Восемь советов о том, как работать с копирайтерами и не возненавидеть мир

Рассказываю, как найти копирайтеров для написания текстов на заказ, контролировать их работу и получить адекватный результат.

Восемь советов о том, как работать с копирайтерами и не возненавидеть мир

Всем привет! Меня зовут Анна Бабанина, я менеджер по связям с общественностью группы компаний «Пилот». Подробнее обо мне и мои рекомендации, как из корпоративного блога сделать инструмент Lead nurturing (взращивание лидов), читайте здесь. А теперь к делу!

Не хочется долгих преамбул: вашей компании нужны тексты, и вы решили не нанимать для их написания людей в штат, а обратиться к копирайтерам на аутсорсинге. Сотрудничество может развиваться в трёх плоскостях:

  1. У вас уже есть налаженные связи с копирайтерами или вам посоветовали проверенных авторов. Это самый идеальный вариант. Конечно, с ним тоже могут возникнуть сложности: у проверенного копирайтера недостаточно времени на вашу задачу, он сильно поднял расценки или загрузил себя работой настолько, что обилие проектов серьёзно повлияло на качество текстов.

  2. Вы обратились в агентство, предлагающее услуги копирайтеров. Это тоже неплохой вариант, но в том случае, если подрядчик относится ответственно к подготовке текста. Увы, у меня есть совершенно противоположный опыт, о нём поговорим чуть позже.

  3. Вы решили взять всё в свои руки, и сами ищите подходящих авторов на биржах копирайтеров, например, «Адвего», «Текст.ру». Этот путь, поначалу, самый трудозатратный, но (маленький спойлер) в перспективе может принести плоды.

Говорить про первый способ — работу с уже проверенными или рекомендованными копирайтерами — не вижу смысла. Тут достаточно держать руку на пульсе и вовремя оценивать качество контента, который для вас автор готовит. Если это ваш случай, смело листайте до советов, как это делать.

Агентство копирайтинга

В качестве иллюстрации второго способа — заказа контента у копирайтерского агентства — расскажу собственный кейс. В какой-то момент «Пилоту» потребовалось очень много новых текстов: мы основательно перелопачивали сайт компании, запускали продуктовую линейку SKY-POS, добавляли новые карточки торгового оборудования разных вендоров. То есть нам были нужны однотипные, но уникальные материалы о наших решениях и товарах, например, два-три об одних и тех же устройствах или софте. Увы, на тот момент проверенных копирайтеров у нас не оказалось, поэтому мы решили обратиться в агентство.

Агентство мы выбрали совсем небольшое, и за коммуникацию с копирайтерами там отвечает сам владелец, возложивший на себя функции личного менеджера. В идеальном мире его работа должна была бы выглядеть так:

  • получить от заказчика ТЗ;
  • найти под него оптимальных исполнителей;
  • проконтролировать срок выполнения и результат работы;
  • получить от заказчика «ОК» и оплату.

По факту же цепочка наших взаимоотношений выглядела так:

  • подрядчик получал ТЗ;
  • находил исполнителей;
  • присылал нам готовые тексты, даже не удосужившись заглянуть в них;
  • получал правки;
  • пересылал их исполнителям;
  • пересылал нам готовый текст, опять не посмотрев;
  • получал наши новые правки.

На последнем пункте цикл замыкался до тех пор, пока либо у нас не заканчивалось терпение, и мы не переписывали большую часть текста. Либо всё же постепенно поправленный вариант не начинал хотя бы немного нас устраивать.

Главная печаль заключалась в том, что мы понимали бессмысленность самого агентства. Судя по всему, его владелец просто заказывал за дёшево тексты на биржах, а сам выступал в роли перекупщика, получая разницу между стоимостью.

Восемь советов о том, как работать с копирайтерами и не возненавидеть мир

Биржа копирайтинга

После работы с агентством мы решили избавиться от бессмысленной переплаты, и пошли своими ножками на биржу копирайтинга. Цифры:

  • за три месяца мы попробовали сотрудничать с 23 авторами;
  • из них только у восьми копирайтеров заказали более одного текста;
  • на момент завершения проекта плодотворное долгосрочное сотрудничество было построено с четырьмя авторами.

Любая биржа копирайтинга — это история, прежде всего, про время и трудозатраты. Практически невозможно сразу найти адекватных и результативных авторов. И дело тут не в стоимости контента. Мы обычно выбирали среднюю цену по рынку (от 180 рублей за 1000 символов за карточку товара объёмом 2000-2500 символов, и от 220-230 рублей за 1000 символов текста решения объёмом от 3500 символов). Однако и в её категории встречались копирайтеры, даже относительно не представляющие себе, как должен быть построен текст, и не соблюдающие ТЗ. Для проверки этого тезиса мы завышали ставки до 400 рублей за 1000 знаков, но результат практически не отличался от того, который видели за 180 рублей.

