Наняли кого-то "делать SEO"? Убедитесь, что они работают

Когда вы выбирали агентство для онлайн-маркетинга вы наняли то, которое умеет продавать себя. И не факт, что оно будет хорошо работать.

Агентство работающее "на троечку" может выжить и даже процветать. Не умеющее продавать - быстро умрет.

Бывают исключения, которые и хорошо продают и отлично работают. Обычно они дорого берут за свои услуги и не ввязываются в ценовую конкуренцию. Вот моё скромное мнение об устройстве этого рынка:

Наняли кого-то "делать SEO"? Убедитесь, что они работают

В этой заметке поделюсь своим способом простого, быстрого и бесплатного способа мониторинга пользы, приносимой SEO агентством.

NB. Извиняюсь за некоторую кривизну языка - это перевод моей-же англоязычной статьи, написанной для международной аудитории. По этой-же причине надписи на иллюстрациях не на русском. Зато в статье не будет ссылок на Телеграм канал. Правда будет на LinkedIn...

Fun fact. Запрос «как выбрать SEO-агентство» имеет сотни запросов к Гуглу в месяц в США. При этом не видно накакого поискового интереса к запросу «как контролировать SEO-агентство». Печально, но факт. Знаю по многолетнему опыту, что разумная степень контроля за агентством окупается многократно. Тот случай, когда минимальные вложения времени вернутся деньгами.

На всякий случай уточню. Я не против агентств. Более того - я можно сказать фанат аутсорсинга вообще и найма всякого рода агентств в частности. Чтобы быстро расти, надо прежде всего уметь масштабироваться и фокусироваться. Аутсорсинг помогает и с тем и с другим. В моей корпоративной карьере был момент, когда мы наняли больше двадцати (sic!) агентств по всему миру, которые занимались маркетингом и PR. Годовой бюджет на них был больше двух миллионов долларов.

Но за последние несколько месяцев во время аудитов на американском рынке я видел случаи, когда SEO-агентства брали ежемесячную плату, но ничего толком не делали. Уверен, в РФ эта практика тоже может быть распространена.

Возникает вопрос: «Как они отчитывались перед клиентом?». Ответ - заваливали данными. Десятки страниц, автоматически сгенерированных инструментами маркетинговой аналитики с красивыми диаграммами и таблицами. Откуда они аккуратно убирали все "красные зоны".

Просто удаляли данные о просадках в поисковой выдаче, оставляли только данные о росте. Колебания выдачи Гугла, восходящие графики и большие таблички выдаются за результат. Может звучать странно, но встречено уже не раз. Клиент не разбирается в теме, перегружен представленными ему данными и решает, что это слишком сложно для понимания. Он продолжает платить в надежде получить результат и опасаясь потерять существующий трафик.

Управление аутсорсингом требует времени и энергии. Вы наняли агентство, чтобы сэкономить время, и не планировали его тратить на контроль агентства. Понимаю! Поэтому очень люблю схемы, когда контроль тоже вынесен на аутсорсинг. Можно вовлечь другого подрядчика или специальный софт. Про «мета»-стратегию контроля с использованием других подрядчиков расскажу в другой раз. Это лютый энтерпрайз. Сегодня пишу про примитивную тактику, которую легко и быстро реализовать вообще без бюджета.

Итак. Единственное, что имеет значение в SEO, это какой рост продаж вы получите от органического трафика. Проблема в том, что связать деятельность SEOшников с доходами сайта часто бывает сложно, особенно в начале работы. Слишком многое влияет на результат — сезонность, другие каналы, атрибуция, кривизна аналитики и т.д.

Поэтому для контроля намного проще и надежней мониторить поисковую выдачи. Что бы ваши SEOшники не делали - их задача - добиться появления сайта в топе выдачи по релевантным ключевым словам. Это в будущем даст и траффик и продажи.

Воронка SEO результатов
Воронка SEO результатов

При этом роста трафика можно не видеть неделями или даже месяцами. Это происходит потому, что юзеры обычно кликают только сайты с первой страницы поисковой выдачи. Если ваш сайт занимает 19-е, 59-е место или вообще не ранжируется, он будет приносить одинаковое количество трафика - никакое. Согласно старому исследованию Backlinko , первое место в Google получает 27,6% всего поискового трафика. На первые три места приходится примерно половина всего трафика. Вот примерное распределение:

Распределение доли органического трафика по местам поисковой выдачи
Распределение доли органического трафика по местам поисковой выдачи

Но если сайт появился в топ-100 поиска и начал постепенно подниматься, улучшая свои позиции значит - SEO агентство делает свою работу.

Собственно в этом и заключается тактика. Регулярно отслеживать куда движется ваш сайт в поисковой выдаче по главным "бизнесовым" ключевым словам. При этом:

  • Будем мониторить только небольшое количество ключевых слов. Для начала достаточно десятка.
  • Ключевики должны быть максимально релевантны бизнесу. Я их называю "ДНК слова". Например, если у вас шиномонтаж в Мытищах, то запрос "шиномонтаж в Мытищах" напрашивается :-).
  • Регулярность мониторинга - залог успеха.

Остается два вопроса. Где взять этот список ключевиков. И как их мониторить. Тк каждую неделю вручную искать свой сайт в выдаче по каждому запросу и сравнивать с прошлым отчетом в ваши планы скорее всего не входило.

Где взять список ключевиков?

