Предпроектная аналитика как способ успешно запустить проект
Основная потребность наших заказчиков — разработать качественный продукт, который будет полезен для пользователей, а также принесет прибыль в долгосрочной перспективе. Однако существует риск, что проект, в который были вложены деньги и силы, окажется невостребованным на рынке и, как итог, принесет только убытки. Снизить риски можно с помощью предпроектной аналитики. А что это и как проводится — расскажем ниже.
Кратко об аналитике
Что это такое?
Аналитика — развернутый, иллюстрированный таблицами и логическими схемами ответ на четыре простых вопроса:
- Что из себя представляет продукт?
- Для кого он?
- Что нужно сделать, чтобы продукт был интересен пользователю?
- Какой опыт получит пользователь, взаимодействуя с продуктом?
Для чего она нужна?
Как показывает статистика, 90% всех стартапов оказываются убыточными. 45% из них терпят неудачу из-за неправильной оценки рыночной ситуации, целевой аудитории. Еще 35% разрабатывают неудобный для пользователей проект или имеют проблемы с ценообразованием.
Используя данные из открытых источников, а также информацию, предоставленную клиентом, аналитик проводит множество исследований. Их результаты помогут определить лучшие решения для разработки и развития сервиса, выявить его слабые и сильные места.
Если заказчик впервые запускает онлайн-проект, он может не совсем понимать свои «хотелки» относительно конечного результата. Аналитика в таком случае помогает оценить сам продукт, его место на рынке, целевую аудиторию и многие другие факторы, которые на первый взгляд могут быть неочевидны.
В процессе разработки аналитика помогает:
- Синхронизировать видение заказчика и разработчика;
- Создать концепцию проекта и понять, как реализовать ее;
- Собрать воедино все знания о проекте, проработать и детализировать их;
- Собрать знания и хорошие практики для реализации проекта
- Найти подтверждения гипотезам.
Сколько стоит аналитика?
Чтобы это понять, необходимо определить, сколько времени будет на нее потрачено. Об этом мы подробно рассказывали в статье, посвященной стоимости разработки. Если вкратце, срок проведения исследований зависит от следующих факторов:
- Объема работ;
- Опыта команды;
- Сложности методик и инструментария;
- Глубины проработки.
Минимальный объем работ по аналитики у нас в студии 40 часов. За это время мы проведем конкурентный анализ и составим структуру сайта или мобильного приложения. Это будет стоить 80 тыс. рублей.
Можно ли отказаться?
Пропустить аналитику без больших потерь можно, если разрабатывается очень простой проект. Например, лэндинг, сайт-визитка или типовой интернет-магазин. В других случаях повышаются риски получить бесполезный, неудобный продукт.
Этап аналитики помогает сохранить средства заказчика в последующей работе. Мы в Пиробайт заранее оцениваем все риски и делаем все, чтобы свести их к минимуму. Это касается как разработки, так и самого продукта.
Аналитика необходима для проекта, если:
- Ранее вы не проводили исследований;
- У вас стартап или новый бизнес;
- Важно набрать аудиторию и окупить инвестиции;
- Это новый продукт, либо вы выходите на новый для себя рынок;
- Вы выходите в нишу с высоким спросом или высокой конкуренцией;
- И т.д.
Список можно продолжать до бесконечности, а потому проще подытожить фразой «аналитика нужна всем».
Видение проекта
Название этой работы можно понимать буквально. На этом этапе важно определить, правильно ли мы понимаем задумку заказчика, его пожелания и требования. Для этого создается карта ума, в которой закрепляются:
- Цели и задачи на проект;
- Цели и задачи заинтересованных в проекте лиц;
- Основную идею и направление проекта;
- Ожидания стейкхолдеров и способы их закрытия.
Если видение проекта рассматривать как самостоятельную работу, то она поможет заказчику точно сформулировать требования к будущему сервису. А это зачастую необходимо стартаперам и начинающим бизнесменам, которые не до конца определились с тем, что им нужно.
