Как анализировать каналы в Яндекс Дзен и делать правильные выводы?
В прошлой статье я рассказывал, как можно анализировать Telegram-каналы. Материал неплохо засветился и понравился читателям, чему я очень рад. Поэтому в этот раз решил написать об анализе каналов в Дзене и формировании правильных выводов на основе метрик.
Какой сервис можно использовать?
Инструментов для аналитики Дзен-каналов не так много. Из всех я выбираю zenstat. Потому что его бесплатная версия отлично закрывает базовые запросы, а функционал не уступает конкурентам.
Раздел «Поиск каналов»
Состоит из 2 бесплатных фильтров:
- Название канала или URL;
- Описание.
Если вы хотите найти конкретный канал — вводите его название или ссылку. А если хотите найти конкурентов по определённой тематике — вставляйте ключевые слова в «Описание».
Теперь разберёмся результатами выдачи:
- статус индексации (иконка робота). Указывает, отображается ли канал в поисковой выдаче и обновляются ли данные по нему внутри zenstat. Если стоит статус «Да» — значит всё хорошо. Если стоит статус «Нет» — можно написать в поддержку.
- подписчики. По их числу определяем популярность канала. Рекомендую сразу не хвататься за канал с наибольшим числом подписчиков — оно может быть накручено. Лучше просмотреть ряд дополнительных показателей и сформировать общий вывод.
- подписчиков за 30 дней. Отражает изменение числа подписчиков. Чаще всего, каналы с негативной динамикой можно не рассматривать.
- просмотров за 30 дней. Как и число подписчиков, показатель указывает на популярность канала. Однако его накрутить сложнее. Поэтому, если видим высокое число просмотров за 30 дней — предварительно помечаем канал как эффективный.
- публикации за 30 дней. Этот показатель будет сильно различаться в зависимости от специфики канала. Например, новостные издания выдают 1500+ материалов за такой период, а обычные блогеры — около 50. Поэтому искать эффективное число публикаций можно только в рамках обзора вашей ниши, а не глобального изучения рынка.
- охват. Тут сервис ошибся с наименованием. zenstat под «охватом» имеет ввиду среднее число просмотров одной публикации. Держите это в голове и дополнительно учитывайте — число просмотров не равно числу уникальных людей, которые просмотрели материал (т.е. настоящему охвату). При этом на «охват» всё равно стоит смотреть, чтобы оценивать виральность контента определённого канала — чем выше число, тем лучше. А ещё показатель можно учитывать, если хотите заказать рекламное размещение и предположить, сколько просмотров сможете набрать.
- ER. В zenstat он считается так: (лайки + комментарии) / просмотры * 100. В результате получаем показатель, который подсказывает, какая часть от просмотревших публикацию людей провзаимодействовала с постом. Смотря на ER можем оценить, насколько аудитории интересен контент. Условно, если видим ER выше 5% — значит публикации приносят пользу потребителям и вызывают отклик.
Показатели внутри каналов и их оценка
Если кликнуть по любому из найденных каналов, то откроется его подробная статистика. Из интересного на старте страницы: есть отдельные блоки с показателями по типам публикаций. То есть, можно отдельно посмотреть, что лучше вовлекает аудиторию: статьи, видео или посты. Исходя из этого можете определить, какие публикации лучше всего использовать на собственном проекте.
Далее идёт серия графиков и таблица с теми же показателями:
- Подписчики. Динамика изменения числа подписчиков по дням, неделям или месяцам. Если посмотреть на ярко выраженные выбросы и сопоставить их с особенностями продвижения за этот период — возможно, получится выявить эффективные подходы в продвижении канала.
- Аудитория. График отражает изменение одноимённого показателя, от которого отказался сам Дзен. Поэтому на этот чарт можете не смотреть — он уже не актуален.
- Публикации. Число вышедших публикаций по дням, неделям или месяцам.
Далее идут популярные теги, которые канал использует чаще других, и данные о публикациях (о них рассказываю в следующем пункте статьи).
Отдельно рекомендую обратить внимание на блок «Похожие каналы». Если вам не хватает конкурентов для анализа — возьмите их тут.
Раздел «Топ постов»
Здесь собираются все доступные сервису публикации и ранжируются по выбранному признаку. В фильтрах есть интересные моменты:
- тип публикаций. По умолчанию, учитываются только статьи. Но можно переставить тип на видео, галереи или посты. В зависимости от того, какие ресурсы есть для производства контента и какие форматы планировали использовать — исследуйте подходящие вкладки и находите лучшие решения.
- свойства и виджеты. Здесь можно отфильтровать публикации по техническому наполнению. Например, можно выбрать только посты с отключёнными комментариями или со встроенным виджетом Кинопоиска. Может быть полезно, если вы планируете опробовать определённый формат контента и хотите предварительно оценить, какие решения конкурентов уже хорошо себя показали.
Среди показателей самих публикаций расскажу только о тех, которые не упоминались в разделе «Поиск каналов» и представляют интерес:
- дочитывания. Полное пролистывание статьи от начала до конца. По сути, этот показатель дополняет ER. Используйте его, чтобы оценить вовлечённость аудитории в контент.
- процент дочитываний. Указывает часть от просмотревших постов, которая дочитала материал. Опять же, используйте в связке с ER и отдавайте проценту дочитываний приоритет, если вам важно, чтобы читатель доходил до конца публикации.
- общее и среднее время просмотра. Суммарное и среднее время, которое пользователи провели за изучением материала. Показатели могут помочь, если вы хотите оценить какие материалы пользователи готовы долго изучать. Определяйте их; выделяйте тематики, на которые людям не жалко тратить время; применяйте наработки в своих проектах.
И ещё: если нажать на плюс рядом с названием публикации — откроются сведения о канале-авторе и ссылки, которые используются в материале.
Раздел «Сравнение»
По умолчанию раздел «Сравнение» пустой. Чтобы его наполнить нужно: провалиться, как минимум, в любые 2 канала; нажать кнопку «Сравнить». После этого в разделе «Сравнение» получим примерно такой результат:
Все показатели, которые тут упоминаются, мы уже видели в предыдущих разделах. Исключения: «Аудитория» и «Популярные теги».
Напоминаю, что от показателя «Аудитория» отказался сам Дзен. Поэтому на него можете не смотреть.
А «Популярные теги» прописывались чаще других тегов самим каналом при публикации контента. На них можете ориентироваться, если работаете в смежной тематике и канал-конкурент эффективно продвигается в Дзене.
Заключение
Если вам не хватает фильтров в zenstat или вы хотите исследовать расширенные периоды, а не только 30 дней, которые доступны на бесплатном тарифе — можно оплатить одну из доступных месячных подписок.
В остальном, просто следуйте этому руководству и правилу:
За показателями важно видеть смысл. Думайте не просто об изменении цифр, а о том почему они изменяются.
Формулируйте правильные выводы, бережно относитесь к данным и работайте с умом.