У интернет-маркетологов нет будущего
Елена Лукашина главный редактор журнала TeachLine Media о будущем интернет-маркетинга.
Когда пишут, что искусственный интеллект скоро займет наши рабочие места, все кивают, смотрят умными глазами и жмут кнопку репоста, чтобы потроллить друзей. Ну да, мы же все умные, талантливые, нас это не коснется.
А хотите я расскажу, как это коснется лично и конкретно всех маркетологов? Дизайнеры, программисты и менеджеры пусть пока и дальше тешат себя иллюзиями.
Кто такой маркетолог
Интернет-маркетолог – это функция, набор компетенций, кое-как уложенных в голове одного человека.
Что умеет маркетолог?
А по-разному. Школ маркетинга примерно дофига. Возьмем кондового такого образованного интернет-маркетолога. Он умеет:
· Анализировать целевую аудиторию.
· Анализировать конкурентов.
· Составлять стратегию продвижения бренда.
· Оптимизировать сайт под поисковые системы.
· Создавать контент.
· Настраивать рекламные кампании.
· Вести социальные сети.
· Анализировать результаты.
· Продавать результаты своей работы клиенту.
Причем в последнее время все это стало таким сложным, что для каждого пункта сейчас завелся отдельный специалист.
А теперь давайте поймем, что всю эту толпу народа легко может заменить нейросеть. Буквально.
Анализ целевой аудитории
ИИ может на 100%
Любимое занятие маркетологов. Делается при помощи сервисов и опросов. Совершенно не работает, потому что люди не знают, чего хотят, о своих предпочтениях врут, а сервисы мягко говоря неэффективны.
Все сервисы для анализа целевой аудитории могут сейчас сказать примерно следующее: ваш покупатель – житель Москвы в возрасте от 24 до 35 лет, интересуется бизнесом, машинами и путешествиями.
На этом все. Вам стало легче или понятнее? Сервис сказал, о чем мечтает усредненный житель Москвы? Чего он хочет на самом деле? Нет, всю эту информацию маркетолог возьмет из головы, на основе своих представлений о психологии. Ну, может, еще форумы помониторит.
А вот нейросети действительно могут проанализировать не усредненный портрет целевой аудитории, а реального и конкретного человека. И дать ему именно то, чего он хочет. В этом уже преуспели Яндекс (включая поисковую выдачу и Яндекс.Дзен) и Гугл, и Фейсбук, и ВКонтакте. Их умные ленты фигово работают? Это ничего, живые маркетологи даже так не могут.
В целях маркетинга нейросети уже работают – сейчас они предлагают нам самую интересную рекламу в «Яндексе», скоро поумнеют и будут преследовать нас повсюду.
Анализ конкурентов
ИИ может на 100%
Поискать конкурентов в «Симиларвебе», проанализировать, как они продвигаются, какой контент заходит. Можно еще соцсети посмотреть в «Попстерсе».
О, а еще тренды – это туда же, к конкурентам.
Собственно, в чем цель анализа конкурентов? Следить за тем, чтобы мы сделали лучше, больше и качественнее? Своровать идеи? Быть в тренде (читай – своровать лучшие идеи)?
Нейросети такого пока не умеют. Не потому что это невозможно, просто никто не занимался этим всерьез. Но это все тоже работа с большими данными. Очень скоро ИИ этому научится. Будет анализировать не только парочку ближайших конкурентов из вашей области, а всех, включая иностранных. И сможет проанализировать их успехи во всех подробностях, а не только то, что лежит на поверхности.
Не верите, что это возможно? Прочитайте книгу «Код бестселлера» Мэтью Джокерса и Джоди Арчера. Авторы при помощи нейросети проанализировали сотни бестселлеров и выдали готовые рекомендации по написанию хорошей книги. Это пока единичное исследование, но что мешает применить его к рекламным кампаниям и поставить на поток?
Составление стратегии
ИИ может на 80%
Стратегия продвижения бренда – это всего лишь вывод из сбора предыдущих данных. Идея, которая покорит мир.
Нет, я не верю в творческие способности роботов. ИИ никогда не сможет придумать великую, безумную, контринтуитивную идею, которая останется в веках.
С другой стороны, люди это тоже могут не часто.
Обычно все могут только спереть идею у конкурентов. Ну так, вот спирать у конкурентов ИИ сможет лучше. Я не верю, что он может предложить великую идею, но вот просто хорошую, адекватную, соответствующую задаче – запросто.
И у него явно получится лучше, чем у большинства маркетологов.
SEO
ИИ может на 50%
Вот это самый интересный вопрос.
Мы мало что знаем о поисковых системах. Как они работают, не знают даже разработчики. Потому что поисковыми системами управляет искусственный интеллект.
Все наши знания об алгоритмах и факторах ранжирования основаны на догадках и неохотных разъяснениях разработчиков.
Я не знаю, кто победит в сражении двух нейросетей, одна из которых будет оптимизировать сайт, а другая – его оценивать. Похоже на то, как современные нейросети учатся играть в го и подобные игры. Но у поисковых систем явно больше ресурсов и возможностей.
С другой стороны, нейросеть можно будет научить на выборке хороших сайтов из топа поисковой выдачи, чтобы она дала рекомендации по продвижению.
С третьей стороны, черное SEO уже много лет не работает. А поисковые системы старательно борются с оптимизаторами. Возможно, очень скоро Гугл и Яндекс станут такими умными, что в сеошниках вовсе отпадет необходимость.
Контент
ИИ может на 80%
Нет, я все еще не верю в творческие способности роботов. Они никогда не смогут писать великие статьи, делать великие иллюстрации и снимать гениальное видео.
Но вот искать информацию и писать самые обыкновенные, не великие, а просто толковые и грамотные статьи они смогут. И лучше, чем среднестатистический копирайтер.
Не думаю, что нейросеть в ближайшее время научится создавать видео, но вот подсказать идею сможет (см. раздел про стратегии).
То же касается и дизайна.
Настройка рекламных кампаний
ИИ может на 100%
А в директологах и таргетологах скоро и вовсе отпадет необходимость. Зачем, если рекламная сеть Яндекса уже умеет предлагать пользователям самую релевантную рекламу?
Скоро во всех этих сборах целевой аудитории и семантики вовсе отпадет необходимость. ИИ лучше разберется, кому и что показывать. Причем реально лучше. Он действительно сможет показывать рекламу только тем, кому она нужна. Это просто вопрос времени.
SMM
ИИ может на 80%
Вы уже поняли логику? Все, что не касается создания контента, нейросеть может лучше человека. В создании постов и видео люди опережают, но нейросеть сможет создать контент-план.
Анализ результатов
ИИ может на 100%
Не смешите меня. Не вручную же маркетологи подсчитывают результаты своей деятельности. Для этого есть Яндекс.Метрика и аналитика социальных сетей.
Тут даже не надо быть нейросетью, чтобы выгрузить все эти данные и представить заказчику красивый отчет в удобной форме.
Общение с клиентом
ИИ может на 0%
Нет, общение с клиентом – это слишком сложная и непредсказуемая штука. Результаты и прогнозы должен представлять красивый маркетолог в костюме и с навыками суперпродавца. Он же будет нянчиться с клиентом, проводить красивые презентации и сиять даром убеждения.
В личном общении люди всегда дадут фору роботам.
Вывод
ИИ может заменить маркетолога на 76%
Еще не задумались о том, чтобы сменить профессию?
Нет? Тогда подумайте о том, чтобы стать в ней лучшим.