Двойной расход или двойная польза? Зачем нужно SEO старому сайту, который планируется обновлять
Если сайт устарел в дизайне и юзабилити, если поисковики задвигают его все дальше в выдаче, а с трудом привлеченные пользователи уходят быстро и без покупок — вероятнее всего, пора сделать его редизайн, чтобы привести в соответствие с веб-современностью. Приняв такое решение, клиенты приходят в интернет-агентство, например к нам :) На этой стадии возникает менее очевидный вопрос: что делать со старым сайтом, пока новый в разработке?
Оставить как есть? Редизайн займет точно не меньше трех месяцев, обычно — около шести, иногда и все девять. Мы уверены, что терять столько времени зря невыгодно: запустив SEO-продвижение сразу, на прежнем сайте, можно гораздо раньше начать получать результаты. Заказчикам такой подход нередко кажется спорным: зачем вкладываться в то, что все равно переделывать? Объясняем с аргументами и фактами.
4 причины оптимизировать старый сайт
1. Поймать двух зайцев одним сеошником
Во-первых и в-главных — SEO-специалист в любом случае будет участвовать в разработке проекта редизайна. Готовя рекомендации для нового сайта, он может параллельно дать их и для старого.
Задачи SEO-подготовки — собрать семантическое ядро и выстроить под него оптимальную структуру каталога, изучить аудиторию и ее потребности, проанализировать конкурентов, выбрать лучшие практики в этой нише для продвижения. Если начать все это делать на старом сайте, наработки не пропадут, а пойдут в дело при редизайне. Проще говоря, вы не будете оплачивать эту работу дважды: затраты для старого сайта вольются в бюджет нового.
Не менее важно и то, что специалист подготовит рекомендации для мягкого переезда со старого сайта на новый, которые помогут сохранить все SEO-наработки и не потерять уже завоеванных позиций.
2. Заранее понравиться поисковикам
У SEO есть довольно неприятная особенность: оно работает долго, все предпринимаемые шаги дают постепенный накопительный эффект. Поисковые роботы индексируют страницы с удобной им (а не нам) скоростью, а на сайты, которые с точки зрения поисковика потеряли актуальность и полезность, могут вовсе перестать заходить. Привлечь их к себе стоит усилий: нужно показывать регулярные изменения, обновлять контент, повышать технические характеристики. Поэтому каждая правка, которую мы делаем, может дать эффект через 2-3 месяца.
Таким образом, начиная улучшения заранее, мы значительно ускорим прогресс: получим результаты уже на старом сайте и сохраним их при переезде. В этом состоит наша тактика: за время разработки мы прокачаем доменное имя, робот будет нас знать — и вы начнете пожинать плоды сразу, а не еще через несколько месяцев.
Кроме того, есть работы, которые нужно делать постепенно. Например, наращивать внешнюю ссылочную массу — за 3-6-12 месяцев можно достичь хорошей массы, которая поможет ранжированию сайта.
3. Проверить гипотезы
Старый сайт — отличный плацдарм для экспериментов. У нас могут быть разные идеи, как структурировать информацию, как подавать контент, какой выбрать стиль и т.д. Мы можем внести тестовые изменения, замерить конверсию, оценить удачные и неудачные гипотезы — и взять на новый сайт то, что доказанно работает.
Несколько лет назад мы делали редизайн для Grand Line — крупного производителя строительных материалов. На старом сайте было два раздела: «Каталог» и «Интернет-магазин». Первый содержал описания товаров и предназначался для b2b-клиентов, а второй — те же описания, но с ценами — для b2c. По сути они дублировали друг друга, а потому конкурировали в поисковой выдаче. Мы убеждали клиента, что это неправильно, но ему такое разделение по бизнес-модели казалось важным.
На этапе переработки мы предложили провести эксперимент. Склеили два раздела — и получили еще до запуска обновления существенный рост трафика, т.к. поисковики больше не выбирали, какую из страниц взять. Клиент оценил результат, и на новом сайте мы реализовали единый каталог, который четко видят поисковики.
