4 колонны благополучия
На своем опыте и исследованиях рынка объясню 4 причины, по которым появилось благополучие по подписке и расскажу, как эти знания помогут бизнесу выйти на новый уровень продаж.
Привет, я Василий Рыжонков, CEO и основатель Arena Space. Сейчас я развиваю и запускаю свой сервис «ЯНорм», цель которого – счастливый образ жизни для всех.
В этой статье я расскажу, на чём основано благополучие по подписке. Здесь будет обзор трендов и прогнозы на будущее. А ещё я объясню, как получилось так, что СОЖ стал выгоден не только людям, но и бизнесу.
Благополучие по подписке: суть, тренд, как работает
Благополучие по подписке — это намного больше, чем просто положительное влияние гаджетов на нашу жизнь. Новый тренд — не про цифровизацию жизни или искусственный интеллект и даже не совсем про осознанность. Он про переосмысление понятия здоровья как людьми, так и государством.
Колонна первая: интеграция человека и компьютера
причина интеграции: гаджеты повсюду
Количество гаджетов будет только увеличиваться, а суть — усложняться. Класс интимных данных тоже разрастется: электроника будет собирать не только информацию о подвижности/питании/качестве сна, но в целом следить за образом жизни и отслеживать настроение, предлагать рабочие варианты, чтобы человек мог улучшать свое состояние.
как интеграция влияет на жизнь
- IT помогут лучше понимать тело, разум, эмоции, станет проще менять образ жизни
- Технологии можно использовать для «обратной связи» с самими собой (снизить уровень стресса, улучшить ментальное состояние)
- Цифровые технологии повысят эффективность системы здравоохранения
как применять интеграцию в бизнесе
Расскажу на примере России. Популярная тема — психологические онлайн сервисы. Кажется, что психологи существовали всегда, а по факту до 2017 года в России не было сервисов онлайн-терапии. Рынок достаточно молодой, но очень востребованный, что подтверждается цифрами: в 2022 году количество сессий с психологами выросло на 62% по сравнению с 2021 годом, а количество новых клиентов — на 46%.
По запросу «сервисы онлайн терапии» любой поисковик выдаст сотню результатов. Некоторые из них — статьи в стиле «30 лучших российских сервисов», «10 лучших психологических сервисов» и так далее. Сейчас владельца гаджетов спокойно делятся с ними важной информацией, начиная с роста и веса и заканчивая эмоциональным состоянием и качеством сна. Люди готовы делиться этими данными, но не за просто так. Пример: вы даете клиенту скидку, он делится с вами данными, вы составляете статистику и понимаете, что именно нужно вашей целевой аудитории.
А если совсем не хочется идти в область психологии, то стоит вспомнить о физическом здоровье: онлайн-тренировки или поиск тренеров, консультации по правильному питанию и образу жизни не представлены на российском рынке в таком же количестве, как психологи, но все еще остаются востребованными.
Колонна вторая: переосмысление здоровья и новое понимание здоровья
здоровых людей не бывает, бывают люди недообследованные
Сегодня здоровье и в целом качество жизни рассматривается как бинарное. Людей просто классифицируют как здоровых или нездоровых («больных»). Определение здоровья на данный момент звучит так: «Если у вас нет явных заболеваний, и вы выглядите и чувствуете себя нормально, вы здоровы», но это определение восходит к 14-15 векам.
А вот что происходит на самом деле: Крейг Вентер (суперзвезда в области геномики) недавно заявил, что от 40 до 50% здоровых людей имеют серьезные, а в некоторых случаях опасные для жизни расстройства, о которых они совершенно не подозревают, потому что они еще не достигли того уровня значимости в своем организме, когда они вызывают симптомы.
«бездушный» подход к медицине
Современная медицина не рассматривает людей в контексте их образа жизни, окружения и отношений. Что-то болит — берите таблетку и лечитесь. На самом деле лечение всегда нужно начинать с головы и точно нельзя отделять ум от тела. Согласно традиционным системам заботы о себе (ТКМ — традиционная китайская медицина или аюрведа) то, что происходит на эмоциональном, ментальном и духовном плане, также влияет на наше физическое здоровье. Если вы скептически относитесь к традиционной медицине, то вот другие данные: психолог из Лефортово объясняет, почему все болезни происходят от нервов (в том числе атеросклероз) и почему нужно работать не только с врачом, но и с психологом.
Сейчас идет тенденция на смену реактивного подхода ко здоровью на проактивный. То есть, мы все больны и с этим надо что-то делать. Постепенно люди понимают, что нет смысла ждать, пока заболит, нужно действовать на предупреждение.
В таком случае работодателям тоже стоит действовать на предупреждение. И по поводу этого у меня есть две новости.