  • В начале пути лучше не усложнять. Просто открыть новый файл в Google Spreadsheet и написать десяток запросов как вы сами искали бы свой бизнес в поисковике. Для примера выше с шиномонтажом это могут быть "ремонт литых дисков", "сезонное хранение резины" "лазерная балансировка колес" и прочее в этом духе.
  • Спросить SEO-шников про топ-10 самых важных запросов. Они должны знать ответ, если вы работаете с ними больше недели. Заодно синхронизируете видение. Встречал примеры, когда на этом этапе выяснялось, что видение "важных" ключевиков у владельца бизнеса и спецов существенно отличалось. Например они собирались продвигать сборник рецептов на сайте пекарни. Это возможная SEO задача, но точно не приоритетная.

Как отслеживать результаты?

Напомню, статья писалась для Google и международного рынка. Поэтому пример ниже умеренно релевантен для Яндекса и РФ. Я решил его оставить для иллюстрации.
Если читатели могут посоветовать тул для бесплатного еженедельного мониторинга выдачи Яндекса в отправкой отчета на e-mail - напишите пожалуйста про него в комментариях. А пока вот ответ ChatGPT на вопрос об аналогах Semrush для Yandex:
Некоторые из наиболее популярных ПО для отслеживания ранжирования сайта по ключевым словам в Яндексе включают в себя:

Яндекс.Метрика - бесплатный инструмент от Яндекса, который позволяет отслеживать показатели трафика и ранжирования сайта по ключевым словам. Он предоставляет подробную информацию о поисковых запросах, позициях и кликах, а также позволяет сравнивать показатели с конкурентами.

Serpstat - это платный инструмент, который позволяет отслеживать ранжирование сайта по ключевым словам в различных поисковых системах, включая Яндекс. Он предоставляет подробную информацию о позициях, кликах, конкурентной среде, а также предоставляет отчеты, которые можно экспортировать.

Ahrefs - это еще один платный инструмент, который позволяет отслеживать ранжирование сайта по ключевым словам в различных поисковых системах, включая Яндекс. Он предоставляет подробную информацию о позициях, кликах, конкурентной среде, а также предоставляет отчеты, которые можно экспортировать.

ProRANK Tracker - это платный инструмент, который специализируется на отслеживании ранжирования сайта в Яндексе и Google. Он предоставляет подробную информацию о позициях, конкурентной среде, а также позволяет следить за изменениями ранжирования в режиме реального времени.

Отслеживать прогресс в ранжировании сайта будем тем-же софтом, которым, возможно пользуется ваше SEO агентство для работы и репортинга. Только вы будете использовать его для оценки прогресса в их работе. Вы можете поискать в Google «rank tracking tool» и использовать любой из них. В примере я буду использовать Semrush, тк просто привык к нему за 10 лет и у них есть бесплатный тариф.

1. Зарегистрируйте новую учетную запись. Вам нужен именно free account, поэтому можно не брать триалку и не вводить кредитку.

Наняли кого-то "делать SEO"? Убедитесь, что они работают

2. Остальные вопросы можно пропустить. Надо пробиться через UI на первый экран. Вот как он выглядит. Кликнуть на тул "Position tracking":

Наняли кого-то "делать SEO"? Убедитесь, что они работают

3. Теперь надо ввести адрес своего сайта, выбрать географию поиска для мониторинга и нажать «Continue To Keywords»:

Наняли кого-то "делать SEO"? Убедитесь, что они работают

4. Теперь введите список ключевых слов, которые вы хотите отслеживать, нажмите «Add to campaign», а затем «Start tracking»:

Наняли кого-то "делать SEO"? Убедитесь, что они работают

Сбор данных займет пару минут, и в итоге вы увидите примерно следующее:

Наняли кого-то "делать SEO"? Убедитесь, что они работают

Два основных элемента здесь — это список ключевых слов (слева) и ранжирование вашего сайта по ним в Google в выбранной географии. В примере выше я сделал скриншот через неделю после настройки кампании, чтобы показать, как выглядит отчет о ходе выполнения.

Во все детали отчета можно не вникать. Это проф ПО, большинство данных из которого вам попросту не нужны. Что важно - это знать список своих главных "ключевиков" и динамику изменения ранжирования вашего сайта.

Если у вас большой бюджет на SEO может иметь смысл купить платную подписку Semrush или другого аналогичного софта. Для США большой бюджет на SEO это $3000 и выше. Подписка стоит $120 и это отличное вложение 4% бюджета.

В остальных случаях используя описанную здесь тактику можно делать базовый мониторинг SEO успехов вашей команды тратя на это буквально пару минут в неделю. Многие инструменты кстати еще и техническое здоровье сайта раз в неделю тоже проверяют.

Я знаю CMO и даже CEO крупных бизнесов, которые используют расширенную версию этой тактики для целеполагания и мониторинга своих SEO команд. Как нибудь об этом тоже напишу, если у аудитории будет интерес к теме.

Зашла ли статья? Сильно ли кривой русский получился в переводе? Поделитесь, пожалуйста, мнением в комментариях. Обсуждение англоязычной версии в LinkedIn тут.

33
1 комментарий

Я знаю CMO и даже CEO крупных бизнесов, которые используют расширенную версию этой тактики для целеполагания и мониторинга своих SEO команд. Как нибудь об этом тоже напишу, если у аудитории будет интерес к теме.

У аудитории точно есть интерес )

Ответить