Последнее время очень часто всплывает тема product-market fit (дальше по тексту — PMF). Очень часто в этом контексте вспоминают про опросник Шона Эллиса как правильный способ измерить PMF. На своей практике я столкнулся с тем, что это очень далеко от истины.
Спасибо за статью! Круто расписано про ретеншен и личные истории показывают, что нельзя измерять успех продукта только одним показателем.
Что можете посоветовать по поводу нахождения PMF у продуктов, которых еще нет, даже в виде MVP? Есть такое расхожее мнение, что 90% стартапов проваливается, часть из них наверняка потому, что делали продукт для людей, которых не существует и закрытия потребности, которой нет.
Например, считаю, что VR в нынешнем виде никогда не взлетит до интересных объемов рынка. Для того, чтоб такое мнение составить, мне не нужно смотреть на график ретеншена продукта. А что по поводу новых продуктов?
PMF он по определению про поздние стадии.
Если продукта нет, то до PMF идут два других фита:
Problem fit - подтверждается через интерьюхи. Твердое "да" тут можно ставить только если человек тратил деньги или потратил существенное количество времени на решение проблемы.
Solution fit - когда появилась MVP и в ней уже есть 1-10 пользователей, которые активно юзают продукт и (важно) решают свои проблемы с его помощью.
Так-то да, одна из основных проблем смерти - нет рынка. И тут как раз вот problem fit вместе с классикой Customer development или JTBD подходом могут спасти