Постоплаты убивают бизнес агентств - как с этим бороться
Российский рекламный рынок очень много перенял у американского: офисы крупнейших сетевых агентств, брендов, схема работы с клиентами. И конечно же – постоплаты как неизбежный факт. Суровые правила касаются далеко не только сферы маркетинга, но рекламные агентства особенно эффектно применяют весь накопленный опыт в коммуникациях для борьбы с существующим порядком.
Международные кейсы
Канадское агентство Zulu Alpha Kilo который год выступает рупором всего рынка, регулярно создавая проекты на тему токсичных бизнес-практик в рекламе. Наверняка все вы видели эту серию, посвященную неоплачиваемым тендерам, ведь она попала во все мировые отраслевые СМИ:
Обувной ритейлер Payless за полгода так и не расплатился с креативным агентством, которое придумало и провело (за свой счет) самую громкую промо-кампанию в истории бренда. Потери агентства оценивают в сумму 500 000 долларов, и шансы вернуть затраченное эксперты предсказывать не берутся, но менеджмент клиента уже заклеймили во всех ключевых тематических изданиях.
В Великобритании проблема постоплат решается на уровне правительства. После громкого массового бойкота ряда крупных корпораций со стороны их поставщиков и подрядчиков министр по развитию малого бизнеса открывает онлайн-приемную, где можно заявить о самых вопиющих случаях задержек оплат оказанных услуг, а государственные компании обязывают оплачивать 90% счетов малому и среднему бизнесу не позднее, чем через 5 дней.
А что у нас?
В России же первоапрельская кампания “Первого Креативного Банка” стала первым настолько массовым высказыванием на тему негативного влияния практики постоплат на бизнес рекламных агентств.
Для банков рекламный бизнес - высокорисковый, кредитуют его сложно и дорого. Поэтому инициаторы проекта решили формализовать реальное положение дел на рынке, просто назвали вещи своими именами: если каждый рекламодатель может получить креатив уже сейчас, а заплатить за него когда-нибудь потом, не пора ли объединиться и кредитовать клиентов уже официально?
Основатели Банка - 16 организаций из Клуба креативных директоров, профильного коммьюнити рекламистов: креативные, digital, event и PR-агентства. AdvertSolutions, Aic, AILOVE, Anybodyhome, dark market agency, Deluxe Interactive, DEPARTÁMENT, Fistashki, Fury, Graphic Productions, ONE TOUCH, Possible, REDKEDS, RODNYA Creative PR Studio, ZUPER, “Восход” объединили свои усилия, чтобы ни одному бренду в России больше не приходилось искать деньги на предоплаты или платить за еще не завершенные рекламные проекты до подписания закрывающих документов.
В официальном заявлении говорится, что Банк будет задавать новые стандарты лояльности и клиентоориентированности в сфере рекламы, PR и маркетинга: не только брать на себя качественную реализацию проекта, но и снимать бремя финансового груза с плеч рекламодателей.
Участники проекта иронично объясняют свое решение тем, что, хоть раньше им и приходилось закладывать собственные квартиры, чтобы держать бизнес на плаву, сейчас у рекламных агентств появились сверхприбыли и возможность ждать денег от клиентов сколь угодно долго - хоть 99 лет.
Исходя из опыта реальной работы с крупнейшими брендами России и мира, основатели Банка предлагают будущим клиентам все, что те только могут вообразить: полгода работы креативной и медийной команд, голливудский продакшен, букирование площадок (от «бара на районе» до «Олимпийского») и выплата гонораров привлеченным селебрити (от наноинфлюенсеров до мегазвезд). “Первый Креативный Банк” возьмет все эти статьи расходов на себя. Маркетологам остается спокойно дождаться согласования от отдела закупок и оплатить “необременительный для серьезного бизнеса процент”.
Реакции от рекламодателей пока не последовало, но горячая поддержка сообщества российских агентств позволяет надеяться - эта первоапрельская акция начнет важную для всего бизнеса дискуссию об этичном отношении крупных корпораций к контрагентам.