«Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды для сохранения памятников культуры»
В марте 2023 года издательско-полиграфическая компания «Актис-Медиа» представила бренд «РубльСувенир» — серию оригинальных сувенирных купюр с надписью «Ноль рублей» и изображениями объектов национальной гордости России. Мы поговорили с директором по развитию компании Александром Чаллаари, чтобы узнать о проекте подробнее.
Вот что мы обсудили и узнали:
— Александр, давайте сразу поговорим о продукте: что особенного в ваших купюрах? Чем они отличаются от сувенирных банкнот, которые мы привыкли ещё с 90-х видеть в магазинах с товарами для праздников?
— Разница колоссальная с точки зрения и назначения, и исполнения, и художественной ценности. Вы правильно охарактеризовали назначение купюр из банка приколов — это флаеры, которые можно использовать для костюмированной вечеринки, игры с детьми в магазин или в качестве закладки в книгу. Покупатели не относятся к ним серьезно и многого от них не ждут.
Сувенирные купюры, которые мы выпускаем под брендом «РубльСувенир», совершенно другого качества. Они печатаются на специализированной банкнотной бумаге с использованием металлизированной и оптически переменной краски, имеют более 20 элементов защиты: микротекст, микроузор, водяной знак, собственные уникальные номера. Некоторые детали видно только в ультрафиолетовом спектре.
Купюры с надписью «Ноль рублей» имеют самостоятельную художественную ценность, а не копируют настоящие деньги — законом запрещена любая имитация денег. Мы же создаем продукт, направленный на популяризацию культуры, спорта, науки и развитие туристического потенциала регионов. А путешественникам предлагаем качественный сувенир, который приятно держать в руках и можно привезти в подарок друзьям или коллегам.
— Как пришла идея проекта и сколько времени заняла разработка таких сложных сувениров?
— Мы давно искали нишу, в которой могли бы выпускать продукцию под собственной торговой маркой. Так мы хотели диверсифицировать портфель, поскольку «Актис-Медиа» всегда работала под брендами заказчиков. Такой творческий поиск побуждал смотреть по сторонам и искать вдохновение на разных рынках во время работы, в выходные, в отпуске — постоянно.
В одну из таких поездок в 2019 году в Париже я наткнулся на сувенирные купюры с нулевым номиналом Zero Euro и понял, что с помощью такого же инструмента, но уже у нас в России, можно рассказать истории о значимых объектах, событиях и персоналиях в области культуры, туризма и спорта. Как только вернулся, сразу пошел к нашей команде дизайнеров, на производство, к юристам с вопросом, реально ли запустить такой проект в нашей стране. Оказалось, что вполне, но есть свои нюансы и сложности.
И вот, спустя четыре года, в марте 2023 года, у нас уже есть рабочий прототип, первая линейка купюр и всё необходимое, чтобы создать новую нишу на рынке, при этом передав образы российской культуры таким необычным и оригинальным способом.
— Расскажите о нюансах: почему работа над проектом заняла столько времени?
— Уже через три месяца после появления идеи и первых консультаций мы открыли отдельное юрлицо для реализации проекта. Тогда официально началась работа над продуктом. Потом был 2020 год с пандемией коронавируса, которая частично затронула и 2021-й. Сейчас — западное эмбарго и почти полный блок на всю европейскую полиграфию (технологии, материалы, химию, краски и так далее). Пришлось искать альтернативы, пересматривать технологию. На всё это нужно время.
Если говорить о нюансах, то разработка проекта «РубльСувенир» состояла из трех частей:
- Художественная составляющая — идея серий купюр, оформительная история, ведь у нас высокохудожественный продукт. Нам важно, чтобы всё было разработано красиво и с высокой степенью детализации. Продукт должен вызывать приятные тактильные эмоции, а в перспективе иметь и коллекционную ценность.
- Технологическая составляющая. Мы хотели сделать сувенир максимально похожим на настоящие купюры. Значит, нужно было идти к тому, кто делает деньги и общаться. В России ограниченный круг экспертов в этом вопросе, производство лицензировано и требует специального оборудования. Переговоры с такими потенциальными партнерами непростые и занимают время.
- Правовой аспект. Во-первых, мы должны были удостовериться, что не нарушаем законодательство в части изготовления банкнот. Во-вторых, защитить авторские права на наш проект и связанные с ним продукты и решения. Поскольку мы действуем исключительно в правовом поле и выплачиваем вознаграждение каждой организации и лицу, чьи образы используются на банкнотах, было необходимо провести переговоры с правообладателями.
— Получат ли правообладатели какой-либо доход по итогам реализации банкнот?
— Конечно. Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды учреждений, занятых в сфере сохранения памятников культуры. Например, в качестве символа в Калининграде мы выбрали Кафедральный собор. С каждой проданной купюры будем перечислять по пять рублей в фонд собора, тем самым внося посильный вклад в наше общее достояние.
— Вы коротко упоминали о производстве. Расскажите, будете ли печатать продукцию в России или где-то за рубежом?
