Как заплатить штраф Федеральной антимонопольной службе за одну строчку текста

История про то, как однажды я по глупости заплатил четверть миллиона рублей по решению ФАС, хотя мог бы этого избежать, какое правило работы с юристами стало для меня базовым в жизни и про совершенно неожиданную развязку конфликта.

Как заплатить штраф Федеральной антимонопольной службе за одну строчку текста

На заре деятельности у нас появился клиент – клиника эстетической медицины. Поскольку мое агентство занималось рекламой под ключ, то мы управляли маркетинговым бюджетом, контролируя абсолютно все активности. Одной из таких активностей была наружная реклама. Довольно быстро сделав макеты баннеров и утвердив их, мы арендовали несколько конструкций в ключевых местах города.

Спустя несколько месяцев получаю письмо из управления Федеральной антимонопольной службы. Первая реакция была очень забавной: ну, где я со своей крошечной компанией, а где монополии. В общем, оказалось, что на макете не было фразы «Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста». Ерунда, подумаете вы? Оказалось, что нет. И штраф корячился весьма крупный. Однако этим новости не ограничились.

По закону «О рекламе» ответственность за нарушение несут аж три лица: заказчик рекламы, изготовитель и распространитель. То есть штраф заплатят клиент, дизайн-бюро и владелец рекламной конструкции. В моем случае получилось очень забавно: клиент не сказал мне о запросе ФАС ни слова (первое письмо идет на их адрес) , получил предупреждение от службы, а все стрелки оказались направлены в нашу сторону.

И тут я допустил ошибку – пошел на заседание комиссии УФАС сам, признал косяк, подписал документ, не придавая значение прописанной в заранее подготовленном документе формулировке. О, как же влияет формулировка на принятие решения о штрафе!

В итоге мое ООО заплатило максимальный штраф на то время в 250 тысяч рублей, а я как директор – штраф на должностное лицо в несколько тысяч рублей. А вот будь я ИП, то отделался совокупно копеечной выплатой. Это, кстати, работает во многих отраслях, например, в общепите. По тем деньгам штраф превосходил минимум в три раза месячный фонд оплаты труда в агентстве, которое только пыталось встать на ноги.

Интересно, что в законе четко прописано сколько места должно занимать такое предупреждение в печатной рекламе (не менее 5% площади — реально видел, как замеряют линейкой на заседании ФАС), что при наличии лицензии её также необходимо указывать (да таким размером шрифта, чтобы было хорошо читаемо). Есть определенные требования к видео и аудио рекламе. Так что прежде чем запускать любую активность, я бы крайне советовал прочитать Закон о рекламе. Он небольшой. Эти 15 минут могут сэкономить вам потом сотни тысяч и кучу времени.

Именно благодаря этому случаю я навсегда запомнил правило: если появилась юридическая проблема – ищи юриста, который специализируется на данной теме. И чем раньше ты это сделаешь, тем меньший ущерб получишь. Собственно, скоро я закончил юридический факультет, и мой ключевой вывод не изменился ни капли. Теперь в случае необходимости нахожу профессионала в течение первых 30 минут после появления потребности.

Помню, как меня подмывало высказать всю накопившуюся злобу от этой несправедливости начальнику управления антимонопольной службы. Но я сдержался. А через пару месяцев начальник управления ФАС позвонил мне и сказал: «Сила Геннадьевич, не так давно мы с вами встречались по поводу нарушения закона о рекламе. Я поговорил с коллегами и выяснил, что вы делаете значимое количество работ для бизнеса нашего региона и, стоит отметить, очень добротного качества. Хочу предложить вам войти в состав экспертного совета нашей службы». Конечно я согласился. Воистину, где найдешь, где потеряешь.

33
2 комментария

Спасибо за напоминание Закона о рекламе, поправил свои материалы.

Ответить

Пожалуйста, Борис! 🙏🏻🤗

Ответить