А нельзя просто взять и увидеть все китайские машины на одной картинке?
Как мы сделали невозможное и собрали классификатор всех моделей китайских авто, официально представленных в России в 2023 году. Почему невозможное и зачем сделали? Рассказываем.
Многие рынки РФ категорически изменяются. Существующие марки ребрендятся, из других стран приходят новые неизвестные бренды. В конце 2022 года мы в JetStyle проанализировали основные тенденции: много турецких компаний пришло в «пищевку», много китайских — в «одежду», но больше всего китайских марок пришло на авторынок.
Мы решили, что было бы полезно предложить авторынку практико-ориентированную аналитику, в которой мы разберем позиционирование китайских брендов, сделаем аудит их сайтов и проанализируем кейсы продвижения новых автомобилей в РФ. Благодаря этому проекту, который еще в процессе разработки, у нас и получился единый классификатор.
Потому что нельзя быть на рынке непонятным таким
Привет, меня зовут Артем Ляпунов, я коммуникационный стратег JetStyle. Я расскажу, как чуть лучше понять китайский автопром.
Когда я только взялся за разработку этого классификатора, я думал, что эти 30-40 машинок можно систематизировать за неделю, еще за неделю подготовить изображения и к концу месяца напечатать прикольный подарочный плакатик. Спойлер: реальность = х5. Но давайте по порядку.
Чтобы самому разобраться в потоке китайских брендов, мне пришлось составлять список всех брендов и актуальных моделей на рынке РФ. И тут я запутался: не просто «немного растерялся в многообразии», а «реально утонул в хаосе».
Сразу стало очевидно, что официальные сайты автопроизводителей не успевают обновляться за новостями собственных брендов. Тогда я подписался на все ведущие паблики и каналы о китайских автомобилях и стал пылесосить все данные подряд. Но инфа оказывалась противоречивой, устаревшей или неполной.
Я никак не мог собрать воедино практически ежедневно обновляющиеся сообщения из разных источников: похожие названия марок (JAC/GAC, Chery/Geely), непроизносимые модели и бренды (Kaiyi X7 Kunlun, Dongfeng Fukang ES600, Dayun Yuanzhi M1), близкие до степени смешения дизайны машин и еженедельные новости «Еще одна китайская марка пришла на рынок России» или «Китайский бренд вывел 3, 5, 10 (любая цифра) новых моделей на рынок РФ». И главное, я не мог найти единой и более-менее актуальной базы. Нельзя так просто взять и понять общую картину по китайским автобрендам и моделям.
Например (следите за руками): компания Soueast анонсировала продажи своих автомобилей в России через салоны компании Chery. Но кроссовер Soueast DX5 у нас ожидается с названием Jetour DX5 (Jetour — суббренд Chery), при этом другой кроссовер Soueast DX8S этой же компании уже появился в РФ в салонах Jetour под собственным брендом Soueast.
Короче, меня надо было спасать. Я обратился к главному редактору портала Китайские автомобили.рф Андрею Полухину с просьбой о помощи (привет, Андрей) — он консультировал меня до публикации классификатора и продолжает до сих пор. Перед самым релизом Андрей признался, что сначала отнесся к этому проекту скептически, но из любопытства все-таки согласился и теперь доволен результатом.
Задизайнить неведомое
Итак, начав постепенно разбираться в брендах, я назначил себя талантливым дизайнером (я на самом деле дизайнер по первому образованию) и приступил к проектированию макета, поставив себе амбициозную сверхзадачу — показать ВСЕ официальные модели китайских авто в стране.
Несколько примеров классификации автомобилей
Я просмотрел море референсов, и мне стало очевидно, что схема должна иметь не только функциональную, но и художественную ценность — планка подачи автомобильных плакатов задана очень высоко. Мы с командой рассматривали даже вариант генерации 3D-моделей с помощью ИИ по чертежам, но технология, к сожалению, еще не дошла до фотореализма и вообще до реализма. В итоге остановились на классическом варианте — фронтальный боковой вид.
Одинаковой системы нейминга разные автопроизводители, естественно, не придерживаются. Названия моделей могут иметь номера (Tank 500), буквенные серии (Exeed TXL) или просто слова: существующие (Okavango — название реки в Африке, Kunlun — в переводе с китайского «лунные горы», одна из крупнейших горных систем страны) или фантазийные (Alsvin, Jolion). Модели могут носить название бренда-производителя (Chery Tiggo 8), или только его суббренда (Avatr 11), или всё вместе (Great Wall Poer KingKong). А еще у суббрендов внезапно могут появиться свои суббренды (сон внутри сна) — например, у Omoda недавно появился свой суббренд Jaecoo. Про значения и истории создания названий всех китайских автобрендов и некоторых особо интересных названий моделей мы тоже готовим подробный разбор в нашем исследовании. Но это будет уже другая, не менее интересная история.
