С февраля блогеры потеряли до 90% доходов. Где и сколько они зарабатывают теперь
ePN проанализировал доходы из Telegram, «Дзена», «ВКонтакте»
Практически одновременно в России перестали быть доступны три «столпа» блогосферы: YouTube отключил монетизацию, TikTok запретил публиковать контент, а Instagram* был заблокирован Роскомнадзором. Также стриминговая площадка Twitch ограничила вывод заработанных средств на российские счета, а агрегатор донатов Patreon остановил прием платежей из России. Пустел и рекламный рынок: крупные бренды сворачивали работу в стране, забирая с собой многомиллионные бюджеты, локальные — замирали в неопределенности. В итоге блогеры, оставшиеся разом без доступов к донатам, монетизации и интеграциям потеряли до 90% своих доходов.
В более выгодном положении оказались те, кто успел перейти на альтернативные площадки или вел их раньше.
Куда уходит блогинг
Даже после начала ограничений у русскоязычных авторов осталось еще довольно много альтернативных площадок. Тройка первого выбора — это, конечно, Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассники», хотя и «Яндекс.Дзен», и Rutube, и другие аналоги тоже получили свою долю внимания.
Brand Analytics несколько месяцев наблюдал за «миграционными» трендами блогеров, чтобы понять, куда и откуда активнее «переезжали» блоги и как это повлияло на сферу в целом.
Результаты предсказуемые: недоступные для россиян соцсети получили просадку по обоим параметрам, оставшиеся альтернативы — рост. При этом внушительные доли оттока авторов с площадок не дали проекции на блогосферу в целом — суммарная потеря ежедневно активных блогеров всего 10%.
Те, кто решил остаться, пытаются искать на новых площадках замены утраченным инструментам и сервисы-аналоги. Например, Patreon заменяет отечественный Boosty, на него же некоторые авторы с YouTube собирают донаты взамен отключенных функций хостинга. Любители вертикальных роликов осваивают Клипы «ВКонтакте». Покинувшие Instagram* разошлись кто куда: у одних уже был канал в Telegram и привычка к лонгридам и «кружочкам», другие осваивают функционал ВКонтакте, потому что возможностей для постинга визуального контента там больше — есть даже Истории.
Инструменты так или иначе можно заменить, к новым интерфейсам и правилам — адаптироваться. Есть более острая проблема: площадок стало меньше, рекламодателей тоже, а блогеры оказались в условиях жесткой конкуренции за рекламные контракты. Эксперты и медийные персоны могли бы использовать как основной источник дохода собственные продукты — мерч, товары авторских брендов, инфопродукты. Но: конкуренция за внимание аудитории не менее ожесточенная, чем за интеграции, ведь конверсии при переходе на новую площадку невысоки — от 3% до 20%. Миллионы подписчиков легко превращаются в тысячи, а вместе с объемом аудитории снижается и гипотетический заработок.
Ждать стабилизации и охотиться на рекламу других блогов и небольших брендов — не выход, падение доходов резкое и, кажется, затяжное.
Что делать? Где искать монетизацию?
Вариантов немного. Можно прорабатывать стратегию с донатами, уникальный контент и доступ к личности блогера часто неплохо мотивируют лояльную аудиторию на пожертвования и платные подписки. Кроме поиска привычных рекламных интеграций, владельцы YouTube-каналов могут рассчитывать на монетизацию за просмотры вне России и начать перестраивать площадку, например, под ролики на английском. Но для большинства путь наименьшего сопротивления общий — работа с партнерскими сетями по CPA.
Главное преимущество этого формата в доступности: протестировать его актуальность для конкретного блога можно довольно быстро и без вложений денег и времени в ресерч, продакшн, отладку процессов и прочее. CPA можно использовать практически на любой площадке и сделать как основным способом монетизации, так и побочным. Все потому, что выбор направлений для работы и ее объем регулируется блогером самостоятельно.
Для тех, у кого был опыт работы с крупными брендами, партнерка может стать еще и способом воссоединиться с интересными рекламодателями. Десятки крупных брендов, сейчас отказавшихся от прямых интеграций или урезавших их объем, все еще работают по CPA. Причем этот круг не ограничен только магазинами
Для рекламы доступны:
- трэвел-сервисы: поиск и покупка билетов, брони отелей и даже каршеринг
- образовательные платформы с курсами на любой вкус: от английского до IT и digital-специальностей
- продукты банков: кредиты, кредитные и дебетовые карты
- доставки еды, цветов, подарков
И еще сотни вариантов, которые можно органично интегрировать в любой контент. Чтобы зарабатывать на таких предложениях, нужно лишь верно подбирать офферы под запросы аудитории.
На случай сложностей с этим есть универсальный выход — маркетплейсы. Они год от года растут в объемах заказов, имеют широкую географию и большой ассортимент, поэтому подходят большинству. И многие крупные игроки этого рынка — AliExpress, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет», KazanExpress и другие — как раз давно и успешно работают по CPA.
Дать партнерскую ссылку на сервис для путешествий можно в описании к видео в трэвел-блоге на YouTube. А можно добавлять такую к каждому посту в Telegram, если вы делаете обзоры на технику — чем больше товаров, тем больше возможностей заработать.
Группы в Одноклассниках и «ВКонтакте», страница на «Яндекс.Дзене» или блог на собственном сайте — с CPA монетизировать можно любую площадку, даже с небольшими пока охватами. Это подтверждают показатели реальной монетизации разных площадок через ePN.
Вот несколько примеров за квартал:
Такой заработок динамичен и в точности повторить или спрогнозировать его сложно. Влиять на него могут как алгоритмы соцсетей, специфика ниши и качество аудитории, так и менее очевидные факторы: полезность и актуальность контента, персона блогера, даже сезонность.
Эту динамику удачно оттеняет доступ к большому количеству рекламодателей, отсутствие вложений на старте и общая доступность инструмента. В ePN, например, для начинающих есть туториалы, блог и поддержка менеджеров, а вся информация о начале работы расписана просто и подробно.
Из-за ограничений и запретов рекламные инструменты и блогосфера в России немного «обнулились». И сейчас — самое время пробовать новое, тестировать самые смелые гипотезы и ломать устоявшиеся шаблоны по контенту, механикам, монетизации. Кажется, что с профитом из этого кризиса выйдут те блогеры, которые будут наиболее быстрыми и гибкими.
Чтобы интегрироваться в эти перемены было проще, мы собрали для блогеров специальную страницу. Те из них, кто еще не знаком с CPA, найдут там всю важную для себя информацию, инструкции и отзывы.
Инфлюэнсерам с опытом будет полезно посмотреть кейсы монетизации и поискать в списке наших брендов-партнеров (их больше 200!) знакомые и любимые названия.
Зарегистрироваться в партнерской сети и начать изучать работу по CPA сейчас — важный шаг на пути к монетизации.
* Facebook и Instagram – входят в состав корпорации Meta, признанной в России экстремистской организацией.