— Довольно расхожая фраза «Время печататься в России» как никогда актуальна сейчас. На старте проекта у команды «Актис-Медиа» не было опыта производства подобной продукции — мы всегда работали на рекламном рынке, на котором несколько иные требования. Но накопленный опыт реализации полиграфических проектов различного масштаба и уровня сложности помог успешно развить и новое направление. Мы смогли найти надежного партнера, который помогает с технической частью. Бумагу используем российского производства. Другой вопрос, что химия, краски и прочие составляющие — импортные. После известных всем событий выбор поставщиков значительно сузился.
Поскольку мы никогда не изготавливали защищенную печатную продукцию, нам было важно провести опыты: сделать несколько пилотных образцов и попробовать реализовать собственное видение на практике, в том числе протестировать цветопередачу и другие характеристики. Так мы поняли, например, что китайские чернила для ультрафиолетовой печати уступают европейским аналогам — они в полтора раза более тусклые, чем западные. Пришлось проводить больше тестов, чтобы технологически прийти к приемлемому результату.
Переговорный процесс тоже стал сложнее. В силу эмбарго некоторые поставщики, например, банкнотной бумаги, практически безальтернативны. Приходится подстраиваться под особенности консервативного ведения бизнеса, а это непросто, когда реализуешь инновационный и технологически сложный проект.
Некоторые просто не хотят сотрудничать, объясняя свою позицию небольшим (пока) размером нашего проекта на фоне огромных текущих федеральных заказов. Такая позиция временами удивляет: мы привыкли идти вперед несмотря ни на что, развиваться и сотрудничать, чтобы вместе достигать результата. Такого же отношения к бизнесу ждем и при переговорах. Радует, что текущие партнеры разделяют наше видение. Без лишней скромности могу сказать, что они у нас отличные.
— Ваши купюры очень похожи на настоящие деньги. Нужно ли было вам получать одобрение государства?
— В этом отношении непросто быть новатором. Так как подобного продукта в стране просто нет, никто не может дать однозначный ответ. Поэтому мы направили запросы во все, как мы считаем, заинтересованные инстанции, и получили ответы, что работать можно. Повторюсь, что мы не делаем деньги и не имитируем их. Мы создаем сувенирные купюры, имеющие схожую технологию производства, а ценность их определяется скорее эмоциональной и художественной составляющей, нежели биржевой.
Далее во взаимодействии с государственными органами и структурами будем исходить из обстоятельств. Самое главное, что мы делаем абсолютно легальный продукт, в основу концепции которого заложено соблюдение законных прав и интересов всех сторон, вовлеченных в его реализацию и дистрибуцию купюр.
Получается, что мы свои обязательства перед государством выполнили, формальные реверансы соблюли и получили ответы ещё на этапе патентования и защиты авторского права. Несет ли это риски? Возможно. Мы создаем новый продукт, который ещё никто не делал, а это всегда предполагает некоторую неопределенность.
— Кажется, что сейчас, на фоне развития внутреннего туризма, ваш проект очень комплементарен задачам государства. Ожидаете ли вы какую-то помощь от него?
— Наш проект направлен на популяризацию российской науки, культуры, искусства, спорта и внутреннего туризма, поэтому релевантен целям ряда госорганов. Сейчас мы хотим получить хотя бы формальную поддержку проекта от профильных министерств. Такой сигнал и сопутствующая информационная поддержка помогли бы ускорить и упростить переговоры с государственными учреждениями, а также региональными администрациями и их представителями.
Мы видим, что проект может быть интересен и полезен регионам, городам, музеям и галереям — выпуск купюр по индивидуальному дизайну может стать необычным сувениром для них, повысить узнаваемость среди российских туристов и даже стать самостоятельным информационным поводом. Кому-то это поможет привлечь дополнительных гостей или открыть дополнительный источник финансирования, вырученные средства от которого можно направить на развитие.
— Расскажите, какие у вас ожидания на этот сезон с точки зрения бизнеса? Как скоро планируете окупить проект?
— Сейчас мы делаем ставку на нашего отечественного путешественника. Учитывая данные Минэкономразвития о росте внутреннего туризма, потенциальными покупателями сувенирных купюр только в текущем сезоне станут более 30 млн человек.
Стартуем вместе с сезоном в мае в пяти городах: Москве, Петербурге, Калининграде, Казани и Дагестане. Приобрести сувенирные купюры в них можно будет в музеях и сувенирных лавках, театрах и галереях, вокзалах и аэропортах, учреждениях спорта и досуга, а также на маркетплейсах по единой розничной цене в 350 рублей. К концу лета планируем выйти во все города-миллионники, расширив коллекцию купюр.
Дальше вариантов развития много. Если хорошо разойдется первая лимитированная партия, перенесем опыт на новые регионы, а в первых пяти выпустим коллекции с новыми дизайнами. Будет много корпоративных заказов – проработаем и это направление тоже. Отдельный рынок — коллекционный. Вариантов много, что диктуется многомерностью и сложностью продукта. Выйти на полную самоокупаемость планируем уже до конца текущего года.