D$anticonf 2019: антиконференция для digital-агентств, которые хотят вырасти
21–22 мая 2019 года в Москве состоялась первая антиконференция для digital-агентств D$anticonf (или просто «Ди-Доллар») — мероприятие в абсолютно новом для рынка формате, собравшее на одной площадке 150 участников.
Два десятка экспертов из ведущих компаний — ADV, Agima, Notamedia, Kokoc Group, «БюроБюро», CreativePeople, 15 фасилитаторов, двое харизматичных ведущих и более сотни участников собрались вместе, чтобы найти ответ на главный вопрос небольших игроков — как добиться кратного роста на digital-рынке.
Мы не случайно назвали это событие антиконференцией. Разрабатывая концепцию D$, мы хотели уйти от классического формата отраслевых мероприятий с их марафонами по 15–20 докладов, которые только загружают слушателей информацией, не давая реальных знаний.
Чтобы изменить эту ситуацию, мы использовали различные образовательные техники и инструменты для управления вниманием и эффективного нетворкинга. Результатом стали полный зал на протяжении двух дней, новое отраслевое комьюнити в Telegram и большой объём полезных материалов по теме продаж, созданных самими участниками. Что для этого было сделано?
Как перестать ходить по кругу
Большинство участников digital-индустрии согласятся, что наш рынок далёк от совершенства: он страдает от непрозрачного ценообразования, отсутствия единых правил коммуникации с клиентами, повсеместного демпинга, диких условий на тендерах.
Одна из причин, по которой эти проблемы никак не удаётся побороть, заключается в том, что участники рынка не могут выступить против них вместе. Из-за нехватки знаний и опыта большинство компаний совершают одни и те же ошибки, невольно усугубляя ситуацию.
Все digital-компании развиваются по одному и тому же пути. На первой волне энтузиазма и энергии неведения молодое агентство довольно быстро достигает годового оборота в 20–30 млн рублей, и кажется, что так будет и дальше, но этого почему-то не происходит. Темпы роста компании замедляются, и даже то, что уже сделано, постоянно грозит «сдуться».
Чтобы выжить, приходится демпинговать, соглашаться на неудобные условия клиента, брать непрофильные проекты. Ручная оперативная подкрутка процессов даёт результаты. Я знаю десятки примеров компаний, живущих в таком формате, с годовым оборотом от 50 до 80 млн рублей. Но это режим постоянного стресса, растущих непропорционально расходам доходов, а ещё это выматывает и плохо прогнозируется.
Подсказать выход могли бы опытные игроки рынка, сумевшие преодолеть планку годового оборота в 100–150 млн рублей. У них совершенно другой уровень мышления, и они готовы делиться знаниями, но их останавливает одно важное обстоятельство.
Я не раз слышал от руководителей крупных digital-компаний, что они не видят смысла сотрясать воздух очередным докладом, зная, что это не приведёт к значительным изменениям на рынке.
Совокупность этих факторов подтолкнула к разработке совершенно нового формата — антиконференции, которая создаёт условия для эффективной передачи опыта.
День первый: как управлять вниманием
Антиконференция D$anticonf заняла два полных дня. Первый день был отдан программе выступлений, которая погружала слушателей в тему продаж и атмосферу совместной работы с экспертами.
Чтобы аудитория усваивала теоретические знания из выступлений спикеров, накапливая таким образом потенциал для групповой работы, мы применяли приём «заземления»: после каждого блока проговаривали самые важные пункты и давали слушателям задание сделать пометки в воркбуке — специально разработанной нами рабочей тетради.
Воркбук стал нитью, которая связывала все активности и события D$anticonf. Даже началась антиконференция не с выступления спикера, а с задания — нарисовать по памяти процессы в отделе продаж своей компании, чтобы после мероприятия посмотреть на эту схему новым взглядом.
Помимо этого мы использовали ряд важных приёмов и инструментов, которые не давали людям потерять суть происходящего, залипнуть в телефон или просто устать.
Например, мы постоянно чередовали форматы выступлений. В первой половине дня у нас были семиминутные презентации экспертов, во второй — 15-минутные case studies, а между ними мы провели панельную дискуссию на тему «Вера в великого продажника, клиента или всемогущий рейтинг», где столкнули мнения представителей рейтингов (Ruward, Тэглайн), клиентов (Coca-Cola, Додо Пицца) и агентств (Pichesky, Pinkman).
Основных источников теоретических знаний на антиконференции было два — экспертные выступления и проведённое нами исследование «Анализ клиентских предпочтений и параметров выбора digital-агентства», для которого мы опросили более 250 компаний из самых разных отраслей.