- Плохая новость: на предупреждение действовать уже поздно. По данным на 2019 год 22% работников уволились из-за проблем с ментальным здоровьем, среди них было 75% из поколения Z.
- Хорошая новость: это была американская статистика, в России еще есть шансы влиться в тренд.
как здоровье 2.0 влияет на бизнес
Соискатели в России все больше начинают ценить тот факт, что на работе им оказывается психологическая поддержка. По данным относительно недавнего (декабрь 2021) опроса Head Hunter, около 15% потенциальных сотрудников при поиске работы рассматривают вакансии с меньшей зарплатой, если работодатель оплачивает корпоративную психотерапию. То же исследование показало, что каждый год количество компаний, оказывающих психологическую поддержку, увеличивается на 40%.
Если максимально коротко, то вложение в психотерапию — не просто разумное, а очень крутое решение. Вы можете предложить сотрудникам психологическую помощь от штатного психолога или партнерской платформы. В «ЯНорм» у каждого члена команды есть доступ к трекам платформы (которые работают по принципу помоги-себе-сам). Психотерапия помогает справляться с эмоциональным выгоранием (которое, кстати, сильнее прочих факторов ухудшает продуктивность) и повышает интерес соискателей к вашей компании.
Колонна третья: децентрализация здравоохранения
новые врачи, новые пациенты
Наблюдать за тем, что происходит с наукой о жизни прямо сейчас — почти то же самое, что смотреть на промышленную революцию 18-19 веков, но только в ускоренной перемотке.
Сейчас в центре системы здравоохранения находятся отношения врача и пациента, которые практически не изменились за века. Из-за этого и происходит децентрализация: открываются частные клиники, появляются независимые эксперты, психологи и сервисы по поддержке здорового (и счастливого) образа жизни. Технологии вырываются вперед, и снова приходится говорить о проактивном подходе к здоровью. Сейчас можно получить онлайн-консультацию в любое время и из любой точки мира — такое было сложно представить каких-то десять лет назад.
как децентрализация влияет на бизнес
Децентрализация здравоохранения — это еще не всё. Существуют версии, что вскоре то же самое случится с экономикой: в ее центр встанет забота о здоровье, а не получение материальной выгоды.
Децентрализация (как здравоохранения, так и экономики) укрепит сотрудничество с независимыми экспертами и стратегии аффилейт-маркетинга, которые принесут не только выгоду, но и возможность пользоваться продуктами (например, сервисами психологических консультаций или сервисами благополучия, как «ЯНорм»). Огромный плюс этого пункта в том, что он универсален: не имеет значения, бизнесмен вы с огромной компанией или блогер с десятками тысяч подписчиков, такая стратегия маркетинга работает для всех. Компании она принесет либо дополнительный доход, либо возможность пользоваться ее услугами (теми же сервисами психологической поддержки).
Колонна четвёртая: эволюционный скачок в осознанности
трудоспособные люди не хотят болеть
Большая часть населения России — это люди трудоспособного возраста. Если конкретнее, то самое большое поколение — поколение Y или миллениалы (родились с 1981 по 1996 год). Самым младшим из них сейчас 27 лет, так что в игру вступают еще и старшие зумеры.
Так вот, откровение про миллениалов и зумеров (особенно про последних): они не хотят болеть. Причины для этого могут быть разные: реальный скачок в осознанности или количество денег, которое им придется потратить на здравоохранение (младшие поколения все чаще пользуются частными клиниками, потому что не хотят ждать приема у врача неделями, а еще их все меньше устраивает качество государственной медицины).
Какая бы мотивация у них ни была, факт остается фактом: они больше беспокоятся о своем здоровье, особенно ментальном, поэтому придерживаются холистического подхода. То есть, стараются правильно питаться, заниматься спортом, не поддаваться вредным привычкам и т.д.
СОЖ и ЗОЖ — хит сезона
Если раньше молодые люди хотели объехать весь мир, то сейчас нередко можно услышать, что они хотят в санаторий. Кому-то это может показаться смешным, но санаторная индустрия в России сейчас на подъеме: показатели по санаторному туристическому потоку в 2022 году превысили даже доковидные (2019) показатели.
На самом деле люди и раньше пытались поддерживать ЗОЖ, но теперь им, особенно миллениалам и зумерам, нужно не просто здоровье: оно должно быть красивым и трендовым.
Санатории больше не пережитки прошлого, теперь можно встретить новый термин: спа-отель. Разница есть, но она незначительная. Люди хотят видеть обновленные санатории с короткими, но эффективными современными программами оздоровления: детокс, антистресс, ЗОЖ, практики йоги.
СОЖ и ЗОЖ взаимосвязаны. Не так важно, куда человек едет: в санаторий или в деревню; у него снижается уровень стресса. Главное здесь — покинуть обстановку, которая является главным стрессовым фактором (работа, учеба, сотня семейных обязанностей).
