Как не утонуть в «алом океане» и построить сервис финучета «не как у всех»
Стратегия голубого океана давно стала популярной — бизнес-коучи разных уровней советую не лезть в конкурентные ниши и создавать новый рынок. Мы не побоялись заплыть в опасные воды алого океана и смогли выстроить продукт, который круто отличается от аналогов. Рассказываем, как отстроиться от конкурентов, когда кажется, что отстраиваться нечем.
Что еще за алый океан 🤯
Привет!
На связи Лера — директор по маркетингу в сервисе учета денег бизнеса Adesk. На этот раз без лишних предисловий — перейдем сразу к делу.
Краткая справка для тех, кто далек от маркетинга и всех этих модных словечек.
Алый океан — это ниши с очень высокой конкуренцией. Отстраиваться тут непросто, а продвижение продукта превращается в бесконечную гонку: нужно постоянно совершенствоваться, чтобы клиент выбрал именно тебя. При этом компании в алом океане не создают чего-то принципиально нового — все делают плюс-минус одно и тоже, что только усложняет поиск УТП.
Мы создаем сервис финансового учета для бизнеса. Сейчас у вас наверняка всплыло минимум 3-5 аналогичных сервисов с похожим функционалом и задачами. Это и есть алый океан.
Почему именно финансы, ведь были менее конкурентные ниши
Adesk вырос из внутреннего продукта IT-компании. Тогда мы занимались разработкой софта на заказ и в какой-то момент поняли, что нам нужен инструмент, который облегчит контроль за финансами, продажами и hr-процессами. Подходящего решения на рынке не нашли и создали своё. Получилась многофункциональная система, которая помогала систематизировать и автоматизировать внутренние процессы компании.
Со временем поняли, что можем вывести свою разработку на рынок, но тащить все три направления тяжело, поэтому решили обрубить всё лишнее и оставить только финансы.
Вообще, основателю Adesk Степану Родионову было ближе направление hr — он чаще этим занимался и конкурентов тут было, как потом выяснилось, значительно меньше. Но почему-то решили, что надо продвигать именно финансовую часть нашего сервиса. Объективных причин для этого не было – просто карта так легла.
Тут я должна была рассказать, как мы углубленно анализировали конкурентов и думали, как от них отстроиться. Но нет. Мы провели поверхностный анализ, пообщались со знакомыми предпринимателями, приплюсовали к этому свой опыт и начали работу. Когда поняли, что нащупали спрос и получили первые оплаты от пользователей, настало время продвигать сервис.
Как отстраиваться от конкурентов, если отстраиваться нечем
Чем отличается iPhone от Samsung? Операционная система, название, иногда цена. Но задача у устройств одинаковая – с них можно звонить, сидеть в социальных сетях, делать селфи и играть в игры. Как в таком случае сформулировать преимущества одного перед другим?
Или другой пример — автомобильные бренды. Что BMW, что Лада продают средство передвижения, как тут выделяться? Но эти ребята — настоящие мастера отстройки и за их баталиями можно наблюдать, как за сериалом. Мерседес заявляет, что у него лучшая система стабилизации, Ауди уверяет, что без кватро вас ждет фиаско на дороге, а Бентли показывает конкурентам средний палец — в салоне их авто тишина, поэтому дрязги конкурентов им не слышны.
Мы не производим смартфоны или машины, но продвигаем свой продукт в таком же алом океане. Если посмотреть на сервисы финансового учета для бизнеса, станет очевидно — компании продают одно и тоже. Везде можно построить отчет ДДС, настроить правила автоматизации или подключить интеграцию с банком.
И кажется, что отстроиться тут практически невозможно, но продвигаться-то надо. Решили исследовать наши сильные стороны, пообщались с пользователями, покастдевили, посмотрели, что делают конкуренты и… бинго!
Мы сервис для предпринимателей который создают предприниматели! И чтобы внедрить его, вам не потребуется дорогостоящий финансовый директор.