Что касается программы выступлений, то мы не просто пригласили спикеров, но и провели с ними серьёзную подготовительную работу: отрепетировали выступления, обсудили и отредактировали содержание докладов, убрали «провисающие» моменты. Это сделало выступления более динамичными и концентрированными, что также способствовало удержанию внимания слушателей.
Перед аудиторией D$anticonf выступили CEO Adv Алексей Персианов, основатель и партнёр Notamedia Адриан Крупчанский, генеральный директор Agima Александр Богданов, управляющий партнёр Kokoc Group Евгений Моисеев, партнёр Redmadrobot Макс Десятых, управляющий партнёр CreativePeople Сергей Прокофьев и многие другие спикеры с уникальным опытом и знаниями.
День второй: инструменты нетворкинга
Нетворкинг на D$anticonf не ограничивался общением на кофе-брейках или вечерних афтепати за бокалом вина — ему был посвящён весь второй день, когда мы разделили участников на группы по десять человек, разместили их за круглыми столами и начали работу в стратегических сессиях.
Стратсессии преследовали две главных цели: вместе сформировать успешную стратегию для кратного роста digital-агентства и помочь каждому участнику составить персональный план по применению изученных инструментов в своей компании.
На каждом этапе групповой динамики с командой работали эксперт и фасилитатор. Эксперты выступали источником практического знания, фасилитаторы отвечали за систематизацию мыслей, помогали держать ритм и следили за тем, чтобы каждый участник мог высказаться.
Также в течение обоих дней они помогали участникам ориентироваться в происходящем и давали консультации по вопросам организации и образования.
Групповая динамика включала три раунда. Задача первого, который проходил по методу «мирового кафе», состояла в проработке знаний, полученных в первый день. Участники группы обсуждали инструменты роста digital-агентства, а эксперты помогали разрешить трудные вопросы с помощью примеров из своего опыта.
Во втором раунде, который проходил в формате «креативный круг», команды приступили к генерации идей. Именно в этот момент люди больше всего рассказывали про свой личный опыт: с чем сталкивались при развитии своего агентства, чего боялись, что ненавидели всей душой и к чему стремились. Возникавшая эмоциональная связь закрепляла найденные идеи в памяти и вдохновляла участников.
Задачей третьего раунда было персональное планирование. При поддержке группы каждый участник создавал план применения изученных инструментов в своей компании и записывал его в персональный воркбук.
Таким образом, в течение второго дня работа шла по следующей схеме: анализ — генерация идей — планирование.
Чат
Ещё одним инструментом нетворкинга стал созданный нами Telegram-чат, объединивший всех участников мероприятия. Можно только удивляться, как много у него оказалось функций:
- Организационные вопросы. С помощью чата фасилитаторы в режиме реального времени подсказывали, куда подходить и что делать, сообщали, какой в данный момент идёт доклад или формат групповой динамики.
- Интерактив. Все вопросы спикерам участники могли написать в чат. Наиболее актуальные из них озвучивались ведущими.
- Прямой нетворкинг. С помощью хэштега #ктоя участники могли коротко рассказать о себе и своём бизнесе, оставить контакты для связи.
- Обратная связь. Мы спрашивали участников о том, какие темы стоит осветить на следующих мероприятиях. Сами участники тоже опрашивали коллег по любым вопросам, связанным с digital-бизнесом.
- Обмен материалами. Участники могли предложить коллегам свои наработки — результаты внутренних исследований, чек-листы и другие полезные вещи.
Прошло три недели с момента проведения D$, а в чате продолжается активное общение: люди знакомятся, делятся материалами, участвуют в опросах. При этом чат не превратился в стихийную болталку с безумными стикерами — участники пишут по делу, понимая, что это важный инструмент нетворкинга.
Итог
Мы переживали, как участники воспримут формат антиконференции, готовы ли они к такой активной работе и честному диалогу с коллегами. Но результат не разочаровал: soldout по билетам, полный зал в течение двух дней, активная работа участников в группах с экспертами, конструктивное общение в Telegram-чате и позитивные отзывы.
Чтобы информация стала полезным знанием, её нужно переработать. На традиционных конференциях этим никто не занимается. На D$anticonf мы соединили уникальные образовательные механики, отработанные организаторами — АИА, PR-агентством Future Business Rivals, консалтинговой компанией KMDA и проектом «Розетка» — и получили абсолютно новый и пока единственный формат эффективного превращения информации в практическое знание на рынке digital-агентств.
Работа, начатая на антиконференции D$anticonf, получит продолжение в виде целой серии активностей. Мы будем регулярно проводить исследования клиентских предпочтений и выявлять проблемы агентского рынка, создавая опорные точки в формате митапов и новых антиконференций.
Спасибо за внимание!