Топ ошибок, которые совершают все новички при создании маркетингового агентства. Не пытайтесь повторить
Работать с одним заказчиком, не считать прибыль, не искать персонал, не высчитывать рентабельность проектов. Что ещё Не стоит делать? Расскажем об этом на примере трёх кейсов от клиентов рекламной экосистемы Vitamin.tools, возвращающей до 18% с пополнения рекламы.
Подробностями делились руководители digital-агентств: Digital Science Team, Digital Man и «Нефтетрафик».
Кейс 1: Что будет, если сделать ставку на одного заказчика? Если справитесь — начнёте больше зарабатывать
Рассказывает владелец агентства Digital Science Team Богдан Зозуля.
Агентство работает с 2022 года
Штат: до 10 человек
До определённого момента я не задумывался о том сколько реально зарабатывает агентство. Казалось, что всё отлично:
— есть несколько постоянных заказчиков;
— периодически появляются новые проекты;
— проседания по деньгам нет, даже если кто-то прекратил сотрудничество.
Скорее наоборот, от месяца к месяцу выручка агентства растёт. Достаточно сделать несколько звонков и новый заказчик готов подписывать договор. Вполне обычная рабочая ситуация для молодого агентства.
Проблемы начались, когда сразу два ключевых заказчика решили урезать расходы на маркетинг в декабре 2022 года.
Эти два заказчика были финансово образующими — они приносили агентству большую часть прибыли. И в момент, когда они приостановили сотрудничество, выручка агентства просела.
❗ Проблема возникла из-за того, что я не считал юнит-экономику. Опыта ведения бизнеса у меня было немного и некоторые моменты я не просчитывал. Например, я не оценивал заказчиков с точки зрения LTV. То есть для своего агентства я не сделал то, что реализовывал в проектах заказчика.
Мне казалось, что если агентство от месяца к месяцу показывает стабильно высокие результаты и достигает поставленных в проектах целей, деньги будут. Но формула «Поток денег + эффективность = стабильный рост агентства» дала сбой, когда ушли два крупных заказчика. Пришлось разбираться по факту.
Чтобы исправить ситуацию, я:
- Составил финансовую модель агентства: посчитал сколько денег приносит каждый заказчик, сколько человеко-часов нужно для реализации одного проекта, сколько заказчиков нужно привлечь, чтобы сначала выйти на точку безубыточности, а затем нарастить прибыль.
- Составил портрет идеального заказчика: прописал его цели, период работы, желаемый LTV и, разумеется, комфортный для агентства бюджет. Разделения по нишам или размеру бизнеса нет — эти параметры в плане я не прописывал.
- Расписал стратегию диверсификации и план продаж. Нужно было не просто найти новых заказчиков, а не допустить повторения ситуации. Сделать так, чтобы на каждого заказчика приходилось не больше 15% от совокупного бюджета агентства.
- Создал специальную таблицу оценки заказчиков.
А затем, всё это внедрил. Рабочая система получилась не сразу. Такую схему расчёта KPI я внедрил на старте:
После внедрения маркетинговой стратегии и медиаплана усовершенствовал систему расчёта:
Результат на графике — чистая прибыль выросла больше чем в 2 раза:
Кейс 2: Что будет, если вынимать из оборота больше, чем заработал? Если справитесь — со временем можете научиться привлекать заказчиков с доходом в $11 000 000 000 € в год
А это история Никиты Скрипченко, создавшего агентство Digital Man. Он сосредоточился на привлечении заказчиков и моментальном заработке, но забыл об управленческом учёте.
Проблема 1 — нет финансового учёта
Изначально у нас не было финансового учета: мы не видели окупаемость проектов, не понимали сколько приносит тот или иной сотрудник. Мы в принципе не могли сказать сколько заработали и хватит ли этой суммы для нормальной работы агентства. Мы не могли сопоставить собственные ожидания с реальными цифрами.
Ставить менеджерам завышенные планы я не видел смысла — они всё равно не сойдутся. А вот фиксировать предстоящие платежи по договорам, — да. Когда понимаешь, сколько агентство гарантированно получит денег, проще выстраивать собственные процессы и отслеживать кассовые разрывы.
Также важно фиксировать те деньги, которые вам уже перевели, и не просто как доход, а иметь ряд параметров. Мы учитываем поступления в обычном экселе:
Строгий учёт финансов позволяет ориентироваться в ценообразовании продуктов. Я, как руководитель, понимаю сколько реально денег мы тратим на проекты, которые делаем. И могу спрогнозировать будущую маржинальность проектов.
На основе этой информации мы строим дашборд в Google Sheets. Для нас это самый удобный способ составлять прогнозы, так как можно оценивать ситуацию по конкретному отделу или периоду.
