Как перестать терять на рекламе в Telegram - вычисляем накрученные каналы
В нашей развлекательно-познавательной телепередаче сегодня:
- “Какая еще аналитика?”
- Анализируем просмотры в канале под микроскопом
- Что там с самим трафиком в канале
- Активность в канале, метки в сервисах аналитики стоят не просто так, ER
- Ну что, теперь-то я могу закупать рекламу?
Промокод на скидку 8% - VIM
“Какая еще аналитика?”
Такой вопрос я уже не единожды слышал как от медиабаеров онлайн-школ, неопытных админов, моих учеников на старте занятий, так и арбитражников всех мастей. С первого взгляда может показаться, что если в канале стабильные, солидные охваты и канал подходит по тематике, то рекламу можно спокойно брать и просто ждать результатов. Увы, именно на этих честных людей и рассчитывают накрутчики: они нагоняют ботов, которые и “делают” эти самые просмотры в канале. Это очень дешево, а рекламу можно продать вполне за серьезные деньги. И вот через какое-то время после размещения рекламодатель с грустью узнает, что реклама за 50 000 рублей в крупном блоге про инвестиции принесла либо вообще ничего, либо какие-то скромные результаты, и разочаровывается в таком рекламном канале.
Сегодня мы научимся:
- анализировать накрутку просмотров
- проверять активность аудитории в канале
- искать нюансы в источниках трафика самого канала
- проверять уже замеченные в накрутке каналы в сервисах аналитики
Вкратце покажу как пользоваться tgstat.ru на примере канала моего друга, у которого кстати НЕТ накрутки и канал пользуется большим спросом у рекламодателей
Просмотры в канале под микроскопом представили?
Терминология: закуп - реклама, закупленная, например, под какой-то канал в близкое время в одном или нескольких местах.
Один из вариантов поимки накрутчика с поличным - проанализировать почасовые просмотры постов в канале, например используя https://tgstat.ru/
Приблизительные варианты нормы я нарисовал выше.
Сначала в первый час просмотры на пике (начало графика) и постепенно, довольно резко они уменьшаются (но не до нуля), затем через какое-то время выходит следующий пост и может появиться новый пик. Старый уходит вверх по ленте, но некоторые пользователи будут смотреть не только свежевышедший пост, но и более старый. Поэтому если посты выходят раз в пару часов, то на статистике могут появляться пики.
Также эти пики могут появляться на следующие сутки, поскольку часть пользователей открывает канал раз в несколько дней. Утром они листают каналы и могут долистывать до этого поста. Аналогичным образом контент может выходить раз в сутки или раз в несколько дней, формируя пологий скат — я нарисовал его красным.
Канал может закупить рекламу, и будет казаться, что есть какой-то “взрыв” просмотров, но это будет скорее всего на одном-двух-трех постах. Да и если присмотреться к этому после резкого пика, идет довольно плавный спуск.
Конечно в случаях если канал закупает очень много рекламы картина может быть иной. У всех каналов свой режим закупки рекламы, выхода постов и так далее, это нужно учитывать при анализе. Однако главное что надо понимать - получается вполне сглаженная и неоднородная картина.
Проще всего понять на реальных примерах (обратите внимание на подписи к фото):
Фото выше - так выглядит почасовая статистика для нормального канала
А так она выглядит для этого же канала, но в тот момент когда канал закупил большой объем рекламы (обратите внимание что тут прослеживаются похожие паттерны на разных постах - это все следы одного закупа)
А как же выглядят эти милые и пушистые котята которые накручивают?
Эти ребята довольно изобретательны , поэтому вариантов бывает много:
Самый очевидный пример: картина просто под копирку, а просмотры по всем остальным часам кроме первых практически идеальные. График будто рисовал преподаватель по геометрии.
Тут тактика у накрутчиков несколько другая: они пытаются показать будто есть некоторый закономерный спад просмотров, но все дальнейшие часы идут практически по нулям, что противоестественно
Еще одна жертва геометрии: обратите на то какие ровные получаются фигуры на графиках.
Всех накрутчиков выше объединяют схожие паттерны:
- Геометрически правильные фигуры на просмотрах
- Ровные просмотры по часам после спада
- Иногда нули просмотров на часах, следующих после пика (и вообще любые падения просмотров до нулей на графиках)
Обязательно смотрите аналитику по нескольким постам, поскольку сервисы предоставляющие её тоже могут давать сбои.
