Как ни парадоксально, но жизнь каждого человека в современном развитом мире является предметом самопиара, если он хочет добиться успеха. Сегодня как никогда люди пользуются навыками самопрезентации и саморекламы, чтобы продать свои услуги, товары, навыки или личный бренд. То, что раньше было прерогативой больших компаний, сейчас является делом каждого отдельного человека. За примерами далеко ходить не надо: откройте инстаграм, и в восьми случаях из десяти это люди, продающие свои товары или предлагающие свои услуги. Мы видим, что страницы в соцсетях стали для людей своего рода площадкой, на которой они специально или непреднамеренно формируют некий образ. Каждая страница является примером профессионального или любительского пиара, хотим мы этого или нет.
Думаю, нет нужды говорить, что обозначает слово "пиар", это знают все.
Однако важно отметить, что пиар совершенно не тождественен рекламе, как думают многие. Реклама - это информирование потребителя о товаре. Пиар - это создание репутации, что само по себе является процессом гораздо более сложным и требующим навыков долговременного планирования.
Впрочем, давайте попробуем поговорить об этом более понятными словами.
О хрупкости и важности репутации.
Уоррен Баффет, мультимиллионер, произнес фразу, ставшую классикой:
"Требуется 20 лет, чтобы создать репутацию, и 5 минут, чтобы ее разрушить".
Преднамеренный vs непреднамеренный пиар и репутация.
Майли Сайрус и Линдси Лохан.
Знакомые имена, не так ли?
Обе в свое время прославились эпатажными выходками.
Специалисты по пиару говорят, что в случае с Линдси Лохан линия поведения был непреднамеренной, поэтому репутация актрисы была испорчена. Своими выходками она создала себе образ безответственного человека, не способного контролировать собственные действия. В Голливуде, где "время = деньги" подобное поведение является недопустимым.
Майли Сайрус же пользовалась черным пиаром как инструментом создания экстравагантной репутации совершенно намеренно, чем наоборот повысила к себе интерес и стала ролевой моделью для целого среза подростковой аудитории. Ее песни стали своего рода манифестами. А постоянные колебания между образом "плохой" и "хорошей" девочки (в свое время так делала Мадонна) - мощнейший инструмент, подогревающий интерес общественности.
"Кофемания" и ГВ. Starbucks и ЛГБТ.
"Кофемания", известная своими превосходными десертами, оказалась в центре большого скандала, когда один из официантов попросил мать с младенцем не кормить грудью ребенка в одном из ресторанов сети. Возмущенная посетительница написала в социальной сети эмоциональный пост, который вызвал волну горячих обсуждений на тему допустимости грудного вскармливания в общественных местах. Репутация заведения в глазах молодых мам висела на волоске. Но PR-служба "Кофемании" отреагировала оперативно: на своей официальной странице они опубликовали пост с извинениями, чем разрядили обстановку и восстановили свой позитивный образ в глазах определенного сегмента общественности.
А вот глава Starbucks поступил более опрометчиво, когда написал на своей странице в фейсбуке, что в его кофейне "не рады" тем, кто не поддерживает ЛГБТ-движение. Пост был очень быстро удален с его страницы и до официальных извинений дело не дошло. Инцидент не успел приобрести характер скандала, но это не могло не повлиять на репутацию данного заведения, например, в России. Это был крайне неосмотрительный шаг, с какой стороны ни посмотреть. По идее заведения общественного питания не должны принимать участие в идеологических или политических баталиях.
К чему я веду?
Репутация - многокомпонентное явление, неразрывно связанное с пиаром.
Она состоит из таких факторов как:
- количество упоминаний бренда в медиапространстве и публикаций на различных площадках
- общение с клиентами
- оперативная реакция на непредвиденные ситуации