Разнообразные рейтинги биржи — тоже не показатель качества контента. Среди наших подрядчиков был один из топовых копирайтеров, который вёл себя как истеричная дива. И нашёлся автор-новичок, который с нами писал одни из своих первых текстов для биржи. Качество их работы оказалось примерно одинаковым, но второй просто выполнял задачу, не пытаясь мотать нам нервы. Лично моё мнение: если автор начинает диктовать условия в духе «Я не буду вносить эти правки, потому что это противоречит моему личному ощущению фен-шуя», с ним нужно расставаться. Потому что сотрудничество становится некомфортным, а время работы над текстом растёт. Ни то, ни другое не входит в интересы заказчика.

Советы, как сотрудничать с копирайтерами

Восемь советов о том, как работать с копирайтерами и не возненавидеть мир
  1. Сначала посмотрите. Всегда запрашивайте у копирайтеров примеры текстов. Не важно, писали ли они уже в вашей тематике или нет. Всё равно вы сможете оценить уровень автора. Например, у меня были случаи, когда копирайтер присылал пример текста с огромным количеством ошибок. Ещё один вариант: запросить тестовое задание. Но на его выполнение согласится далеко не каждый автор. Увы, многие фрилансеры сталкивались с нечистоплотными заказчиками, и уж точно не хотят работать бесплатно.

  2. Чёткое, ёмкое ТЗ. Казалось бы, этот совет — такое кэпство. Но, как показывает практика, далеко не все компании ему следуют. «Сделайте мне красиво» — в сотрудничестве с копирайтерами не работает. Вы должны представлять, какой финальный результат хотите получить. Поэтому неизбежно придётся потратить время на составление детального технического задания. В него нужно включить общие требования к структуре текста (объём, план, подзаголовки, списки), пожелания по ключевым или стоп-словам, стилистическим конструкциям, рассказ о целевой аудитории, которой предстоит его читать. Если какие-то пункты ТЗ для вас наиболее критичны, обязательно обращайте на них отдельное внимание копирайтера при обсуждении задачи. Пример: в текстах для «Пилота» мы используем букву «ё». Это требование указано в перечне обязательных в ТЗ. Тем не менее, агентство копирайтинга игнорировало его до тех пор, пока мы не начали применять штрафные санкции. С авторами на «Адвего» проговаривали необходимость использования буквы «ё» ещё при обсуждении заданий, тем не менее, почти каждый новый подрядчик забывал о нём.

  3. Обилие информации. Запомните: копирайтер не обязан разбираться в вашей тематике. Особенно, если речь идёт о какой-то узкой или специфической сфере. Да, здорово, если автору уже доводилось писать на аналогичную тему. Но это не повод отказываться от подрядчиков, которые с ней ещё не сталкивались. Если вы хотите, чтобы они подготовили хороший, профессионально грамотный текст, не поленитесь снабдить ТЗ информацией: расскажите сами о теме, поделитесь ссылками на материалы, откуда можно подчерпнуть идеи, покажите, как аналогичную задачу решили конкуренты. Чем подробнее будет стартовая информация, тем выше вероятность получения в итоге качественного результата. Не лишним будет предложить копирайтеру задавать вопросы в случае, если что-то непонятно. Увы, некоторые авторы боятся или стесняются это делать.

  4. Адекватный дедлайн. При работе с биржами дедлайн проставляется ещё на этапе формирования заказа на текст. Во всех других случаях вам нужно обозначать его самостоятельно. Не ставьте дедлайн слишком узким: я обычно даю автору порядка двух дней. Если указывать меньший срок, у него может не найтись времени нормально изучить тематику. Когда у автора есть свободное время, ничто не помешает ему выполнить ваше задание раньше. Если копирайтер срывает дедлайны или присылает текст в последний момент, явно написанный на скорую руку, то, видимо, он либо завален заказами, либо не умеет придерживаться сроков. Я не советую работать с таким подрядчиком. Например, один из авторов, с которым мы сотрудничали, регулярно присылал тексты за полчаса-час до дедлайна. Было заметно, что он и садился за них в последний момент. Но поскольку качество было неплохим, мы это терпели. Однако вскоре копирайтер стал искусственно затягивать сроки. Присылал за полчаса до дедлайна какой-то сторонний текст и говорил, что перепутал файлы. Мы, естественно, отправляли его на доработку. В итоге автор получал ещё несколько часов на выполнение задачи. Естественно, вскоре мы перестали с ним сотрудничать.

  5. Работа в Google Docs. Всегда просите авторов присылать выполненную работу в Google Docs. Так вам будет удобно редактировать текст, добавлять примечания. К сожалению, в том же «Адвего» безумно неудобный интерфейс, в котором практически нереально работать с редактурой материала.

