Что такое брендинг, и с чем его едят?
Часто предприниматели, SMM-специалисты и даже целые компании сталкиваются с трудностями в бизнесе: нереализованные продажи, отсутствие заказов, непонимание, что делать дальше. Все это, безусловно, зависит от множества факторов, но умение выделяться на рынке — важнейшая задача любого бренда.
Нечеткое позиционирование приводит к тому, что ваш проект ничем не отличается от других. Важно уметь вырабатывать фирменный стиль, сильный личный бренд, создавать вокруг себя сообщество единомышленников, комьюнити, которое верит в вас и ваш продукт.
Маркетинг в социальных сетях обладает множеством инструментов и SMM-технологий, которые комплексно помогают позиционировать себя как сильный бренд. Для этого и нужен брендинг.
Именно поэтому в клубе ProContent мы решили провести эфир о силе бренда и важности этого понятия для любого бизнеса. Лекцию провела Алиша @alinochkina_m - основательница брендингового бюро LUMIN.BURO. Информация оказалась настолько ёмкой и полезной, что мы не устояли и собрали ее в данную статью.
Соцсети Алиши:
Телеграм - https://t.me/brand_masterskaya
Инстаграм* - https://instagram.com/alinochkina_m
Что обсудили:
✅ Что такое бренд и брендинг?
✅ Что значит бренд-ориентированный подход?
✅ Примеры сильных брендов с креативными концепциями
Концепция вкусного бренда
Чего хотят бизнесы на разных этапах своего развития?
У каждого проекта свой жизненный цикл: кто-то находится на этапе зарождения, кто-то уже переходит к стадии роста. И именно брендинг помогает на каждом из этих этапов и закрывает определенный запрос
- Зарождение
Желание: упаковаться и запуститься. Нужно ответить на вопрос: О чем будет мой бренд?
- Рост
Желание: узнаваемость и увеличение продаж.
- Зрелость
Желание: понять, о чем мой бизнес. Нужно ответить на вопрос: В чем его уникальность?
- Упадок
Желание: обновиться и выделяться
Как обычно бывает?
Когда возникают упомянутые выше запросы, клиентам обычно в голову приходят такие решения:
“Нам нужна СММ стратегия”
“А давайте подключим таргет, чтобы были продажи”
“Все, я знаю точно, нам нужно менять логотип”
= хаос и непонимание дальнейших шагов.
Какие нужно задать вопросы, чтобы начать двигаться в верном направлении:
”А мы понимаем, о чем мы?”
”В чем наша уникальность?”
“Чем мы выделяемся на фоне конкурентов?”
“Для кого мы?”
Тут на помощь приходит брендинг = структуризация хаоса в единую систему.
Что такое бренд?
Бренд — это не что-то, записанное на бумаге или в брендбуке. Бренд — это устоявшаяся в голове картинка
Внутреннее - смыслы: личность, характер, миссия, ценности и др.
Внешнее - дизайн: логотип, фирменные цвета, шрифты, графические приемы, упаковка.
= некое впечатление о продукте в умах потребителей; те вещи, которые сразу приходят в голову при упоминании компании
Задачи бренда
- создать такой уникальный мир, в котором аудитории захочется остаться. Если не остаться, то точно возвращаться.
- донести до потребителей, что компания делает нечто такое, чего не делают другие.
Брендинг
- процесс создания образа бренда, который поможет выделиться на фоне всех.
Внутреннее: концепция - единая система элементов, каждый из которых отвечает на вопрос: “О чем этот бренд?” Это та самая уникальность, которая помогает отстраиваться от конкурентов.
Внешнее: визуальная айдентика.
Не каждый продукт есть бренд
Продукт несет только функциональную выгоду, в то время как бренд несет еще и эмоциональную ценность.
Продукт легко копируется конкурентами, бренд заметен и присутствует в сознании людей.
Бренд позволяет продавать ту же “начинку”, что и в обычном товаре, в несколько раз дороже. Люди готовы переплачивать за эмоцию.
Зачем бренду нужна концепция?
- помогает сформировать единый образ бренда и выделиться
Сильный бренд - это целостный образ, который важно показать в едином стиле на каждой точке касания. Именно концепция помогает отстроиться от конкурентов и запомниться аудитории.
- проще растить бизнес и масштабироваться
Если у бренда нет концепции, он зачастую копирует успешные течения на рынке, оставаясь не лидером, а последователем.
- формирует базу лояльной аудитории
Когда бренд знает свою аудиторию, он не тратит ресурс на вечные поиски. Он формирует базу лояльных покупателей и экономит бюджет на постоянное привлечение новых клиентов.
✅ Работа с узнаваемостью бренда - ключ к росту продаж.
Пример сильного бренда AirBnb
Этот сервис для аренды жилья называют одним из самых успешных стартапов за последние годы. За 5 лет работы небольшая компания из Сан-Франциско сумела превратиться в популярную площадку, общая стоимость которой в этом году достигла 46 млрд долларов. Было довольно много конкурентов, данный сервис - не первопроходец.
Изначальный слоган - “путешествуй как человек” (концентрация не на эмоциях, а на выгоде в первую очередь).
НО! Они провели расследование и получили от аудитории инсайт:
Люди в путешествии хотят чувствовать себя как дома: так же уютно и комфортно.
