Какие маркетологи останутся востребованными в новой парадигме маркетинга
Об этом рассказал один из наиболее влиятельных директоров по маркетингу в мире, по мнению Forbes
В эпоху, когда над всем властвует ИИ, на дворе глобальный кризис, средний человек не способен задержать своё внимание на чём-то даже 8 секунд.
А ¾ людей не способны хранить верность даже своим супругам – не то что брендам…
Об этом вышедшая недавно книга Раджа Раджаманнар – директора по маркетингу и коммуникациям Mastercard.
«Квантовый скачок маркетинга. Если не внедрите это сегодня, вашей компании не станет завтра».
Прочитав, я выписал ключевые идеи книги и решил выложить их здесь.
Автор начинает с экскурса в историю маркетинга – раздел не особо практичный.
Но обзор рекламных баннеров из античной Италии позволит вам блеснуть в тусовке своим широким кругозором.
А логика развития рекламных обращений к аудитории понять – почему объявления газет столетней давности такие стрёмные.
Всю историю маркетинга и рекламы Раджаманнар делит на 5 стадий. Причём первая стадия – это вся история человечества до начала 20 века.
Сейчас мы врываемся в 5-ю стадию. И лучше каждому быть к ней готовым уже сейчас…
Интересно, как маркетинговая коммуникация за 20 век стремилась всё больше и больше управлять эмоциями потребителя – ведь стандартное массовое производство постепенно сделало продукты примерно одинаковыми по своим свойствам и качеству.
Затем появился Интернет, он навсегда разделил маркетологов на два лагеря.
«По одну сторону расположились маркетологи-консерваторы, которые мыслят в рамках четырёх «координат», отлично разбираются в позиционировании, воронках продаж и других основополагающих понятиях. А по другую сторону расположилось новое поколение – современные маркетологи, которые развиваются в совершенно ином направлении. Вся их деятельность сосредоточена на данных, технологиях, экспериментах, тестах, высокоавтоматизированных системах и программатике. Их вообще не волнует, что там лежит в основе маркетинга».
«Технари» выбили «стариков» и правили до сих пор миром рекламы.
Однако…
Проблемы у маркетологов только начинаются. Ведь мы сейчас переходим к Пятой парадигме маркетинга.
«Маркетолог должен знать, как влиять на выбор компьютера».
Если раньше сайту компании достаточно было быть в ТОПе поисковой выдачи, то завтра потребитель обратится за советом к смарт-колонке, подключённой к ИИ.
Машина снабдит клиента всей исчерпывающей информацией по запросу и укажет поставщика решения. Потребителю достаточно лишь сказать «да». Самому искать, переходить по сайтам, сравнивать и обзванивать больше не надо – машина решает задачу за считаные секунды. Запоминая предпочтения и каждый раз всё точнее угадывая желания покупателя.
И как сделать свой продукт тем единственным вариантом для потребителя? Ведь в этом случае только один продавец получает всё! Остальные – ничего.
Проведя анализ и поставив диагноз маркетингу завтрашнего дня, автор указывает путь изменения подхода к работе маркетолога, который сможет вывести бизнес из этого лабиринта вызовов к свету высоких продаж.
Раджаманнар указывает на следующие технологии, в которых обязан разбираться маркетолог, если собирается остаться в профессии в ближайшие годы:
· Анализ больших данных
· Искусственный интеллект
· Блокчейн
· 5G
· Дополненная реальность
· Виртуальная реальность
· 3D-печать
· Интернет вещей (Internet of Things, IoT)
«Лучшие друзья маркетологов – это IT-специалисты и юристы, которые помогут взять маркетолога за руку и провести между Сциллой и Харибдой вызовов стремительно меняющей технологической среды и ожесточающихся юридических норм».
Но только использование технологий не спасёт бизнес в новую парадигму.
Сегодня добраться на фоне нескончаемого потока информации до сердца и разума потребителя не так уж и просто.
Как это сделать?
Об этом в главе «Пять чувств».
«Изучив подсознание потребителя, маркетолог способен добыть бесценные сведения, которые в дальнейшем позволят в разы повысить действенность рекламы».
В книге конкретные подходы, применяемые автором в его бизнесе (и в других ведущих компания), чтобы узнавать о чувствах потребителя, прорываться к его сердцу через плотный занавес информационного шума.
В главе «Новое представление о лояльности» автор просто показывает тот психологический механизм, который действительно удерживает лояльность вашего клиента, несмотря ни на что.
Напоследок вот такое шокирующее утверждение от Раджы Раджаманнара.
Вы продаёте туры. И вам доступны вроде как все возможные данные о вашей целевой аудитории.
Вы знаете, как люди выбирают точку назначения, как оценивают варианты, сравнивают стоимость, бронируют отели и так далее.
Вы знаете, какие у потенциальных клиентов могут быть потребности, возможности, в какое время и на какой срок они готовы отправиться в путешествие, удобнее им приобрести путёвку через турагента или покупать билеты напрямую.
Эти сведения актуальны? Несомненно.
Насколько они полезны? «Ни капли», – говорит автор.
Только не спешите спорить.
Сначала посмотрите доводы автора в последних главах книги.
Книги, которую написал человек, превративший Mastercard из отстающей компании в самую быстрорастущую в своей нише.
В посте намешаны кони и люди. Старые и новые маркетологи? Чего? Вы серьёзно?
Человеки, которые про тесты, таргетинги и дирехт — это специалисты по рекламе.
Человеки, которые про продукт, позиционирование и исследования — это маркетологи.
Профессия маркетолога появилась ровно тогда, когда появилась торговля. (Об этом мало кто знает, но маркетологи являются представителями древнейшей профессии — только тогда названия ей не придумали).
Древние купцы использовали маркетинг-микс: продукт — цена — место — продвижение.
Про умную колонку и ИИ крутой довод, однако ИИ в ближайшее время напичкают рекламой и будет всем продвигаторам счастье.
Хороший аргументы. Жаль автор книги не сможет с вами подискутировать )))