Вот еще забавный случай, хорошо иллюстрирующий реальную неразбериху. Через несколько дней после публикации первого варианта схемы появилась информация о выходе на рынок кроссовера Chery Tiggo 9. Я тут же стал искать его изображение, чтобы дополнить схему. И вдруг понял, что именно это изображение мы уже используем для модели Jaecoo J9 (суббренда Omoda, который суббренд Chery). Надо было срочно готовить пост с извинениями, мол, «Простите, перепутали картинки!» Пишу Андрею, а он отвечает: «Всё нормально, это действительно одинаковый кузов, разные только решетки радиатора». Получается, что у нас будут не просто похожие друг на друга китайские машины, но и вообще одинаковые, только под разными брендами и с разными названиями моделей.
Автомобили разных брендов одного производителя, но с одинаковым кузовом
Чтобы упростить восприятие схемы, мы разместили логотипы марок по сторонам плаката, а модели одного бренда развернули в одном направлении — от логотипа к центру. Но этого оказалось недостаточно, схема разваливалась на отдельные яркие пятна. Поэтому мы пошли на допущение и ввели (говорит на дизайнерском) цветовую дифференциацию — выделили модели одного бренда цветом. Короче, раскрасили кузова моделей бренда в один цвет, таким образом еще больше объединив их визуально. Цвет выбирали, исходя из существующих доминирующих вариантов модельного ряда бренда, но, конечно, в нашей схеме цвет некоторых моделей не соответствует их настоящим цветовым линейкам. Так как не у всех моделей бренда оказались нужные нам варианты, а минимальная основная палитра (белый, красный, синий, черный) слишком однообразная для 100+ машин.
Далее, регулярно дополняя и уточняя схему, нам удалось догнать изменчивую реальность и вносить правки практически в реальном времени. После первой публикации мы получили много комментариев, что «иерархия брендов и суббрендов и моделей все равно не очень понятна». И мы придумали позаимствовать идею графического решения у транспортных схем, показывающих маршруты «со всеми остановками». Теперь получилось понятнее, и это решение мы реализовали на схеме 2.0.
Итак, нам удалось объединить три системы в одну: все бренды национального производителя в РФ, иерархию всех суббрендов внутри производителя, все модели внутри каждого бренда и суббренда. И вот что у нас получилось на данный момент (вероятно, всё изменится примерно завтра).
Как читать схему
Все просто. По сторонам размещены логотипы брендов. Первым — компания-производитель, от нее к центру в ряд расположены модели, вышедшие под этим же названием бренда. Если у компании-производителя есть суббренды, они показаны ниже, и от каждого так же в строчку представлены их модели. Краев плаката на всех не хватило, поэтому малоизвестные на нашем рынке марки пришлось разместить в середине схемы. Некоторые модели мы объединили (например, Chery Tiggo 7 Pro / 7 Pro Max / 7 Pro Max AWD), так как у них одинаковый кузов. Модели, отмеченные звездочкой, — официально анонсированы, но их продажи на момент релиза еще не стартовали.
Портал «Китайские-автомобили.рф», разместил уже два релиза нашего плаката с возможностью бесплатного скачивания в PDF. На данный момент у нас уже 1875 загрузок! Это значит, что, если делают единую схему китайских авто, значит это кому-нибудь нужно)) Конечно, первые комменты были противоречивые: от «Ха-ха, да они же вообще все одинаковые, в чем смысл?», до «А у вас там есть модель в старом кузове, ха-ха» (да, мы исправили это в течение часа). Но в итоге наша инфографика завирусилась по внутренним чатам ведущих автопорталов, автомаркетологи и просто интересующиеся благодарили, удивлялись и качали.
Мы продолжаем апдейтить схему. На данный момент там 34 брендов/суббрендов и 126 моделей с изображением.
Все выглядит так, что для нашей страны китайские машины будут отличаться не только специфическим брендингом, но и еще множеством переменных: технической адаптацией под законодательство, комплектацией, местом сборки (Китай, РФ, Беларусь, Казахстан, Иран), официальным или параллельным импортом.
Осенью мы планируем напечатать актуальную на конец года версию плаката большого формата, ту, что с машинками. Если вам хочется себе такую — оставляйте предзаказ на нашем сайте. От количества заявок мы определимся с условиями производства плаката, соответственно, будет понятна и стоимости заказа.
А пока напишите, что вы думаете про нашу работу и, как говорится, «цзайцзиень»!