Готов ли рынок к единой ИТ-платформе фудтехнологий?
Утро радует новостью – «Минпромторг планирует вернуть в крупные города ларьки и автолавки». Малая нестационарная розница — важнейший формат торговли, он существует во всем мире.
Логичное продолжение этого формата – небольшие сетевые и частные общепитовские точки. Небольшие магазинчики и кафе – это как правая и левая рука у малого бизнеса. Есть локальный поток клиентов, есть спрос – малый бизнес его немедленно удовлетворяет. Казалось бы, надо радоваться, что на высшем законодательном уровне озаботились созданием питательной среды для мелкого предпринимательства, но лично меня напрягает один момент.
Некоторое время назад боролись с мелкой розницей и общепитом, так как не было возможности гарантировать качество продуктов и легальность продажи в магазинчиках, а в кафешках обеспечить соблюдение простейших норм приготовления пищи и хранения продуктов. Успешно позакрывали все, а теперь возрождаем, но на каком уровне?
Больше кофейных форматов хороших и разных
Сейчас возникает много интересных проектов – кофейных, фастфудных. Для примера, мне очень понравился проект ребят с дальнего Востока - сеть автокофеен Coffee Machine.
В Америке формат drive throuh сильно развит. Коллеги подметили, что Владивосток – автомобильный город, где негде выпить хороший кофе и адаптировали давно известную модель под свои реалии. Получились небольшие по площади кафе со спокойным дизайном, строго выверенное меню и отличный кофе. Здорово – да!
Основатели сети очень подробно описали, как открывают новые точки, как поддерживают уровень качества и т.д., я не увидел только одного – ИТ-решений, которые объединили бы все точки в сети в одно целое и поддерживали стандарты ведения бизнеса. Все построено на интуиции и доверии к конкретному управляющему и команде развивающей новую точку. Человеческий фактор рулит в полный рост.
100500 раз проходили в самых разных ситуациях, что если какую-то техническую операцию обслуживания кофемашин можно не сделать и не получить за это по голове моментально, то на эту функцию операторы забьют. Рано или поздно, по уважительной или нет причине, но забьют. Контролировать ежедневную промывку молочной системы и еще более 400 параметров состояния кофейного агрегата может только автоматический мониторинг – система BMS Coffee Control или ее аналог. (Аналог пишу для соблюдения паритета, аналогов-то пока по сути нет).
Если на кухне есть холодильное оборудование и печи, а как им не быть, если присутствует фастфудное меню, то объективно контролировать температурный режим может опять же только автоматическая система.
Даже для контроля выкладки сосисок на гриле есть свое ИТ-решение. Крупные сетевые компании вроде Макдональдса тем и сильны, что у них-то как раз все бизнес-процессы регламентированы, поставлены на поток и контролируются ИТ-решениями. Просто покупатели не видят этой изнанки фастфуда.
Капля ИТ есть в каждой чашке хорошего кофе
На Руси высшим мастерством считалась такая вышивка, у которой лицо от изнанки было не отличить. Так вот крупный сетевой фастфуд как и раз и создает такую точку общепита, где на невидимой глазу стороне «работы» нет ни узелков, не перепутанных нитей. Понятно, что он тоже лажает, иначе, откуда постоянно вплывают скандалы про качество у крупных сетей фастфуда. Но общее направление движение именно таково – оцифровать все критически важные для бизнеса операции и доверить их контроль технологиям. Сейчас идет роль о том, чтобы оцифровать все операции, а далее уже работать с помощью ИИ над задачками с неопределенными условиями (это все истории про персонифицированные заказы для клиентов и прочее).
Я для создания обзоров стартапов в ритейле читаю очень много и вижу, что нет буквально ни одной операции, которая не проходила бы апгрейд в свете цифровизации, но это все зарубежный опыт. Для российской мелкой розничной торговли и небольших кафе, что полеты на Луну, что удаленный мониторинг кофемашин - равноудаленные технологии, не имеющие ничего общего с их реальностью.
Однако без фудтех составляющей современный общепитовский проект не может состояться. Получается бег по кругу. Сейчас разрешат автолавочки и ларьки, потом точно так же прикроют, с тем же самым обоснованием. Остается протестировать идею о том, что если предложить мелкому бизнесу ИТ-платформу предоставляющую цифровые услуги, то он не проигнорирует ее в надежде на «авось», а воспользуется шансом остаться в этом мире всерьез и надолго.
По крайней мере, мне кажется, что проекты вроде кофейных pit-stop во Владивостоке будут отлично агрегироваться в платформу, создаваемую BMS LLC. Нужный уровень готовности у них уже есть.
P.S. Вот так идею фуд-траков реализует Shell >>
Фуд-траки Deli2Go Food Truck реализованы как супер-экологичные ритейл-точки. Эталоны эко- и энерго-эффективного подхода, в которых также задействованы оригинальные возможности оплаты покупок. Так что технологии на первом месте.