АНАЛИЗ ЦА: Пошаговое руководство на примере сферического клиента в вакууме
Привет, меня зовут Иван, я digital-маркетолог веб-студии Pyrobyte.
Рассказ пойдет об одном из 5 фундаментальных анализов, которые применяю для построения маркетинговой стратегии. Чтобы материал лучше заходил возьмем для примера сферический завод по производству минеральных утеплителей в информационном вакууме, и на его примере рассмотрим как пошагово провести анализ ЦА и что потом можно с ним делать.
Поехали!
1 шаг: Определяем целевую аудиторию.
Для этого используем метод 5W Марка Шеррингтона.
Суть метода состоит в том, чтобы получить ответы на 5 вопросов.
- What? (Что?) – Отвечаем на вопрос, что мы продаем.
Для нашего завода ответ будет звучать следующим образом:
Продаем минеральную вату в упаковках по 5 листов 2Х2 и в рулонах по 15 на 2 метра крупным и средним оптом.
- Who? (Кто?) – Из первого вопроса вытекает второй: кто наш потребитель или кому мы продаем?
На этом этапе определяем основные сегменты с которыми будем работать.
Для нашего завода я выделил 3 группы клиентов:
1. Компании - застройщики многоэтажного строительства.
2. Строительные магазины.
3. Бюджетные организации в сфере госзакупок.
- Why? (Почему?) – Необходимо понять мотивы потребителя к покупке и на что он обращает внимание в процессе принятия решения.
Для этого анализируем отзывы клиентов, слушаем звонки отдела продаж, проводим опросы среди имеющихся клиентов.
- When? (Когда?) – Изучаем сезонность спроса через Wordstat Yandex, и смотрим, при стечении каких обстоятельств клиенту требуется наш товар.
- Where? (Где?) – Выясняем, где наибольшее количество потенциальных клиентов готовых к покупке.
Бюджетные организации лучше искать на портале госзакупок.
На застройщиков можно выйти на крупных тендерных площадках.
А торговые сети, скорее всего, будут искать информацию через поисковики и тематические порталы.
2 шаг: Подробно раскрываем каждый сегмент.
Люди покупают у людей, хотя и расплачиваются не своими деньгами. Поэтому нам важно в процессе анализа понять механизм принятия решения, чтобы грамотно построить воронку продаж.
Для лучшего понимания, сделаем описание представителя сегмента застройщика для нашего завода.
Социально-демографический портрет:
- Клиент: Федор Михайлович Достославский;
- возраст: 35 лет;
- Место работы: Руководитель отдела снабжения стройматериалами/ЛПР федерального застройщика "Ежевика";
- Покупать будет оптом большую партию, чтобы хватило на утепление 20 этажной новостройки в 2 слоя минимум;
- Обращает внимание на стоимость и условия покупки т.к. бюджет на закуп утверждается заранее.
В сфере строительства, покупка материалов происходит через объявление тендеров на собственной площадке либо открытой платформе.
Реже наш клиент будет искать информацию в поисковиках и напрямую выходить на завод чтобы купить партию материалов.
Боли:
- Поставщик не вовремя доставит товар;
- Выйду за рамки бюджета и сметы;
- Не хватит материалов для стройки;
- Поставщик профакапит сроки поставок.
Потребность:
- Найти поставщика материалов, способного в указанные сроки поставить указанный объем материалов, при этом качественных и недорого.
Критерии выбора:
- Условия поставки;
- Условия оплаты;
- Производственные мощности;
- Соответствие продукции строительным нормам и т.п.
Страхи перед покупкой:
- Поставщик не уложится в сроки;
- У поставщика произойдет накладка и не сможет сделать нужный объем материалов;
- Долго будет доставлять и т.п.
Возражения:
- Не устраивает цена;
- Не устраивают сроки;
- Не устраивают условия доставки и т.п.
Мотиваторы:
Базово выделяем 8 мотиваторов:
- Комфорт;
Отвечаем на вопрос "Как я могу обеспечить комфорт в работе с клиентом?"
- Престиж;
К примеру, можно делать минеральную вату черного цвета и преподносить ее как утеплитель элитного класса.
- Безопасность;
Тут мы можем сказать о безопасности расчетов и готовности быстро решать форс мажоры.
- Выгода;
Придумываем заранее как можем с позиции выгоды заинтересовать клиента.
- Любознательность;
Если утеплитель делается по уникальной технологии или из уникальных материалов, стоит об этом рассказать.