Вот пример за предыдущий период:
- В приходах учитываем все средства, поступившие на счёт агентства.
- В расходах — траты и дивиденды.
Чистая прибыль 152 000 рублей как раз из-за того, что мы уже успели вывести дивиденды на счёт.
Аналогично выглядят графики по отделам:
Анализировать результаты и составлять прогнозы по таким диаграммам удобно. Я могу посмотреть сколько денег пришло в конкретном проекте и рассчитать их окупаемость:
Пример учёта поступлений по отдельному проекту:
В планах: до конца года ввести ROI для специалиста. Так мы сможем оценить вклад каждого сотрудника и продумать систему мотивации для отделов.
Проблема 2 — не считали рентабельность проектов
С этой проблемой мы тоже столкнулись в самом начале. Мы не понимали, как считать рентабельность своих коммерческих предложений. Как итог, периодически брались за проекты, которые с точки зрения прибыли, нас не интересовали.
Выявить проблему помог финансовый учёт. Мы проанализировали всё, что делали для этого, и разработали таблицу расчёта. В ней мы ведём учёт трудочасов, учитываем трудозатраты каждого работника и множество других метрик.
Таблица помогает рассчитывать прибыльность проектов и учитывать сторонние платежи. По факту, с помощью таблицы мы можем разбить стоимость каждого этапа работы и затем перенести его в КП.
Кейс 3. Что будет, если собрать флеш рояль ошибок? Если справитесь — можете выйти на оборот в 35 000 000 рублей в месяц за 3 года
А этой историей поделился Андрей Анцибор, основатель агентства «Нефтетрафик».
По большому счету, у нас весь путь развития агентства состоит из таких проблем, и решая каждый раз вот такие проблемы, мы, по сути, развиваемся и растём, выходим на какую-то новую ступень.
Агентство работает 2019 года
Штат: более 50 человек
Проблема 1 — не понимали, как собрать сильную команду
Первая сложность возникла сразу после открытия агентства — я не знал по каким параметрам выбирать людей в команду. Не было понимания какой специалист мне нужен, поэтому сначала ориентировался исключительно на профессиональные качества.
Взял крутого таргетолога с кучей кейсов, отдал ему проект, а потом понял, что он не справляется. Человек наплевал на все наши методики и действовал по-своему. Он даже не был готов признать, что его методы не работают.
Завалил проект и ушёл. А мы остались с вопросом: как искать людей дальше?
Решили, что проще учить специалистов с нуля. Разработали курс обучения и поставили на него смешную цену. Нужно было найти команду, а не зарабатывать на учениках. Задачу закрыли в первый же поток — часть сотрудников работает в команде до сих пор.
Пока агентство небольшое и бренд не раскачан, обучение — хорошая возможность найти мотивированных, увлечённых людей с горящими глазами.
Плюсы такого подхода:
- воспитали лояльную аудиторию,
- собрали команду, готовую работать по нашим правилами,
- во время обучения отсеяли людей с короной на голове.
Проблема 2 — не выстроил финансовый учёт
Первые 2,5 года я вообще не занимался этим вопросом. Прибыль агентства и размер дивидендов оценивал на глаз. Вот только цифры не сходились и периодически я выводил больше, чем нужно.
Финансовый директор не помог. Мне попался не совсем компетентный человек, который не понимал особенности отчётности у агентств. Пришлось учиться самому.
Многие рекламные агентства сталкиваются с проблемами финучёта. Они принимают рекламные бюджеты заказчиков, проводят их через свои рекламные кабинеты и за это получают процент с рекламных площадок. Выручка за месяц может составлять миллионы, а прибыль — тысячи. Чтобы не было финансовых просадок, этот момент нужно учитывать с самого начала.
Регистрируйтесь в Vitamin.tools: получайте возврат до 16% от всех пополнений рекламного бюджета и используйте еще 8 преимуществ от постоплаты с овердрафтом до бесплатных инструментов
Я полез разбираться и узнал много нового. Например, что оказывается есть два вида отчётности — бухгалтерская и управленческая. Вторую я никогда не брал в расчёт, поэтому цифры не сходились.
Сложность в том, что ни одна готовая система управленческого учёта не учитывает эти особенности. Мы попробовали, наверное, все из них, и в итоге сделали свою.
После внедрения и обкатки новой системы чистая прибыль выросла вдвое. Если на старте мы получали 12-14%, то после внедрения 20%+.
Проблема 3 — сделал чрезмерно высокую мотивацию для команды
Небольшому агентству плюс-минус 5% к зарплате не критично, но крупное агентство из-за такого может и закрыться. По мере роста агентства выяснилось, что пропускная способность одного специалиста гораздо выше, чем можно было поставить.
