Когда рассылка не является рекламой?
Маркировка рекламы, в том числе рассылок — самая обсуждаемая тема среди маркетологов, блогеров и предпринимателей.
Сегодня поговорим о рассылках.
Позиция ФАС сводится к тому, что рассылки маркировать не нужно.
Вместе с тем, такая рассылка должна осуществляться с учетом требований Закона о рекламе, то есть:
- с согласия пользователя на получение рекламных сообщений;
- с соблюдением ограничений и запретов, установленных Законом о рекламе.
За незаконную рассылку компании ждут крупные штрафы.
Сегодня приведем реальные кейсы, когда бизнесу удалось отменить штрафы ФАС по рассылкам и доказать правомерность своих действий.
Изучайте и берите на вооружение.
Спортмастер против ФАС. SMS-рассылка — реклама или нет?
дело N А28-13637/2021
Спортмастер оштрафован на 100 тыс.руб. за смс о бонусах:
"Алексей! 1000 бонусов действуют до 13.11.2020! Успейте потратить!"
Позиция судов: В рассматриваемом случае SMS-сообщение содержит персональное предложение конкретному клиенту с информацией о предоставлении ему бонусов. Данное сообщение не представляет интерес для неопределенного круга лиц, носит персонализированный характер и не является рекламой.
Суды указали на отсутствие в действиях Спортмастера состава вмененного административного правонарушения.
Кроме того, Спортмастеру удалось доказать, что отказ от рассылки был совершен клиентом уже после направления ему SMS.
Онлайн-кинотеатр Premier против ФАС. Рассказать про актрису без рекламы.
дело N А40-50244/21-139-361
ФАС посчитал рекламой сообщение, направленное на электронную почту физическому лицу, следующего содержания: "Специальный выпуск нашей рассылки. Звезда, кинодива, эффектная актриса Светлана Ходченкова в специальном выпуске рассылки Premier. Через свои работы и образы она рассказывает о любви, внутренних демонах, кризисах личности и поисках счастья..."
Позиция судов:
Сообщение не обладает признаками рекламы, т.к. не содержит объекта рекламирования, к которому необходимо привлечение внимания с целью продвижения на рынке, поскольку в нем отсутствует описание каких-либо преимуществ сервиса или фильмов, упоминания о стоимости услуг по пользованию сервисом, призыва приобрести услуги заявителя и иного объекта рекламирования, к которому необходимо привлечение внимания. Основной темой сообщения является творчество конкретной актрисы.
Перечисленные в сообщении фильмы доступны пользователям сервиса, оплатившим подписку, в рамках заключения соглашения с владельцем (без дополнительной платы), а спорное сообщение направлялось пользователям в рамках исполнения договора с владельцем сервиса, в нем присутствует исключительно информация о самом сервисе и не содержит сведения о третьих лицах.
Сообщение имело адресный характер, что указано в самом тексте: "Такие письма получают те, кто зарегистрировался на сервисе Premier...", предназначено для более удобного пользования сервисом пользователями его услуг.
Кроме того, по делу была проведена экспертиза. В лингвистическом заключении было указано на информационную направленность сообщения.
Заявление онлайн-кинотеатра удовлетворено в полном объеме.
Какие выводы можно сделать из этих кейсов:
- Если ФАС привлекает вас к ответственности — защищайте свои права, идите в суд.
- Грамотно выстраивайте правовую позицию по делу, при необходимости привлеките профессиональных юристов.
- При выборе стратегии защиты проанализируйте все признаки рекламы. Возможно, рассылка не подпадает под ряд из них.
- При необходимости, назначайте лингвистические, компьютерные и иные экспертизы. Стоимость экспертизы, зачастую, ниже размеров штрафов.
Если вам нужна правовая поддержка, обращайтесь к юристам Академии правовых и финансовых советников, напишите слово «рассылка» и получи бесплатную консультацию от юриста.