- Общение;
Процесс взаимодействия с клиентом, служба поддержки, сервис, выделенный менеджер и т.п.
- Авторитет;
Сюда относим сертификацию товара, соответствие требованиям различных инстанций.
- Здоровье.
Отвечаем на вопрос, насколько товар безопасен для здоровья.
3 шаг: Проанализировать поведенческие характеристики и понять кто и что влияет на клиента в процессе принятия решения.
Интересы клиента:
- Исследуем прямые интересы клиента в сфере нашего продукта:
К примеру, для нашего клиента прямыми интересами будет изучение технологий строительства, новых стройматериалов, законов, СНИПов и т.п.
- Исследуем косвенные интересы нашего клиента:
Продажи недвижимости, поиск новых тендеров на застройку, и т.п.
Кто или что влияет на решение клиента:
- Руководство;
- Надзорные органы;
- Лидеры мнений;
- Эксперты отрасли;
- Коллеги по цеху и т.п.
Сейчас практически в любой сфере есть свои лидеры мнений, блогеры, эксперты и т.п. Можно изучать их контент, а можно создать собственный блог и стать лидером мнений в своей отрасли.
Источники информации которым клиент доверяет:
Формируем список газет, журналов, тематических пабликов, и т.п. которые впоследствии могут стать новыми каналами коммуникации с клиентом.
Изучаем покупательскую активность клиента:
- Что покупает до нас? (бетон, кирпичи, арматуру, и т.п.);
- Что покупает после нас? (отделочные материалы, штукатурку, керамику и т.п.);
- Что покупает вместе с нами? (крепеж, леса, и т.п.).
Эта информация поможет найти компании и организации с которыми можно наладить партнерство и совместно получать заказы.
4 шаг: Исследуем поведение клиента на разных стадиях потребности и способы взаимодействия с ним.
Используем для этого лестницу Ханта.
- Ступень 0: клиент не видит проблемы.
Соответственно и работать с клиентом на этой стадии мы не будем...
- Ступень 1: проблема есть, но решений нет.
Работаем с помощью контента и информируем клиента о своем решении. Размещаем статьи в тематических изданиях по стройке, выступаем на конференциях, пишем гайды, инструкции, делаем видео-обзоры на продукт.
- Ступень 2: поиск решений.
Работаем с помощью поисковой рекламы, и SEO и информируем о нас.
Настраиваем поисковую рекламу по околоцелевым и целевым запросам, пишем статьи по SEO ключам, заходим на тендерные площадки и откликаемся на тендеры.
- Ступень 3: решение найдено, но его преимущества не очевидны.
Работаем с помощью лендингов, презентаций, и подключаем отдел продаж.
Поисковая реклама по прямым запросам, контент, лендинги, продающие страницы, красивые презентации продукции и работа отдела продаж.
- Ступень 4: преимущества решения известны, но клиент не убеждён.
Работает отдел продаж, а задача маркетинга на этом этапе разработать дополнительные плюшки в виде программ лояльности, скидок, условий и т.п. которые помогут убедить клиента.
- Ступень 5: клиент покупает.
На этом этапе важно оказать сервис который сделает клиента постоянным.
РЕЗУЛЬТАТ.
В результате проделанной работы у вас появится майнд-карта размером с половину футбольного поля. А также список площадок, где можно найти клиентов, список каналов и способов коммуникации, и понимание, на какой стадии и каким образом взаимодействовать с клиентом.
От того, насколько качественно проделана эта работа, зависит фундамент маркетинговой стратегии и ее дальнейшая реализация.
Ну и в конце немного статистики.
80% компаний строят свою стратегию вокруг 3 и 4 стадии теплоты потребности, вкладывая бюджеты в рекламу и конкурируя между собой по цене.
10% компаний помимо 3 и 4 стадии стараются охватить 2, участвуя в тендерах и выставках. Тут меньше конкуренция но больше работы в долгую.
7% начинают выстраивать отношения с 1 стадии вкладывая усилия в контент.
3% работают с нулевой стадии формируя тренды.
У меня дипломная работа была "Маркетинговые исследования цветочного бизнеса".. Было оригинально).. В 2010...
Аналитика всегда актуальна.
Третий шаг прям зацепил. Очень подробно всё расписано. Большое спасибо за статью!
Всегда пожалуйста!
интересная статья
Спасибо
зашел только из-за обложки, начал читать и сразу перестал