Кто такой мемолог: реально ли зарабатывать на создании забавных картинок

Привет! Я Андрей Кокин, мемолог сервиса заказа такси Максим, и я расскажу, почему бизнесу нужны мемы и специалисты, которые умеют делать их профессионально.

Кто такой мемолог: реально ли зарабатывать на создании забавных картинок
Андрей Кокин
Мемолог сервиса заказа такси Максим

Обменяться мемами в чатике — святое. По статистике, 44% пользователей соцсетей от 18 до 34 лет шлют друг другу мемы регулярно. Компании не могли не заметить этот тренд и давно используют мемы в своих маркетинговых стратегиях — к 2025 году объём глобальной индустрии мемов может достигнуть 6,12 миллиарда долларов.

Что такое мем и можно ли назвать его современным феноменом

Мем — единица информации, которая передаёт эмоцию. Говоря о мемах, чаще всего подразумевают картинки, видео и тексты юмористического характера. Но на самом деле мемными могут быть любые идеи, символы, фигуры речи, элементы культуры, которые передаются от одного человека к другому.

Ошибка — утверждать, что мемы — феномен XXI века. Наскальные рисунки вполне можно назвать их прототипами: так наши предки передавали эмоции и наблюдения соплеменникам. Сам термин приписывают британскому учёному Ричарду Докинсу, который в 1976 году описал его как фрагмент значимой для культуры информации: это может быть шутка, мелодия и даже рекламный ролик. Современные мемы просто приобрели новую форму с появлением соцсетей.

Чем занимается мемолог

Если говорить обобщённо, то это специалист, который создаёт мемы для компании. Но сейчас любой мемолог — прежде всего сммщик.

Поскольку мем-маркетинг — очень молодое направление, в чистом виде таких специалистов мало где встретишь. К примеру, на hh.ru на момент написания этого материала было всего три объявления о поиске мемолога в компанию. Чаще всего функцию мемолога берут на себя SMM-специалисты. Их задача:

  • проанализировать аудиторию бренда и выявить её характеристики;
  • изучить особенности своей компании, разобраться в её товарах;
  • составить календарь с инфоповодами, исходя из интересов подписчиков и целей бренда (к примеру, продвинуть какой-то продукт или услугу);
  • отследить инфоповод и обыграть его так, чтобы уместно прорекламировать свой бренд.

Российская студия Mundfish — отличный пример того, как специалисты по мемам могут помочь компании приобрести дополнительные охваты. Создатели игры Atomic Heart добавили в неё большое количество отсылок к популярным мемам и сетевым шуткам. В недавнем дополнении «Инстинкт истребления» и вовсе появился говорящий гусь, речь которого состоит из мемных фраз. Другие персонажи игры сами по себе уже стали мемами — роботы-близняшки, Баба Зина, говорящий холодильник ↓

Кто такой мемолог: реально ли зарабатывать на создании забавных картинок

Как создают мемы

Процесс довольно хаотичный: невозможно заранее предположить, когда появится новый тренд и сколько мемов сделаешь за месяц. Например, июль 2023 года был очень плотным: несколько политических событий, премьеры «Барби» и «Оппенгеймера». Мы опубликовали достаточно много мемов. А в августе, наоборот, таких активностей почти не было.

Обычно процесс производства мемов выглядит так:

1. Мониторим социальные сети и новостную повестку в поисках инфоповода.

2. Находим интересный тренд и сразу начинаем анализировать, можно ли адаптировать его под цели нашего бренда.

Здесь важное правило — не думать слишком долго. Обычно, если за 20 минут идея не родилась, значит, скорее всего, этот мем бренду не подходит. Опытный мемолог, который хорошо знает свою компанию, может сразу прикинуть, какие её товары и услуги можно продвинуть с помощью инфоповода.

3. Как только идея появилась, реализуем — мемы быстро теряют актуальность. Занимаемся разработкой мема сами или передаём ТЗ дизайнерам — всё зависит от того, как принято в компании.

4. Готовый мем публикуем в соцсетях бренда.

5. Через несколько дней можно проанализировать эффективность. Она измеряется количеством лайков, комментариев и сохранений. Один из важнейших показателей — репосты, особенно в другие крупные сообщества.

В качестве примера приведу мем, опубликованный в сообществе Максим во ВКонтакте: при почти равном охвате пост с мемом заметно выделяется по количеству лайков и репостов ↓

Кто такой мемолог: реально ли зарабатывать на создании забавных картинок
У постов почти равный охват — 20–28 000 просмотров, но мем заметно выделяется — 150 лайков и 49 репостов
У постов почти равный охват — 20–28 000 просмотров, но мем заметно выделяется — 150 лайков и 49 репостов

Бывает, что руководитель отдела или собственник компании вмешиваются в процесс и не поощряют творческую свободу. Мемологу могут спускать ТЗ: «вот есть такой тренд, придумай с ним что-нибудь». Тогда приходится проводить брейнштормы, а результат может получиться весьма посредственным, потому что не каждый мем можно успешно адаптировать под свой бренд. Так происходит в компаниях, где у мемолога ещё не очень много опыта, чтобы отстоять свою позицию. Важно доказать эффективность своих идей с помощью статистики, тогда начальство начнёт доверять больше.

