Выход на международный рынок. С чего начать? Как составить план, этапы выхода, список вопросов
Выход вообще не очень подходящее слово. Важнее не выйти, а войти. А когда вошел - получить то, зачем пришел. И не про��**ть при этом много денег.
Всем привет, я Виктор Иконников, помогаю компаниям из России выходить на международный рынок. В этом материале общий фреймворк проекта по экспансии на основании моего личного опыта работы с разными рынками и бизнесами.
Основные этапы:
1. Исследование
- Сформулировать список рынков которые нам потенциально интересны
- Собрать информацию об этих рынках (размер, конкуренты, особенности, подходит ли продукт на этом рынке, подходит ли as is или нужны изменения)
2. MVP
- Минимальное количество действий чтобы продукт мог работать на выбранных рынках (через агентства, партнеров, аутсорс)
3. Тестирование
- Начать продавать на этих рынках
4. Чистка
- Определить рынки-лидеры - те, на которых наш MVP показывает наилучшие результаты, укладывается в юнит-экономику
- Рынки которые работают в убыток - отказаться
- Не в убыток, но не лидеры - не вкладывать в них усилия, если это возможно. Если тратятся ресурсы/фокус - отказаться
- Лидеры - усилить
5. Усиление
- Оценить какие улучшения максимально увеличат продажи за промежуток времени, составить роадмап
- Переводить экспертизу извне (с партнеров) на себя
- Переводить операции и процессы извне (например логистика и маркетинг) на себя, там где это экономически целесообразно
Далее из каких подзадач строится выход на новый рынок. И возможные сценарии как их сделать на этапах MVP и на этапе Усиление. На этапе сбора информации это вопросы, на которые надо ответить.
Цель этапа MVP - войти на рынок, получить первые продажи, не работать в убыток. Сделать это максимально быстро и без вреда основному бизнесу.
Цель этапа Усиление - занять максимальную долю рынка. Собрать знания, экспертизу внутри компании. Переводить операции и бизнес-процессы на себя.
Маркетинг
Как пользователи узнают о нашем продукте? Например: платная реклама (facebook, google), influencer'ы, маркетплейсы (amazon, ebay, wish...), выставки, SEO и т.д.
MVP: текущая команда или агентство. Выбрать перспективные каналы, протестировать каждый
Усиление: отдельная команда: прокачивать каналы, которые показали эффективность
Каналы продаж
Где будут покупать наш продукт? У нас на сайте или на маркетплейсе или в оффлайне или еще где-то?
MVP: выбрать не более 3 наиболее перспективных. Оффлайн скорее всего не трогать, начать либо с сайта либо с маркетплейсов
Усиление: зайти во все каналы, в порядке от наиболее эффективных к наименее. Эффективность состоит из объема, стоимости, сроков запуска
Логистика
Как продукт дойдет до покупателя? Откуда будем отправлять? Будем ли хранить в стране отправки и отправлять оттуда? Что с возвратами?
MVP: 3-rd party logistics или FBA или отправка Почтой России
Усиление: сравнить, но чаще всего 3PL или FBA все равно будет выгоднее, чем делать свой собственный склад и fulfilment
Продажи
Нам нужен отдел продаж? Кто будет заниматься продажами? Как они будут это делать?
MVP: руководитель из текущей команды, продажники - part time локальные фрилансеры
Усиление: локальные продажники на fulltime, необязательно в офисе
Локализация
Кто будет переводить, как пользователь будет попадать на соответствующую версию сайта, как переводы будут реализованы на уровне сайта, как будут интегрированы во все процессы в компании: разработки, дизайна, маркетинга. Локализация SEO.
MVP: зависит от текущей архитектуры продукта. найти самое быстрое решение
Усиление: реализовать хорошее решение, которое не тормозит в дальнейшем развитие продукта на каждом из рынков
Адаптация
Надо ли что-то изменить в продукте для этого рынка? Например состав, упаковку, в случае с интернет-магазином - ассортимент, и т.д.
MVP: если ничего не менять, качество продукта можно оценить как "удовлетворительно"? Если неудовлетворительно - надо менять
Усиление: как адаптировать продукт чтобы было "отлично", а не "удовлетворительно"? Бросить на это все силы
Прием платежей
Как пользователи платят в нужной стране? Картами или наличными или как-то еще? Какие методы оплаты им нужны? Как нам эти методы подключить? Если картами не платят, а платят курьеру наличными - влияет на логистику.
MVP: определить какие варианты оплаты "обязательные", реализовать только их.
Усиление: дать максимум нужных способов оплаты, чтобы пользователю было удобно - увеличить за счет этого конверсию в продажи
Поддержка
Кто будет поддерживать пользователей и покупателей? На каком языке? В каких каналах коммуникации?
MVP: найти аутсорс компанию
Усиление: собрать внутри из удаленщиков
Налоги
Какие и где мы должны заплатить налоги и сборы? Какие варианты в зав��симости от того, какая будет схема логистики и методы оплаты?
MVP: реализовать вариант который не будет убыточным или нарушающим требования регуляторов
Усиление: реализовать вариант при котором будет максимальная прибыль
Представительство
Нужно ли нам представительство или юр. лицо в данной стране? Или в какой стране нужно чтобы работать с данной страной? Пересекается с оплатой, логистикой, налогами
MVP: зависит от приема платежей, логистики, налогов, маркетинга, каналов продаж. Если можно - представительство не дел��ть
Усиление: надо делать, вероятно лучше делать представительство в одной стране, которая наиболее подходит для экспансии на несколько рынков (например США, Гонконг, Сингапур и т.д.). В каждой стране присутствия - скорее нет, но зависит от кейса. Другой момент - оценить какие льготы можно получить на месте (поддержка государства, льготы по налогам, технопарки и пр.)
Офис
Нужен ли нам офис? Для чего?
MVP: не нужен
Усиление: если будет продиктовано каким-то из остальных пунктов
Сертификация, лицензии
Надо ли сертифицировать наш продукт или получать лицензии в данной стране? Как это сделать?
MVP: начать делать как можно раньше
Усиление: патенты, торговая марка
Команда
Как будет организована наша компания? Разделение по рынкам или по функциям? Кто будет отвечать и за какие функции (маркетинг, продажи, продукт, поддержка, администрирование и т.д.) на каждом рынке
MVP: найти идеальную комбинацию которая: А) не повлияет негативно на текущий уже работающий продукт и рынок Б) позволит делать выход на новый как можно более быстро
Усиление: перестроиться так чтобы на всех рынках двигаться максимально эффективно, найти точки в которых лучше распределять один ресурс на все рынки (например разработка), а в каких наоборот распределить ресурсы и зоны ответственности (например маркетинг)
В этом материале я лишь перечислил список задач и вопросов, о которых надо подумать, когда вы собираетесь начать продавать свой продукт за рубежом. Без подробностей и деталей как именно решать ту или иную проблему.
Поделитесь в комментариях, какие темы стоит раскрыть подробно в следующих материалах? В какой теме у вас не хватает экспертизы и это тормозит рост вашего бизнеса? Маркетинг? Локализация? Или международная логистика? Или прием платежей?