Какие проблемы спровоцировала эта ошибка:
- Упала прибыль. Получилось так, что с ростом выручки кратно увеличились расходы, а такого быть не должно. Если бы мы платили по схеме Fix-Flex, чистая прибыль и рентабельность проектов были бы выше. У нас же вышло наоборот.
- Сотрудники зарабатывали так много, что у некоторых стало сносить крышу. Классные специалисты начали искать смысл жизни и уходить в никуда, а агентству пришлось искать новые кадры.
- Некоторые сотрудники открылись с неприятной стороны. Они считали, что высокий доход — исключительно их результат. Команда к нему непричастна. Работать с такими людьми было сложно и частью пришлось расстаться.
Как решили проблему?
Порезали проценты и перестроили систему мотивации. Роста увольнений мы не боялись — даже с изменёнными условиями сотрудниками могли по-прежнему нормально зарабатывать.
Материальная мотивация — это только один из инструментов, который мы используем для повышения лояльности наших сотрудников. Мы делаем ставку на создание комфортной рабочей атмосферы.
Вот каких принципов мы придерживаемся:
- Уважение и поддержка. Мы уважаем каждого нашего сотрудника и готовы поддержать его в любой ситуации. Стараемся создать условия, в которых каждый может реализовывать свой потенциал и достигать личных и профессиональных целей.
- Командный дух. Стараемся создавать атмосферу, в которой люди могут доверять и помогать друг другу, работать вместе на общий результат.
- Развитие и обучение. Вкладываемся в развитие сотрудников, организуем для них тренинги и семинары, помогаем расти профессионально.
- Баланс работы и личной жизни. Мы стараемся помогать своим сотрудникам сохранять баланс между работой и личной жизнью. Работаем удалённо и учитываем индивидуальные потребности каждого сотрудника.
Если хотите, чтобы сотрудники не уходили из команды, предоставьте им комфортные условия работы. Сделайте так, чтобы они могли работать так, как им удобно. В нашей системе учёта сотрудник всегда видит сколько он получит денег за конкретный проект.
Проблема 4 — не выстроил систему лидогенерации
Не выстроенный финансовый учёт спровоцировал ещё одну проблему — мы не увидели, что неравномерно распределили собственные ресурсы. Не развивали всех заказчиков, а вложили все силы в прокачку одного, самого крупного. За год мы помогли ему увеличить месячную выручку с 1 500 000 миллионов рублей до 50 000 000 рублей, но сами оказались в сложной ситуации.
Агентство генерировало выручку неравномерно — примерно 40-60% доходов поступало от этого заказчика. И если заказчик уйдёт, агентство просядет по деньгам в 2 раза. Это недопустимо.
Чтобы такой ситуации не возникало, нужно диверсифицировать базу и не допускать перекосов по выручке. Стараться делать так, чтобы в агентстве не было заказчиков, генерирующих большую часть выручки.
Диверсифицировать базу лучше в несколько этапов. Сначала довести долю одного заказчика до 40%, а затем постепенно наращивать базу и снижать цифры.
Мы сделали так:
- Провели ребалансировку. Проанализировали всех заказчиков, работающих с агентством → выделили перспективных, долю которых можно нарастить.
- Поставили новые цели перед отделом маркетинга. Фокус на поиск новых заказчиков и удержание существующих.
“Выстроить систему лидогенерации в агентстве не просто. Нельзя просто запустить рекламу и лить трафик на квиз-лендинг, нужно наработать репутацию.
Что делаем мы: развиваем соцсети, участвуем в конференциях и нетворкингах, запускаем рекламу на всех популярных площадках, проводим свою конференцию для маркетологов.
Результат: сократили долю выручкообразующего заказчика до 15%, увеличили выручку и каждый день получаем заявки по новым проектам. Сейчас работаем над тем, чтобы увеличить поток заявок и нарастить выручку.
Резюмируем, что нельзя/можно делать:
- Нельзя делать ставку на одного заказчика. Важно диверсифицировать базу контактов и настроить систему привлечения лидов. Запомните правило: не больше 15% прибыли с одного заказчика.
- Нельзя забивать на финансовый учёт. Чтобы от месяца к месяцу увеличивать прибыль, вам нужно разобраться в финансовых потоках, научиться считать рентабельность проектов и ожидаемую выручку.
- Нужно искать способы увеличения дохода: запускать свои партнёрские программы, возвращать через Vitamin.tools процент с пополнения рекламы.
- Нужно прокачивать личный бренд: участвовать в отраслевых мероприятиях, развивать соцсети, запускать рекламу.
О каких ошибках мы ещё не рассказали?