Исследование рынка digital-агентств и веб-студий
Хотим поделиться результатами большого исследования различных показателей агентского digital-рынка России, которое провел Ruward на основе опроса и анализа данных более 1000 компаний.
1. Распределение рынка по оборотам
Digital-рынок России по-прежнему имеет мелко-дисперсный характер, ни одно агентство из примерно 10 000 действующих игроков (если не учитывать сквозные бюджеты на медиа-закупки) не имеет даже 1% рынка по оборотам. Подавляющее большинство компаний сегмента можно отнести к микро-бизнесу.
2. Распределение по коэффициенту overhead
Более двух третей агентств работают на рынке с коэффициентом overhead менее трех. Это означает, что общая доля ФОТ (net, на руки) производящих сотрудников в большинстве случаев превышает треть общих расходов компании. Учитывая, что для типового агентства в структуру расходов включаются затраты на ФОТ непроизводящих сотрудников, условно-постоянные расходы, налоги, собственный маркетинг, норма прибыли среднего игрока агентского digital-рынка остается весьма небольшой и колеблется на уровне 5-20%, а значительная часть компаний по-прежнему работает в серой зоне с точки зрения уплаты налогов.
3. Распределение по городам основных и дополнительных офисов
С головными офисами все без сенсаций.
C точки зрения открытия дополнительных офисов агентств существует два разнонаправленных тренда.
Относительно крупные агентства из регионов открывают дополнительные офисы формата sales-house в Москве и Санкт-Петербурге для более тесной коммуникации с федеральными клиентами.
Крупные же московские агентства открывают дополнительные офисы в регионах для переноса туда производственных мощностей в связи с меньшим кадровым голодом и общим снижением издержек.
4. Наиболее популярные клиентские отрасли
С большим отрывом лидирует e-commerce и недвижимость, как одни из самых массовых и диджитал-емких сегментов.
5. Распределение по услугам
6. Рост и падение спроса
Данные довольно противоречивые (и графики были нормированы по распределению популярности услуг из соответствующих слайдов).
Анализ данных проводился на основе sell-side анализа рынка. И, в связи с его мелко-дисперсным характером, отражает довольно разрозненную картину роста спроса (по мнению агентств) на те или иные услуги. На основе этих данных нельзя сделать однозначных выводов о картине реального распределения спроса на digital-услуги России с точки зрения buy-side. Однако по ряду сегментов можно заметить явную корреляцию изменения динамики спроса с прохождением тех или иных технологий/услуг по стандартному циклу кривой Гартнера.
7. Голос рынка
Несколько простых вопросов представителям агентств на уровне согласны/нет.
* Полные результаты исследования с некоторыми комментариями и подводками уже опубликованы на сайте Руварда (всего 17 графиков). Надеюсь, наши данные будут полезны =)