4. Поднять продажи
Любые SEO-правки направлены на улучшение сайта, а потому работают в двух направлениях: не только повышают поисковый трафик, но и увеличивают конверсию. На низкой базе можно небольшими усилиями добиться существенного эффекта. Если на сайт приходит 10 человек в день, а может приходить 100 с конверсией в 2 раза выше, чем раньше, — в чем смысл этого не сделать?
Кондитерская фабрика «Конфаэль» производит подарки из шоколада и продает их через свой интернет-магазин. Это сезонный бизнес, который зарабатывает перед праздниками: в декабре, феврале, марте, августе и сентябре. С запросом на редизайн они пришли к нам перед самым сезоном — в конце ноября, на глобальные обновления времени не было. Поэтому мы начали с точечных улучшений: подняли товары выше, чтобы пользователь сразу видел их на первом экране, сделали понятную навигацию, вынеся туда категории подарков, поменяли сервер на более мощный и ускорили работу мобильной версии, подправили тексты.
Небольшие и быстрые корректировки, которые поместились между Новым годом и 23 февраля, принесли рост конверсии в 2,5 раза. А уже после 8 марта мы занялись редизайном и к августу обновили сайт полностью.
Что стоит делать? Баланс усилий и эффекта
Вложения в сайт под замену должны быть разумными. Обычно нет смысла (а иногда и технической возможности) кардинально перерабатывать структуру на программном уровне, но всегда можно провести небольшие, но полезные улучшения. Наша цель — найти те самые 20% усилий, которые дадут 80% эффективности.
Работа начинается с аудита. Пока идет обсуждение требований, сбор данных, формулирование задач по редизайну, SEO-специалист занимается аналитикой старого сайта: собирает семантику, выявляет элементы, которые плохо влияют на позиции в поисковиках и на конверсию. Получив список его рекомендаций, мы оцениваем затраты и потенциальный эффект по каждой правке — и выбираем те, внедрение которых на старом сайте будет рационально. Напомним, что рекомендации в любом случае не пропадут: проделанная работа будет учтена и в новом проекте.
Минимальные корректировки, которые доступны практически всегда:
- прописать метатеги,
- оптимизировать заголовки,
- актуализировать описания товаров и другие тексты,
- обновить фотографии,
- упростить страницу оформления заказа,
- организовать систему внутренних ссылок (перелинковку) между страницами сайта,
- убрать дублирующиеся страницы.
Сеть медицинских центров «Здоровье» категорически не нравилась поисковикам: в результатах поиска сайт оказывался в районе пятой страницы, куда добирается редкий пользователь. Мы провели серию улучшений: собрали семантическое ядро, оптимизировали структуру с учетом семантики, обновили страницы услуг (добавили адреса, лицензии, отзывы), написали уникальные информативные тексты.
Через три месяца сайт стал стабильно появляться на первой странице выдачи Яндекса по целевым ключевым запросам.
Интернет-магазин видеонаблюдения Manggis обратился с задачей увеличить органический трафик. Проблемы, которые выявил аудит: ошибки в технической оптимизации; неправильная структура — всего два уровня вложенности, некорректные названия категорий; низкий уровень юзабилити — пустые карточки товара, плохо организованный каталог; отсутствие экспертной информации. Мы исправили ошибки в атрибутах и настройках robots.txt, пересобрали каталог и запустили блог, который привлекает пользователей по информационным запросам, а также регулярно закупали качественные внешние ссылки. Поисковый трафик за 2,5 года вырос в 8 раз.
Логичная структура каталога увеличивает входной трафик и упрощает поиск товаров для посетителей
Итак, наши выводы:
- SEO-специалист вам в любом случае нужен — почему бы не получить эффект больше и раньше, сохранив достигнутое на новом сайте;
- аудит покажет ошибки и слабые места, которые мы минимизируем на старом сайте и полностью устраним на новом;
- прокачав старый сайт, вы ускорите продвижение нового.