В 2008 году сервис обладал функциональным преимуществом - аренда жилья напрямую, с 2014 добавилась эмоциональная составляющая - везде как дома
Суть бренда - везде, как дома.
Эмоциональная основа - мир, в каждой части которого ты чувствуешь себя как дома.
WOW-точки - персональное гостеприимство; локальный опыт жизни.
Причина верить - ответственные и гостеприимные хозяева; легкость пользования.
Цель (почему?) - мы создаем мир, где каждый будет чувствовать себя как дома.
Миссия (как?) - дать возможность людям жить как локальные жители и чувствовать себя как дома в любой точке мира.
Позиционирование (что?) - онлайн-платформа, которая объединяет людей в уникальном месте, давая уникальный опыт путешествий с их местным хозяином
Визуальная айдентика:
Комьюнити + люди + места + любовь + А (первая буква бренда) = логотип
Архетип - заботливый. Красный - теплый “заботливый” цвет.
Оффлайн-коммуникация
Сайт + продукт: Добро пожаловать домой.
Вывод: Если правильно найти инсайт аудитории и настроить коммуникацию, ценность бренда возрастет.
Пример сильного бренда MORФEUS
MORФEUS - постельное белье для тех, кто не любит заправлять одеяло.
Позиционирование - постельное белье для тех, кто не любит заправлять одеяло.
Миссия - создать постельное белье, которое объединит всех людей вне зависимости от того, как они спят; показывать эмоции и жизнь.
Ценности - высокое качество; улучшение качества жизни; эстетика.
Слоган - “Сон. Эстетика. Гедонизм”
Как бренд выполняет обещание? Дает видео-инструкции “Как заправить пододеяльник за 1 минуту?”
Точки WOW-эффекта
- сервис: если белье не подошло, его можно вернуть в течение месяца, бесплатная доставка в пункты выдачи, клиентоориентированность на маркетплейсах
- коммуникация: молодежный и дерзкий ТoV
- упаковка: акцентные и яркие наклейки на упаковке, наличие подарков в комплекте (кондиционер)
Как появились на свет сверходеяльники: ”Мы придумали и запатентовали 2 способа заправлять одеяло быстро и легко. Свои пододеяльники мы назвали сверходеяльниками, потому что скромно считаем их новой ступенью эволюции постельного белья”.
Рассмотрим пример на реальном кейсе бренда “М-Постель”
Что дано и какой запрос?
- Бренд постельного белья и товаров для сна в стиле минимализм, существующий с 2012 года.
- Хотим измениться, обновиться. То, что сейчас есть, почему-то не работает.
Что мы видим?
- Отсутствие образа бренда
- Отсутствие отстройки от конкурентов
- Недонесение ценностей на всех этапах касания с брендом
Что нужно? Нужна креативная концепция бренда и ее отражение в визуал.
Инсайт для бренда “М-Постель”
ДО: Бренд постельного белья как в отеле (функциональное преимущество).
Инсайт: Мне всегда не хватает тех самых 5 минут с утра, чтобы поваляться, понежиться в кровати.
ПОСЛЕ: Бренд постельного белья, который разрешает нежиться в кровати (эмоциональное преимущество).
Мы всегда представляем бренд настоящим человеком. Так какова же личность бренда М-Постель? Если бы он был человеком, то каким?
Архетип бренда “М-Постель” - заботливый
Поэтому М-постель - это личность, которой движет желание помогать окружающим. Дать почувствовать людям, что пребывание в постели может улучшить самочувствие, а также наполнить жизнь радостью и яркими эмоциями. Он эмпиричный, заботливый, учит наслаждаться моментом.
Пример ценности бренда “М-постель”
Улучшение качества жизни: мы не можем обнять вас лично, но можем сделать это через свой продукт.
Мы хотим улучшить качество жизни за счет крепкого здорового сна, создания уютной атмосферы в спальне и условий для вашего отдыха: вы слышите, как приятно хрустит это белье, вы чувствуете его свежий аромат, вы видите его лаконичный дизайн, вы чувствуете его мягкость.
Все это помогает расслабиться и наконец выдохнуть.
Миссия бренда (Как именно ваш бренд делает мир, жизнь людей лучше?)
Кровать - это место для восполнения ресурса.
- Здесь вы отдыхаете в конце дня среди мягких подушек и тактильных простыней
- Здесь вы можете наконец выдохнуть и быть собой
- Здесь шепотом произносятся те самые заветные три слова
- Здесь доверяются главные секреты и выпивается самый вкусный утренний кофе
Мы помогаем посмотреть на свой дом влюбленными глазами. Наш бренд для тех, кто хочет и умеет наслаждаться простыми моментами.
Суть бренда
М-Постель - первый бренд постельного белья и товаров для сна, который разрешает нежиться в кровати.
Слоган бренда
Теперь вы в нежных (объятиях).
3 правила вкусной концепции
Правило 1. Концепция бренда - это основа. Сначала важно понять, о чем бренд, и только потом создавать визуальную айдентику, разрабатывать СММ-стратегию и др.
Правило 2. Сильная концепция должна состоять из аналитики и креатива, тогда она будет уникальной и запомнится вашей аудитории.
Правило 3. Концепция должна быть единой на каждой точке касания с вашим потребителем: от описания вашего бренда на сайте до дизайна упаковки вашего продукта.
Инстаграм* Алиши - @alinochkina_m
Инстаграм* ПРО Контент: @procontent.comm
** - принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией на территории России.