«Страдапы»: три основные маркетинговые ошибки при выводе продукта на рынок
Никакого рерайта, только практические случаи из моей работы со стартаперами в качестве директора по маркетингу на аутсорсе — и рецепты, как мы выходили из положения.
1. Влюблённость в свой продукт
Очень частая ошибка IT-стартаперов. Конкретный кейс: крутая команда сделала VR-разработку и не понимает, кто её может купить. Ребята ходят на конференции в Сколково, не понимая, что сколковские спецы и так знают про них — и когда им понадобится технология, они сами обратятся.
Мы порекомендовали обратиться им в различные образовательные учреждения и музеи, но ответ был простым — «у них нет бюджетов». Но так как в проект вложена «любовь», его уже никто не собирался ни бросать, ни переформатировать (что самое печальное).
Соответственно, рынок не готов ни интересоваться продуктов, ни оплачивать его.
Что надо было сделать?
— Cusdev и прочую аналитику (простите за капитана очевидность, но не все это понимают).
— Отраслевой синдикат: если рынок ещё не в курсе вашей технологии, вам придётся формировать спрос, а это самая затратная работа, лучше делать её в партнёрстве с другими игроками рынка.
Что будем делать теперь? Я рекомендую в таких случаях превращаться в классических предпринимателей и… предпринимать!
Я отправился бы в музеи и поставил бы им свои VR-технологии беслпатно! Для музеев — это добавочная стоимость и УТП, а заработать я бы и сам смог (делал бы платный доступ для посетителей). Соответственно, это уже кейсы, узнаваемость, спрос.
2. Любовь к дизайну
Брендинг — это круто и правильно. Сегодня один только брендинг способен напродавать на миллионы. Вот только большинство путает брендинг с дизайном! Брендинг — это создание сильного бренда. То есть смыслов. И только потом эти смыслы транслируются через фирменный стиль.
Я очень уважаю Андрея Федорива, и вот он говорит, что все «совковые» здания такие страшные, потому что мы забываем, что строительство начинается НЕ с фундамента. Оно начинается с архитектурного плана! Поэтому такие старые-добрые методики как «Колесо бренда» — это must для любого стартапа.
В ноябре мы выводили на рынок нового инвестиционного брокера. Изначально речь шла о фирменном стиле, но когда мы представили уже десять концепций — от кислотно-молодёжной до эстетично-классической, — я понял, что пора приглашать всех ЛПР на стратсессии (а их было, по разным оценкам, от 5 о 15 человек).
Поверьте, несколько дней в переговорке — и вот, готова мощнейшая концепция, которая радует всех. А на её основе — моментально принят классный логотип.
3. Сделать «Как у них»
Если вы хотите стать вторым Артемием Леьедевым, то ответ прост — в точности копируйте то, что он делает. Причём последовательно, начиная с первых шагов.
Плюсы: если получится, вы реально достигнете успеха, а может, даже превзойдёте Тёму. Только для этого надо копировать не только его публичные шаги, но и те, о которых никто не знает (в этом предложении заложен ответ на вопрос, реально ли это).
Минусы: возможно, все его шаги были успешными «в то время в том месте». И сейчас они неактуальны.
Так что если вы хотите «как у кого-то» — вы обречены на второе место априори. А то и на последнее: зачем людям второй Лебедев, если есть тот-самый?
Всё это касается любых примеров, референсов, идолов и кумиров. Это не значит, что нельзя вдохновляться Джобсом. Но вот стать вторым Джобсом — сомнительная идея.
Станьте первым собой, люди голодны до новых лиц, стартапов и продуктов!
Мне удалось разжечь в вас спортивную злость? Несмотря на то, что много и даже успешно пишу на VC, я никогда не делал тут call-to-action. Сейчас позволю себе сделать это. Приглашаю вас на консультацию по маркетинговым и пиар-стратегиям, которые мы делаем в нашем рекламном холдинге The Business Pill. Потому что работать со страдающими стартапами («страдапами») я устал. Хочется, чтобы у нас было больше грамотных предпринимателей и бизнес-ориентированных компаний.
Поверьте, лучше инвестировать небольшие ресурсы в месяц вдумчивой работы на собой, чем остаться без денег и времени через год битья лбом. Посмотрите наши компетенции и запишитесь на консультацию, при заявке через сайт она будет бесплатной.