Кука «съели» онлайн-сервисы
Старейший мировой туроператор Thomas Cook сообщил в понедельник 23 сентября о банкротстве, оставив без поддержки более 600 тысяч путешественников по всему миру.
«Даст вам комнату в лучшем отеле,
Тёплую ванну и завтрак в постели.
Горы и недра, север и юг,
Пальмы и кедры покажет вам Кук…»
© С. Я. Маршак
Принудительной ликвидации и полному прекращению деятельности предшествовали многомесячные переговоры с кредиторами, которые так не увенчались успехом. Еще вечером в воскресенье любой желающий мог приобрести путевки и авиабилеты на официальном сайте туроператора.
Стремительный крах одной из самых известных на рынке компаний, основанной в Великобритании в 1841 году, отразится и на российском туристическом рынке. Шаткое доверие к туроператорам, которое было подорвано после банкротства 7 крупных компаний в 2018 году, будет чрезвычайно трудно восстановить, считает исполнительный директор агентства «АКулы Пиара» (ООО «Агентство КреативПроект») Анна Кудрис.
Доверие к туроператорам в России и без того подорвал очередной кризис отрасли 2018 года. Сегодня путевки у профильных агентств готовы покупать только 25% российских путешественников, к которым относятся люди более зрелого возраста. Они привыкли к «все включено» и не хотят тратить время и силы на самостоятельное путешествие
Самостоятельные путешествия выбирают уже более 40% российских туристов. В мировых масштабах количество путешественников, готовых самостоятельно формировать свои туристические маршруты, превышает 2/3 от общего туристического потока. Такую независимость современных путешественников от туроператоров эксперты связывают с появлением большого количества сервисов, позволяющих самостоятельно решить все организационные вопросы поездки.
Традиционных туроператоров заменили онлайн-сервисы, с помощью которых за полчаса можно самостоятельно спланировать маршрут, купить авиабилеты, забронировать гостиницу и взять в аренду автомобиль в любой точке земного шара. Все что для этого нужно – девайс с выходом в интернет. При этом путешественники не ограничены географией поездок, которые предлагают операторы, и экономят от 10 до 40% своего бюджета на комиссии
Высокая конкуренция в сфере туристических услуг привела к глобальному кризису рынка. Количество туроператоров, заявивших о своем банкротстве, исчисляется сотнями. Только за 2018 год прекратили свое существование 12 французских, 10 польских, 93 английский компании. Не стала исключением в этом ряду и Россия. В один момент летом 2018 года потерпели крах 7 крупных российских туристических операторов - Natalie Tours, Raduga Travel, Polar Tour, Матрешка Тур, Премиум Тревэл Групп, Аврора БГ, Атурис Тур и DSBW. Вслед за ними еще две популярные на рынке компании: «Данко» и «РоссТур». Борьба за туриста заставляет крупных игроков рынка демпинговать цены и продавать путевки на заведомо невыгодных для операторов условиях. При общем спаде спроса это является критическим для компании, которая в один момент уже не может исполнить свои обязательства перед клиентами.