Кейс: IT-продукт для малого бизнеса
Небольшой рассказ о том, как мы создавали сайт для автоматизации партнерской программы в сети лазерной эпиляции. Подробно разберу все этапы реализации и несколько способов сэкономить на разработке.
Это кейс внедрения ИТ решения под функционирующий бизнес-процесс для его оптимизации и масштабирования.
Предыстория
Сеть студий лазерной эпиляции Lisse успешно функционирует и развивается в Казани на протяжении 3-х лет. Для привлечения клиентов компания активно использует партнерскую программу - скидочные сертификаты для новых клиентов, которые распространялись через мастеров смежных сфер за вознаграждение. Схема достаточно понятная и рабочая, но есть нюансы. Для поддержания процесса в гугл таблицах требуется отдельный сотрудник, возможности которого заканчиваются примерно на сотне активных партнеров.
Ценная мысль - любое IT решение можно заменить гугл табличкой и человеком в определенных пределах. Если у вас не получается это сделать, то и ИТ продукт вам не нужен, скорее всего.
Эти ограничения противоречили планам по развитию сети, поэтому основатель давно вынашивал план по созданию автоматизированного ИТ решения.
Было понимание, что я хочу этим инструментом перевернуть рынок, но как это сделать было не понятно. Не решался на разработку, потому что я знаю какие огромные суммы мои друзья предприниматели обычно тратят на разработку чего либо. При этом не совсем понимал, что мне нужно и кто.
Этапы сотрудничества
На момент обращения в нашу компанию у клиента было представление о том, как должно всё работать, которое нам предстояло формализовать и детализировать. Около месяца ушло на то, чтобы согласовать видение будущего продукта, ТЗ и условия сотрудничества.
Мне понравилось, что от меня не стали требовать ТЗ. Если бы сказали написать, я бы его до сих пор писал. Вместо этого мне помогли все мои мысли превратить в буквы, а потом в код.
Дальше к работе приступила дизайнер, и около 3-х недель заняла разработка макетов под функциональные требования.
У клиента был свой брендбук, поэтому типографика и цвет были уже выбраны. После сбора информации, мы подошли к прототипированию. Были созданы макеты и UI kit. Эта часть проекта важна тем, что в ней соединяется функциональная и визуальная части.
Еще месяц заняла разработка прототипа, обеспечивающего минимальный end-to-end процесс, который можно протестировать и показать пользователям. Важно понимать, что многие управленческие административные функции на этом этапе не нужны. Зато клиент смог увидеть и потрогать свой будущий продукт в реальности и началась постепенная работа по улучшению внешнего вида и отладке функционала.
Этот этап занял еще 2 месяца в силу разных заминок. Параллельно появился административный раздел сайта и управленческие инструменты.
Итого от идеи до отлаженного продукта прошло 5 месяцев. И это стоило клиенту 350 тысяч рублей. Почему так мало? Об этом будет чуть дальше.
Продукт
Опишу вкратце архитектуру решения:
- Посадочная страница для клиентов с возможностью оставить заявку и автоматическим определением партнера, от которого пришел клиент
- Интеграция с yclients
- Страница с условиями реферальной программы для партнеров
- Личный кабинет партнера
- Административный раздел для управления процессом
- Управленческая статистика по процессу
- Бэкенд под всё это дело
Как видите, достаточно простая на словах задача требует для своего качественного решения большого количества технических элементов. Я не стал еще включать в список отправку СМС для входа в личный кабинет и уведомления о новых заказах в Телеграмм.
Как следствие возникает неприятное затруднение, что средствами конструкторов и no-code инструментов задачу решить весьма затруднительно (и на выходе получится очень хрупкая и негибкая конструкция), а полноценная разработка встанет в бюджет от 1 миллиона рублей.
В этой связи пару слов о решениях, позволивших реализовать продукт за приемлемую для клиента цену.
No-Code backend XANO
Для бэкенда мы использовали SaaS решение XANO, с которым работали уже на других проектах. Если в двух словах, то это полнофункциональный бэкенд, рассчитанный на компетентных программистов и большие проекты. В нем не так просто разобраться, но это того стоит.
- Сайт продукта - Xano - The Scalable No-Code Backend
- Реферальная ссылка - https://xano.io/mdoaomll
- Группа, в которой я провожу демо и отвечаю на вопросы - https://t.me/xano_ru
На данный момент backend для описываемого кейса содержит в себе 11 таблиц, 24 интерфейса в REST API и интеграцию с yclients, а на создание всего этого ушло не более 20 часов.
Управленческая статистика в Google Sheets
Управленческая отчетность, статистика, графики - всё это необходимо для аналитики и развития продукта. Самым простым и практичным на начальных этапах становится подключение Google Sheets напрямую к Rest API бэкенда через Google App Script. В итоге на создание дэшборда ушло всего пара часов, а интерфейс удобен и понятен для пользователя.
Партнерские договоренности
Еще один инструмент для снижения стоимости решения - это заключение соглашения об отчислении бонусного вознаграждения за каждого клиента, прошедшего через систему. Такой подход создает для нас как для исполнителя мотивацию на создание удобного и качественного решения, снижает вложения в разработку продукта для клиента и создает основу для дальнейшего долгосрочного сотрудничества.
Заключение
Результат нашей работы вы можете увидеть по адресу https://ref.lisselaser.ru/.
На данный момент клиент переводит действующих партнеров на работу через приложение и планирует привлекать инвестиции на масштабирование бизнеса.
Надеюсь, что материал был полезен. Пишите в комментариях свои вопросы, подписывайтесь в ТГ.