Так, например, в свое время закрылся проект Beepi. Он базировался на распространении автомобилей уже бывших в использовании, без привлечения к работе автодилеров.
Официальной причиной закрытия этого стартапа стали некорректно расставленные приоритеты. Кто знает, может быть, проработай они видение своего бизнеса заранее, у них все и получилось бы.
Конкурентный анализ
Помогает выявить конкурентов, выявить их слабые и сильные стороны. Есть готовый продукт у заказчика, но бизнес не идет — смотрим, по каким параметрам он отстает. Чтобы было полное представление — изучаем иностранные сервисы.
В процессе этого исследования появляется понимание:
- Что мы можем сделать лучше;
- Какие ошибки ни в коем случае не стоит допускать;
- Какие фишки и особенности можно перенять для лучшего пользовательского опыта.
Подробная информация о ситуации на рынке поможет определить, с кем предстоит соперничать после релиза и построить стратегию дальнейшего развития проекта.
Самый наглядный пример, когда пренебрежение конкурентами погубило бизнес — трагедия фирмы Polaroid. Попав в «ловушку успеха», опираясь только на свой опыт, компания пренебрегла необходимостью исследовать влияние конкурентов, совершивших переход на «цифру». Так они упустили возможность укрепить свою конкурентоспособность.
Анализ ЦА
Продукт делается в первую очередь для пользователей. Пользователи — это люди, у людей есть определенная проблема или потребность, которую может решить продукт.
Соответственно, задача этапа ЦА — понять, кто посещает наш сайт. Выявить их проблемы, задачи и найти возможность решить их с помощью нашего продукта.
Благодаря этому можно:
- Понять боли и потребности ЦА;
- Выдвинуть гипотезы относительности решения болей;
- Найти удачные решения;
- Наметить курс для дальнейшего продвижения.
Когда мы говорим про необходимость проводить анализ целевой аудитории, на ум невольно приходит General Motors.
Будучи одним из крупнейших производителей авто, GM ориентировалась преимущественно на прибыль от финансов, не обращая внимания на изменившиеся требования со стороны ЦА. Она пренебрегла улучшением качества своего продукта, не смогла адаптировать его к изменениям в потребностях клиентов.
Структура сайта/приложения
Структура обычно оформляется в виде карты ума в программе Xmind или Figma. На этом этапе подробно расписываются все необходимые экраны, их наполнение и взаимосвязи между разделами.
Структура является завершающим этапом предпроектной аналитики. Она составляется, опираясь на цели и задачи проекта, а также на данные предыдущих исследований. На ее основе потом создается прототип и прорабатывается логика будущего сайта или приложения.
Эта работа позволяет оценить масштабы проекта и сколько времени понадобится для его реализации. Необходима почти всем, ведь при самостоятельной разработке структуры заказчик может что-то упустить.
На что повлияет структура?
В первую очередь — поможет определиться, из чего будет состоять сайт. На этом этапе заранее определяются все необходимые экраны, а также их содержимое. Это сократит время на разработку дизайна и прототипа, так как студии не придется заниматься отрисовкой лишних страниц и элементов.
Кроме того, грамотно написанная структура сайта позволит продвинуть сайт в поисковиках. Достигается это следующим образом:
- Структура помогает исключить дублирующуюся информацию и страницы, которые могут определяться поисковиками как спам;
- Структурирование ссылок. Внутренние ссылки помогают пользователям и поисковым системам находить страницу;
И самое главное — структура позволит разработать сервис, пользоваться которым будет удобно. Следовательно, целевой посетитель дольше задержится на странице и с большей вероятностью что-либо закажет.
Пользовательские истории (User story)
Чтобы донести заказчику, какие функции будут у каждой роли на проекте, а также простым языком описать требования к этим функциям, аналитики составляют пользовательские истории. Этот этап помогает сделать продукт удобным и эффективным.
User Story (US) — описание функций сайта с точки зрения пользователя. Это краткая формулировка, объясняющая, что система должна давать пользователю в процессе взаимодействия.