Какие знания и навыки нужны мемологу

В первую очередь это все те навыки, которые нужны SMM-специалисту:

  • умение анализировать аудиторию;
  • понимание специфики и возможностей каждой площадки;
  • базовые знания аналитики и маркетинга;
  • умение общаться с аудиторией.

А ещё пригодятся:

  • креативность;
  • чувство юмора;
  • эмоциональный интеллект и эмпатия;
  • знание поп-культуры.

Кроме того, важно владеть Figma, Photoshop или другим графическим редактором, чтобы накладывать тексты на картинки. В некоторых компаниях мемолог должен в совершенстве владеть фото- и видеоредакторами, в других сложные задачи передаются отделу дизайна.

Где работает и сколько зарабатывает мемолог

Согласно исследованию, 52% россиян хотели бы видеть мемы в коммуникации с брендами и корпорациями. Поэтому мемолог может работать практически в любой компании. К исключению относятся разве что только сферы, связанные с негативными эмоциями — например, ритуальные услуги. Хотя бывает всякое: летом 2023 года итальянское ритуальное бюро выпустило продукт и вот такой мем к премьере фильма «Барби» ↓

Кто такой мемолог: реально ли зарабатывать на создании забавных картинок

Но я бы не стал использовать его как пример для подражания. Во-первых, речь идёт о другой стране, и мы не знаем, какое там отношение к смерти. В России эта тема табуирована, и у нас за такие попытки пошутить можно нарваться на негатив. Во-вторых, мы не знаем, какую цель ставило бюро. Если попасть в заголовки СМИ, то цель выполнена. Если привлечь новых клиентов, то нужно смотреть статистику, но тут опять же может быть культурная специфика, и у нас такой трюк бы не сработал.

В остальном принципы мем-маркетинга использует как малый и средний бизнес, так и крупные международные холдинги:

  • у локальных брендов хорошо заходят местные мемы: подписчикам нравится читать про свой город и своё окружение;
  • средний бизнес ориентируется на более массовые истории, которые будут понятны широкой аудитории;
  • серьёзные и крупные компании, например, из нефтеперерабатывающей отрасли, тоже хотят быть ближе к людям, поэтому используют мемы в рекламных кампаниях.

Что касается заработной платы, то пока трудно привести статистику, поскольку это очень молодая профессия. Есть компании, где на мемологов вообще не выделяют бюджет, в других готовы платить и по 60 000 при условии совмещения с функциями SMM или контент-менеджера.

<p>Например: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fhh.ru%2Fvacancy%2F84547815&postId=822660" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вакансия</a> мемолога в MDK, обещают 45 000 рублей на руки</p>

Например: вакансия мемолога в MDK, обещают 45 000 рублей на руки

Как стать мемологом

Среди коллег часто встречаю мнение, что мемологом нужно родиться, потому что невозможно научить человека шутить. Я с этим в корне не согласен: мемологом может стать каждый, просто кому-то это действительно дано от рождения, а кому-то потребуется практика. Потому что у мемов, как и любых шуток, есть своя логика, свой алгоритм создания.

Можно освоить мемные науки самому. Подписаться на тематические сообщества вроде:

Завести свой тренировочный канал и просто делать мемы, пока не набьёшь руку. А можно окончить курс.

В Нетологии скоро стартует курс «Мемолог», где я эксперт. Своим студентам я расскажу про принципы создания мемов для широкой аудитории и аудитории брендов, разберём удачные шаблоны. Это будет инструкция, по которой можно будет пилить мемчики, пока не наберётесь опыта для собственных экспериментов.

Какие советы могу дать начинающим мемологам

Отслеживайте тренды. Есть мемы, появление которых никак не спрогнозировать, но можно мониторить события из мира поп-культуры и спорта, чтобы вовремя заметить тренды. В своём Telegram-канале «Это надо обыграть» я каждый месяц составляю список таких мероприятий, которые привлекают много внимания общественности: премьеры фильмов, релизы музыкальных альбомов, чемпионаты мира, туры знаменитостей.

Обсудите мемы с начальством. Если вы уже работаете в сфере SMM, предложите руководству попробовать опубликовать мем. Покажите, что есть картинка, которая широко обсуждается в сети, объясните, какие товары и услуги компании можно продвинуть с её помощью. Выступите с такой инициативой, по итогу вместе проанализируйте результаты. Со временем вам станут больше доверять, и вы сможете построить свою карьеру на мемологии.

Постоянно тренируйтесь и публикуйте мемы. Если вы делаете их для себя и никому не показываете, то не сможете набраться опыта. Это так и останется несерьёзным увлечением. Чтобы превратить мемы в часть своей профессии, не бойтесь делиться ими с аудиторией, а не только с друзьями.

Не бойтесь ошибиться. Неудачные мемы бывают у всех, и это тоже большой опыт. Всегда анализируйте, что пошло не так. Ошиблись с аудиторией, неудачно выбрали картинку, просто не смешно пошутили. Со временем страх уйдёт, и вы сможете делать по-настоящему крутые и уникальные вещи.

1010
1 комментарий

О.
Так я еще и мемолог. 🤣
Спасибо. Подчерпнул пару идей для своего сайта.
И понял, что я иду в правильном направлении - как раз месяц назад решил мемасики пилить. )

1
Ответить