2
Ответить

У многих ведь просто 1С-ка с интеграцией в сайт. Зачем вообще что-то загружать из YML поставщика?

1
Ответить

Часто бывает так, что у вас в 1С не загружена вся номенклатура всех ваших поставщиков. Это и не зачем. Вероятно, будет часть товаров поставщика, которые у вас никогда так и не купят. Зачем засорять ими 1С?
В то же время, чем больше товаров на сайте, тем более авторитетным он выглядит как для поисковых систем (а значит, лучше продвижение), так и для самих клиентов. И у клиента больше вероятность найти то, что нужно. Поэтому лучше на сайт выгружать то, что вы в принципе способны поставить, а не ограничиваться наличием на складе.

3
Ответить

А что делать, если у меня у двух поставщиков в двух YML есть пересекающиеся товары? Как их склеить, чтобы не было дублей?

1
Ответить