Невероятно красивый сайт. Но как на нем должен ориентироваться пользователь не ясно, не понятно
US позволяет понять, какие функции важные, какие – второстепенные. А также спланировать работу над проектом так, чтобы в кратчайшие сроки выпустить стартовую версию продукта, с основными функциями, удовлетворяющими потребности.
Быстро запущенный в работу сервис поможет быстро оценить реакцию людей и собрать данные об удобстве продукта.
Сценарии взаимодействия (Use case)
Описывает, что конкретно делает сайт и его разделы. В отличие от US, UC делает это с точки зрения разработчика, а не пользователя, а потому на каждое действие детально прописывается отклик программы: какие кнопки срабатывают, какие окна открываются, куда подаются запросы и т.д.
Чем это полезно?
Наглядно показывает, какие взаимодействия и взаимосвязи могут быть на сайте;
- Позволяет описать и структурировать сложные процессы, что в дальнейшем упростит работу программиста и сэкономит время заказчика;
- Позволяет избежать ошибок, связанных с непониманием взаимосвязей элементов внутри продукта;
- Показывает сколько шагов делает пользователь для совершения целевого действия на самом деле, как взаимодействует при этом с интерфейсом. Это поможет в случае необходимости оптимизировать бизнес-процессы.
Аудит текущего проекта
Если заказчик приходит к нам не с пустыми руками, а для изменения уже существующего проекта, мы проводим аудит. Старый сайт или приложение и его исходные материалы (аналитика, дизайн, макеты и т.д.).
Задача этапа — выявить недочеты текущей версии и исправить их при разработке новой версии. Для этого сайт рассматривается по пользовательским сценариям. В отдельный документ выписываются имеющиеся проблемы и их решения.
Так, например, мы проводили аудит при создании сайта Гриль №1. Нам было необходимо понять, какие изображения и элементы верстки можно использовать для обновления дизайна, а также посмотреть, можно ли «реанимировать» изображения плохого качества. Подробно об этом мы рассказали в нашем кейсе.
Анализ на соответствие правилам сторов
Это обязательный пункт при разработке мобильных приложений. Ранее мы уже рассказывали об это процессе подробно, поэтому сейчас рассмотрим вкратце.
Анализ помогает выявить, соответствует ли проект требованиям магазинов приложений по оформлению, наполнению, тематике и многим другим параметрам. Примерный перечень требований мы уже показывали в предыдущей статье, а также показали, какие ошибки можно совершить, если пренебречь этим этапом.
Мы же начали делать этот анализ после истории, случившейся с одним из наших приложений.
При разработке приложения «Stay Home» мы не учли, что требования относительно проектов с ковидной тематикой обросли требованиями и ограничениями. Google Play и App Store добавили правило, по которому приложения, содержащие информацию о коронавирусе, должны выпускаться лицами, имеющими медицинскую лицензию.
На этом мы закончим первую часть нашего обзора. Мы рассмотрели базовые работы, которые проводятся в рамках предпроектной аналитики.
Помимо стандартных работ, наши аналитики могут провести бизнес-аналитику, продуктовый анализ и другие типы исследований, о которых поговорим в следующей статье.
Подписывайтесь на наш канал и блог в Телеграм, чтобы не пропустить новые статьи. А если вам нужно провести аналитику для собственного проекта — оставьте данные в форме обратной связи на нашем сайте.
Если у вас есть задача разработать сайт или мобильное приложение, то напишите в Телеграм, мы это обсудим: https://t.me/sashadzen
Заказать разработку сайта, веб-сервиса или мобильного приложения на нашем сайте: https://vk.cc/cuglQZ
Партнерская программа, где мы платим от 10 000 до 200 000 рублей за контакты тех, кому нужен дизайн или разработка: https://vk.cc/cuglXT
Телеграм-канал Саши Комбарова про управление агентством, проектами, людьми: https://t.me/sasha_kombarov
Телеграм-бот, который бесплатно выдает чек-листы, памятки и регламенты по управлению, маркетингу, аналитике, дизайну и разработке: https://t.me/regulations_pyro_bot