Что предлагают наши конкуренты? Услуги финансового директора, сложное внедрение и прочий дорогой сервис. Нужно ли все это предпринимателю, который еще вчера вел учет в Excel (а то и вовсе не вел). Хочет ли он отдать кучу денег, чтобы финансовый директор сказал ему, как считать деньги компании? В малом и среднем бизнесе, на который нацелен наш продукт, скорее всего нет. И вот она наша фишка — мы сервис для предпринимателей от предпринимателей.
Мы создаем сервис для правильного управленческого учета в максимально дружелюбном интерфейсе. Наши пользователи часто говорят: первое, что они оценили в Adesk — его простота.
Мы выбирали между двумя сервисами и в итоге остановились на Adesk. Он показался более дружелюбным к пользователю.
Рассматривали несколько сервисов и остановились на Adesk – он показался максимально адекватным по функциям и настройкам. Все просто и понятно – без зауми.
По мере исследования рынка мы нашли еще несколько фишек, которых нет у конкурентов (или они это тщательно скрывают🙂). Прежде всего – онбординг, который сразу закрывает распространенное возражение о сложности финансового учета. Если у вас есть минимальный опыт учета денег бизнеса — вы легко справитесь с внедрением сервиса сами. Мы показываем, что малый и средний бизнес может считать деньги компании без финансового директора, который стоит 100500 рублей в месяц.
Когда предприниматель выбирает сервис финучета, он чаще всего сравнивает несколько вариантов. И тут Adesk однозначно выиграет — у нас дружелюбный и интуитивно понятный интерфейс и продуманный онбординг. Мы сразу «говорим»: вам не нужно разбираться в сложных терминах, формулах и куче непонятных кнопок.
Пользователю не нужно настраивать сервис по наитию – мы продумали все шаги и отразили их в краткой инструкции. А если у появляются вопросы – на помощь приходит служба заботы, которая оперативно отвечает и помогает разобраться. Кстати, говорят, что у нас самая оперативная техподдержка:)
Еще один важный элемент отстройки – искусственный интеллект, который лежит в основе мастера распределения операций. ИИ анализирует действия пользователя, обучается и со временем сам предлагает статьи, которые больше всего подходят к конкретному платежу.
Искусственный интеллект очень облегчает распределение операций, когда платежей по счетам проходит много или в компании большой список статей
Делать продукт «близким к телу» и максимально функциональным нам помогает опыт.
Во-первых, в разработке. До Adesk мы разрабатывали проекты разной сложности для российских и зарубежных заказчиков, поэтому набрались много опыта. Это позволяет нам реализовать почти любой функционал внутри сервиса – для этого есть и экспертиза, и внутренний ресурс.
Во-вторых, большой предпринимательский опыт – и у основателя компании, и у меня. Мы знаем, какие проблемы могут возникать у малого и среднего бизнеса и как иногда устаешь от сложного софта, внедрение и ведение которого отнимает все силы. Руководить компанией после такого финучета просто не остается ни времени, ни ресурсов.
И пока наши конкуренты занимаются развитием разных сложных плюшек, мы продолжаем делать сервис, который не уступает по функциональности, но не заставляет предпринимателя потратить все нервные клетки и кучу времени на финансовый учет. Считать деньги бизнеса в Adesk просто и понятно, потому что он сделан для людей. Можете убедиться в этом сами — сервис можно попробовать бесплатно.
Отстроиться от конкурентов в алом океане — легче, чем кажется
Даже в алом океане, на котором многие уже поставили крест, отстроиться от конкурентов можно. Мы привыкли, что отстройка — это что-то сложное, требующее огромных вложений (финансовых, временных, человеческих). Но часто преимущество компании лежит на поверхности. И, возможно, ваш продукт, как и Adesk, может подкупить своей простотой.
Вывод: не усложняйте:)