Иногда бывают случаи, когда более продуманные накрутчики смешивают реальный трафик и накрутку, тогда графики будут выглядеть уже несколько более реалистично. Что еще можно проверить в таком случае?
Что там с самим трафиком в канале?
Анализ истории закупов канала это отдельная и сложная тема, нужно детально изучать доноров (где покупал рекламу анализируемый вами канал), но вот вам несколько коротеньких лайфхаков:
Это здоровый канал - число подписчиков и суммарный охват бьются адекватно (число в столбце "новых подписчиков" это обычно не более нескольких процентов от цифры "суммарный охват").
Коллеги могут мне возразить и напомнить что канал мог закупаться в ботах и тогда это здесь не отразится. Это так, поэтому в таком случае в истории упоминаний (колонка "Упоминаний" - нажмите на любую подчеркнутую синюю строчку) вы увидите подобную картину:
А теперь взгляните на пример ниже:
Это же каким креативом надо заливать канал чтобы получать такую ничтожную конверсию? Даже просто ссылка без сопроводительного текста получила бы большую конверсию при таком количестве просмотров, чем здесь.
Другой пример:
В апреле и мае подписчики взялись из ниоткуда. Предположим, что это внешний трафик, который не регистрирует tgstat. Тогда почему с июня по август на миллионы просмотров вообще нет подписок, и сколько упоминаний в таком маленьком количестве каналов? Кстати, у этого канала есть метка накрученного.
Вывод: любые несопоставимые цифры в сервисе аналитике должны быть звоночком для вас.
Еще можно посмотреть а где канал упоминался (покупал рекламу), разговор про подборки и индивидуальные упоминания сейчас вести не будем, хоть это и весьма интересная тема, однако нас сейчас волнует пункт “В накрученных каналах”
Даже у самого чистого и прекрасного канала может быть до 1-2% упоминаний у накрутчиков. Где-то это из-за невнимательности закупщика, а где-то просто потому, что канал стал накрученным уже позднее. Иногда это вообще могут сделать специально конкуренты или разные обиженные, но ничего страшного в таком количестве упоминаний нет.
А вот тут уже иная картина: при таком проценте уже лучше на брать рекламу.
Активность в канале, метки в сервисах стоят не просто так, ER
Самый простой пункт: активность в канале. Много просмотров в канале? Если включены реакции и комментарии, то обращаем внимание на то, чтобы их не было слишком мало, но при этом и не слишком много. Допустим, в канале 10 000 просмотров на пост, 2 реакции и 1 комментарий — это мало. А вот если 1000 реакций на 10 000 просмотров — уже много, если это, конечно, не какой-то вирусный контент.
И в tgstat-е, и в telemetr-е накрученные каналы (но только те который уже поймали на этом и направили соответствующую жалобу) помечаются специальными метками и даже если владелец клянется, что все “по-чесноку”, луче призадуматься. Пример из tgstat ниже:
ER — это уровень вовлеченности.Он показывает, какой процент аудитории смотрит посты в вашем канале за какой-то период времени, чаще всего это сутки. Он зависит от разных факторов:
Возраста канала
Объемов закупки рекламы и того когда это было
- Тематики канала и так далее.
Есть живые авторские блоги, которые могут держать ER больше 50%, однако у большинства каналов он находится в диапазоне 5-15% для старых каналов и до 35% для новых, тут важно понимать логически реален ли такой ER для этого канала или нет, а также смотреть его динамику в том же tgstate (помните, любой резкий необоснованный приливом трафика скачок любого показателя - повод задуматься о том что канал накручен)
Помните: любой резкий необоснованный приливом трафика скачок любого показателя — повод задуматься о том, что канал накручен.
Ну что, теперь-то я могу закупать рекламу?
И да, и нет! Закупка рекламы - это всегда опыт. Однако чтобы научиться закупать рекламу… надо закупать рекламу. Необходимо учиться тестировать креативы, анализировать каналы и многое другое. Это вопрос практики и тайн мадридского двора тут нет. В своем блоге https://t.me/vimblog я делюсь информацией по телеграму, и в том числе по закупке.
Связь со мной: https://t.me/vladimirvim - консультирую и обучаю новичков и старичков телеграму (арбитражники, онлайн-школы и иной онлайн-бизнес, а также подсказываю как стартовать с каналами), помогаю с закупкой рекламы и любых иных вопросах.
Писал для моих друзей из Protraffic.com