В последнее время набирают популярность психологические туры (или пси-туры). В горах или на берегу озера люди не только живут и общаются, но и проводят сессии с психологом и медитируют. Для тех, у кого нет возможности уехать на неделю или больше, существуют специальные ретриты на выходных.
осознанное поколение Z
Я считаю, что нужно остановиться на этом поколении и изучить его внимательнее, потому что данные действительно интригуют:
- 25% зумеров носит фитнес-трекер или смарт-часы
- около 20% следит за своим питанием и количеством выпитой воды в приложениях
- 50% регулярно посещает тренировки (для сравнения, в других поколениях 45% людей делает то же)
- 20% использует приложения для ментального здоровья (14% в других поколениях)
- 17% принимает БАДы (8% в других поколениях)
- больше половины зумеров могут поделиться интимными данными (различные измерения, которые производят те же самые смарт-часы) с клиникой, если это снизит стоимость услуги
осознанность в бизнесе
Не только зумеры и миллениалы заботятся о своем здоровье. Примерно так же о нем беспокоятся представители старшего поколения (65+).
Так что, если ваш бизнес нацелен на эту или более возрастную аудиторию, важно показать, что вы не только понимаете их выбор лайфстайла, но и поддерживаете его.
Например, мы в «ЯНорм» занимаемся именно проактивным подходом к своему здоровью. У нас есть не только психологические темы, которые так привлекают зумеров и миллениалов, но и практические советы по улучшению физического здоровья: как правильно дышать, как лучше спать, как заставить себя выйти на прогулку и наконец-то сделать генеральную уборку, которую пользователь откладывает уже восьмой месяц подряд.
Мы хотим показать, что придерживаемся такого же образа жизни, и понимаем, что забота о своем здоровье — это архиважно. А еще я понял, как пользователям важно делиться опытом и обсуждать проблемы, поэтому мы создали 4 чата. Пользователи выбирают чат по ценностям, поддерживают друг друга и делятся успехами.
Как можно использовать эти колонны: сейчас и в будущем
- Сейчас проще действовать на опережение. Вместо того, чтобы ждать, пока заболит, можно съездить в оздоровительный отель во время отпуска вместо того, чтобы киснуть в городе — уже больше пользы для здоровья.
- Нужно использовать все возможности, чтобы лучше узнать себя. ДНК-тест может показать вашу предрасположенность к разным страшным болезням, составить индивидуальный план питания и тренировок.
как использовать эти колонны в бизнесе: итоги
- интеграция человека и компьютера: 1) организовать стартап по счастливому/здоровому образу жизни (для активного дохода) или присмотреться к уже существующим (если больше интересует пассивный доход). 2) Собирать интимные данные, но делать это прозрачно и не просто так, а предоставлять скидку или расширенный комплекс услуг
- переосмысление здоровья: заниматься партнерским маркетингом с психологическими проектами, чтобы привлечь больше соискателей на вакансии
- децентрализация здравоохранения: обеспечить сотрудников ДМС для повышения лояльности и продуктивности
- эволюционный скачок в осознанности: показывать в рекламе, что вы за осознанный образ жизни, чтобы находить подход к целевой аудитории.
Если совместить все колонны, то получится то, чем является «ЯНорм»:
- интеграция человека и компьютера, ведь треки можно проходить из любой точки мира
- новое понимание здоровья, ведь мы действуем на опережение и помним, что большинство проблем возникает из-за стресса
- используем скачок в осознанности, привлекаем экспертов из разных областей, не целимся на одну возрастную аудиторию и всегда готовы работать с критикой.
Результаты тестового запуска показали, что даже за неделю можно прокачаться и получить ощутимый результат, а еще — что пользователям заходит такой формат. Во время теста первой недели до точки Б дошли 58% участников. Высоко оценили ценность и пользу для себя 4.1 из 5, а это значит, что у нас есть экспертность в том, чем мы занимаемся.
Если вам интересно посмотреть, что такое сервис по благополучию, то переходите в пробного бота. Вы сами выбираете стоимость первой недели и направление трека: Я минус стресс, Я плюс управление эмоциями, Я плюс цели и фокус, Я минус прокрастинация.
Это че новая секта? Подскажите на вас квартиру переписывать до подписки или после?
ох про боль в груди как же точно))))
Мне кажется, на российском рынке данные всё равно ощутимо различаются и надо проводить анализ. Будет круто, если ваш проект такими данными будет делиться в будущем на этой площадке. Тема зашла.
Есть определенный опыт в этом вопросе, если интересно.
А тут скоро поколение альфа подтянется) и вот они могут быть ещё более ориентированные на своё здоровье и потребности.
Ионический ордер обязателен?