  6. Только уникальность. В ТЗ включайте требования к уникальности текста (например, не менее 85% по Advego Plagiatus), и просите присылать скрины проведённой проверки. Сами также действуйте по принципу «доверяй, но проверяй», и уточняйте, действительно ли вам прислали реальные данные. Например, в антиплагиаторе «Адвего» или Text.ru. Не лишним будет также проанализировать текст на чистоту и читаемость через «Главред». Но если вы не поклонник инфостиля, то тут без фанатизма. И не забываем про «Офограф». Вдруг автор подзабил на грамматику, а вы читали по диагонали и пропустили ошибку.

  7. Без вторых попыток. Если вы видите, что копирайтер первое задание выполнил не настолько хорошо, как вам бы хотелось, и правки он тоже вносит со скрипом, то лучше не тратить время и нервы, а прекратить дальнейшее сотрудничество над новыми текстами. К слову, на «Адвего» вы можете отказаться от работы автора без её оплаты. Однако это нужно делать лишь в том случае, если текст написан «ни в дугу, ни в Красную армию». Например, один из авторов написал для нас карточку товара в стиле 90-х годов: с абсолютно устаревшей стилистикой. После первой итерации правок он улучшить текст не смог, так как просто не понимал современные требования к текстам. Конечно, можно учить человека писать. Но когда он в штате, либо, когда с ним планируется долгосрочное сотрудничество, а сроки подготовки контента не поджимают.

  8. Адекватная критика. Я всегда стараюсь править текст так, как если бы сама была его автором: без циничных комментариев. Если часть правок имеет отношение к вкусовщине, то объясняю, с чем она связана. Например, мы не считаем правильным контрольно-кассовую технику называть аппаратом. Потому что текст сразу выглядит устаревшим. Это вкусовщина, но для нас она важна, поэтому я аргументировано прошу авторов, работающих с нами, не использовать это слово. Помните, внося комментарии и критикуя текст, нельзя переходить на личности. Копирайтерам тоже нелегко. Особенно на фрилансе, когда вокруг сплошные заказчики, каждый со своими требованиями. В любой работе нужно оставаться человеком и придерживаться этических норм.

Не мечтайте о том, что, впервые обратившись к копирайтерам, вы сразу получите годный контент. Придётся потратить время на постановку задач, редактуру текстов. Но если преодолеть первый, зачастую, негативный опыт, вы сможете постепенно поставить процесс сотрудничества со сторонними авторами на поток.

Надеюсь, вам была интересна моя статья. Если вы хотите больше узнать про контент-маркетинг, ведение корпоративного блога, PR (в том числе и без бюджета), пишите в комментариях. Я уверена, вы вдохновите меня на новые статьи!

1919
27 комментариев

Аня - молодец и настоящий профессионал! Забрала и загребла эти авдеевые конюшни с копирайтерами, которые были до этого в "Пилот".

2
Ответить

Спасибо, Саш)

Ответить

Кто то тут на VC мне сказал, что адекватная оплата работы копирайтера - от +500 р за 1000 зн. И тут я полностью согласен)
Поработав немного на адвего, в среднем выходило что-то в районе 20-60 р за час работы) Я беру поиск заказов, ожидание "аукционов", "оперативность" заказчиков, доработки, бесконечное "увлечение" 90-95% уникальности (хотя плагиатус каждый раз разное значение дает), погружение в тему и собственно написание. Ценника выше 250р за 1000 знаков не видел, а в районе 50р за 1000 и простынями ТЗ с угрозами ЧС, 95% плагиатуса и неадекватными сроками постоянно.
Специфичное место :)

1
Ответить

С такими расценками многие копирайтеры тогда ушли бы на фриланс) А так Адвего в плане цены еще не самое дно. Недавно имела дело с воркзилой, вот там реально "вы нам текст напишите и еще доплатите, чтобы мы его взяли". А в одном сообществе в ВК недавно видела цены по 15-17 рублей за 1000 символов.

1
Ответить

Я пишу за 500-1000 р./1000 зн. Бывает, когда вдохновение падает ниже плинтуса, заказываю тексты за копейки на биржах. Удовольствие от такого чтива, конечно, так себе, но привносит новую струю в творчество, да и переписывать бывает легче, чем сотый раз одно и то же сочинять))). Про тз — больная тема. Если заказчик не может внятно объяснить, что ему надо, отправляю ему подробный бриф. Хотя в последнее время у меня идеальные заказчики — понимаем друг друга с полуслова и по части заданий, и по части оплаты. Чего и всем желаю.

1
Ответить

Найти своего заказчика и своего исполнителя - это то, к чему мы все стремимся)

1
Ответить